Интегрированный урок «Право на жизнь» (обществознание – биология) 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Хрущева Инна Ивановна
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов – урок «право на жизнь» является именно таковым. Обществоведческий курс «Права человека и гражданина» и курс биологии «Онтогенез человека» нашли свое отражение в рамках данного интегрированного урока. По виду  – это был урок обобщения и систематизации знаний. Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности. Интеграция основ семейного права и формирование человека, а также факторов, влияющих на развитие ребенка и ответственности родителей за своих детей еще до рождения явились основой построения данного урока. Особенно интересным, по мнению ребят, была деловая игра, которая завершала изучение этой темы, дала возможность ребятам выбрать самостоятельное решение проблем современной семьи и сделать выводы. Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность. В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире. Интегрированный  урок с использованием ИКТ обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, способствует коррекции их недостатков, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти, речи, творческой активности, что обеспечивает эффективность обучения. 
 
Методические советы
Материалы данной разработки могут быть использованы как в 9 классе, особенно гуманитарного профиля, так и в курсе «Право»
Материалы данной разработки рассчитаны на сдвоенный урок, но их можно использовать и на одном уроке – частично. 
Темы ученических рефератов могут быть другими. 
Материалы данной разработки могут быть использованы и во внеурочной деятельности, например, для проведения тематического вечера по праву или биологии.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  (обществознание и биология).

Учитель обществознания: Томарова Е.Л.

Учитель биологии: Хрущева И.И.

Тема: Право на жизнь.

Эпиграф

«Счастлив тот, кто счастлив  у себя дома».

Л.Н.Толстой

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о семейном законодательстве и ответственности родителей по воспитанию и образованию детей на примере онтогенеза человека и негативного влияния факторов окружающей среды.

Обучающие задачи:

  • выявить и обобщить знания обучающихся по семейному кодексу, выявить проблемы современной семьи
  • систематизировать этапы эмбрионального развития
  • рассмотреть психическое восприятие в потсэмбриональный период

Развивающие задачи:

  • развивать творческое креативное мышление учащихся;
  • развивать способности к анализу, систематизации и обобщению учебного материала;
  • развивать умения работать в группе, коллективно решать проблемные задачи;
  • совершенствование умений прослеживать причинно – следственные связи, делать самостоятельные выводы;
  • развивать умения оценивания своей работы и работы своих товарищей;
  • развивать умения использования информационных технологий в процессе обучения;
  • способствовать развитию умений применять биологические и правовые знания в повседневной жизни.

 Воспитательные задачи:

  • способствовать возможности самореализации учащихся
  • воспитать у учащихся активную гражданскую позицию, позитивный социальный опыт

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока:  интегрированный (обществознание и биология)

Форма урока: урок-конференция

Технологии: развивающее и  проблемное обучение, развития критического анализа.

Форма организации деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая и коллективная.

Класс:  9 класс

Предмет:  обществознание и биология

Раздаточный материал: извлечения из «Семейного кодекса РФ», «Советы на будущее»

Учебники:

Боголюбов Л.Н. «Введение в обществознание». 8-9 кл.- М.: Просвещение, 2003

Мамонтов С.Г. «Биология: общие закономерности». 9 кл.-М.: Просвещение, 2005

План урока.

I.Ознакомление с темой

  1. постановка целей и задач урока
  2. актуализация темы.

II. Погружение в тему

                 1.  Семейное право: права родителей

                 2.  Онтогенез человека

                 3.  Факторы влияния на развитие человека.

                 4. Деловая игра «Референдум»

 III. Подведение итогов урока.

                1. Вывод,  домашнее задание.

                2. Выставление оценок. Рефлексия.

Деятельность учителя

СЛАЙД №1.

Вводное слово: Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок, мы попробуем обобщить ваши знания по биологии и обществознанию.

Определение целей и задач урока.

СЛАЙД № 2.

Эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой

Слово «ДОМ» можно расшифровать, как  ДЕТИ, ОТЕЦ, МАТЬ.

   О моральной и гражданской ответственности родителей говорится в конституции. Там сказано, что «родители должны заботиться о воспитании детей готовить их к труду, растить достойными членами общества».

Какая отрасль права регламентирует эти отношения?

СЛАЙД №3, 4

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 66 СК). Для возможности личного осуществления воспитания детей они наделяются родительскими правами (ст. 61 СК). Осуществление родительских прав представляет собой выполнение возложенной на родителей обязанности по воспитанию. Эта неразрывная связь прав и обязанностей представляет собой характерную особенность семейного права, отличительную черту родительских прав. Следует отметить, что помощь государства в воспитании детей ни в какой мере не исключает обязанности родителей и их ответственности за воспитание ребенка. Поэтому родители пользуются родительскими правами лишь при условии надлежащего выполнения своих обязанностей по воспитанию. А ответственность родителей начинается еще с самого раннего периода развития человека, с его зачатия.

СЛАЙД №7-18

Как уже было сказано, родители несут ответственность за своего ребенка еще до его рождения.

Какие же факторы влияют на развитие зародыша человека?

СЛАЙД №19-25

В своей книге «Родительская педагогика» Сухомлинский в главе « О Гражданской ответственности родителей», пишет… «нет благороднее и выше миссии для человека, чем отцовство и материнство…»  На развитие человека как социального существа большое влияние оказывает психическое развитие и эту основу человеку дает семья, родители.

СЛАЙД №26-36

Каждый ребенок с момента своего рождения имеет право на воспитание. Под этим понимается обеспечение ему такого физического, психического, духовного и нравственного развития, в результате которого он мог бы стать полноценным членом общества, плодотворно участвовать во всех областях его жизни, получать возможность наиболее полного удовлетворения своих материальных, духовных и культурных потребностей. Соответствующие нормы Семейного кодекса исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей.

СЛАЙД №37-39

СЛАЙД № 40

Проблемное задание.

Выделите проблемы современной семьи

1. Составьте комплекс мер по решению данных проблем (можно использовать текст документов).

2. Как можно это осуществить?

Подведение итогов игры: Таким видится вами решение проблем современной семьи.

Какой же вывод можем мы сделать?

СЛАЙД №41-42

Домашнее задание:

§43. Введение в обществознание. Выполнить задания с.281-282

СЛАЙД №43

Обращение к эпиграфу урока.

Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Подвести итог урока хотелось бы словами Сухомлинского «Если вы мечтаете оставить свой след на земле, не обязательно быть выдающимся писателем или ученым, вы можете утвердить самого себя в обществе, воспитывая хороших детей: хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь. Продолжая род человеческий отец и мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее…» Ребята, помните об этом.

Деятельность обучающихся

Семейное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Доклад о правах родителей и документах, регламентирующих данное право.

(текст в приложении)

Работа с документом : «Семейный кодекс РФ» (извлечения)

Доклад «Онтогенез человека»

(текст в приложении)

Доклад «Влияние факторов среды на зародыш»

(текст в приложении)

Доклад «Развитие психики ребенка»

(текст в приложении)

Доклад «Права ребенка»

(текст в приложении)

Деловая игра «Референдум»(работа в группах).

Работа с документами, обсуждение.

Выделение проблем.

Результаты работы выписываются на доску.

Каждая группа берет по одной из указанных мер и находит методы ее осуществления.

Результаты вносятся в меры, указанные на доске.

    В семье, где есть взаимное уважение и доверие, где люди любят и понимают друг друга, умеют трудиться, где каждый отвечает за свои поступки, вырастает человек убежденный, что за свои поступки, плохие или хорошие, отвечает он сам.

В семье должны закладываться не только нормы морали и поведения, но в первую очередь ответственность- перед собой, своей совестью, родителями, обществом. В семье закладывается уважение к закону.

«Советы на будущее» (они раздаются в печатном виде)

Обсуждение.

   


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе Война и право

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Рассмотрение основных направлений и теоретических основ деятельности государственных внебюджетных фондов на интегрированных уроках права и обществознания (на примере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации)

Пенсионный фонд - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов....

Интегрированный урок по географии и обществознанию "Из истории избирательного права"

В разработке представлен материал о истории развития избирательного права, современных принципах и подходах нарезки округов для голосования.  Предлагается практическая работа для учащихся. Рекоме...

Право на Жизнь -Обществознание 7 кл.

Право на Жизнь  -Обществознание 7 кл....