Главные вкладки

    Рассмотрение основных направлений и теоретических основ деятельности государственных внебюджетных фондов на интегрированных уроках права и обществознания (на примере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации)
    проект по обществознанию по теме

    Капин Артем Витальевич

     

     

    Пенсионный фонд - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pf_rf.doc173 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов

    1.1 Сущность и функции финансов

    В течение последних лет в научной литературе появляются публикации ученых-экономистов, посвященные исследованию содержания, функций, сущности финансов и финансовой системы. Однако среди исследователей, занимающихся изучением данных вопросов, нет единства взглядов при определении содержания научного понятия «финансы», более того, в многочисленных учебниках и учебных пособиях часто встречаются противоречащие друг другу толкования данного термина.

    Отсутствие среди современных отечественных исследователей-финансистов единого подхода к трактовке сущности экономической категории «финансы» является основной причиной дискуссии по поводу сферы распространения финансовых отношений [22, с. 32].

    Понятие «финансы», благодаря заимствованиям из иностранной литературы, распространяется на широкий круг экономических отношений, не имеющих ничего общего с финансами. По крайней мере, с теми денежными отношениями, которые в отечественной науке всегда называли финансовыми.

    Практически все денежные отношения в обществе стали причислять к финансам и денежные отношения негосударственных предприятий, и банковское дело, и домашнее хозяйство, и вообще все, что связано с движением денег [37, с. 179].

    Для начальной ясности предмета исследования необходимо сразу определиться, что понимается под финансами.

    По мнению Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., финансы - это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач [26, с. 123].

    С.Ф. Федулова отмечает, что финансы - это система денежных отношений по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства [41, с. 16].

    Коллектив авторов (в составе Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М.) считает, что понятие «денежное хозяйство страны» идентично принятому в западной терминологии понятию «финансы» и выделяет две категории - государственные (публичные) финансы и финансы (в широком смысле).

    Государственные (публичные) финансы - это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

    Финансы (в широком смысле) - это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий финансовой системы [37, с. 196].

    Барулин С.В., Барулина Е.В. считают: как экономическая категория финансы занимают определенную нишу в системе экономических отношений.

    С этих позиций финансы опосредуют всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых (денежных) ресурсов в публично-правовой и частно-правовой формах, образования и использования на этой основе публичных и частно-хозяйственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов [20, с. 56].

    По мнению коллектива под руководством Мацкуляка И.Д., финансы - это качественно определенная сфера экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных средств при формировании доходов и накоплений организаций и их расходовании, а также денежных доходов и расходов государственных и муниципальных образований [31, с. 25].

    Чернецов С.А. дает определение финансам как системе экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода [42, с. 29].

    Авторы Финансово-кредитного энциклопедического словаря, под общей редакцией Грязновой А.Г. определяют финансы как фундаментальную, обобщающую, многозначную экономическую категорию, характеризующую процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц; в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения [36, с. 923].

    По мнению коллектива авторов под руководством Ковалевой А.М., финансы как экономическая категория - это отношения, возникающие в процессе распределения денежного выражения стоимости валового национального продукта в связи с формированием финансовых ресурсов у субъектов рынка и их использованием в процессе производства, накопления и потребления [30, с. 106].

    С точки зрения коллектива авторов под руководством Ковалева В.В., финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта [29, с. 10].

    Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. считают, что категорию «финансы» можно рассматривать с двух позиций: 1) в материальном смысле - как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений.

    В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля за движением денежных средств.

    Во втором случае финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств [23, с. 7].

    Тезис о том, что в основании финансовых отношений всегда лежат денежные отношения, которые являются сущностью финансов, не вызывает сомнений [33, с. 54].

    В вопросах определения экономической сущности финансов и состава финансовых отношений, характеризующих внутреннее содержание данной категории, выделяют две теории: распределительную и воспроизводственную, в которых нельзя не отметить их противоречивости, неоправданно расширяющие сферу действия этой категории и не позволяющие отделить ее от других денежных категорий [39, с. 29].

    Под сущностью финансов следует понимать денежные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе распределения, перераспределения и использования целевых фондов денежных средств, а также отношения этих субъектов к самим денежным средствам [22, с. 65].

    Финансы как система денежных отношений представляют собой диалектическое противоречие, которое возникает внутри самого отношения, т.е. внутреннее противоречие присутствует в отношении. Другими словами, финансы как отношение и есть противоречие [22, с. 57].

    Обобщая приведенные примеры, можно сделать вывод о том, что среди экономистов нет единства взглядов в определении финансов, и часть авторов отождествляют финансы с денежными распределительными отношениями, другие считают, что финансы - это экономическая категория и особая форма экономических отношений, третьи понимают под финансами совокупность общественных отношений и т.д. Но в то же время нельзя не согласиться с точкой зрения коллектива авторов под руководством В.В. Ковалева, что финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

    1.2 Финансовая система: сущность и структура

    В современное время термин «финансы» в обществе используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п. [24, с. 214].

    Таким образом, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [1].

    Подходы к определению финансовой системы также разнообразны.

    Мнение российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.

    В экономической практике современной России можно встретить два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.

    Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства [35, c. 223].

    Второй вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта [29, с. 142].

    «Финансовая система» - в российской экономике понятие развивающееся. Подходы к определению состава подсистем также различны между собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Приложение А) [30, с. 318].

    Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы:

    - финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;

    - общегосударственные финансы.

    Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы, проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.

    Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёва считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. [30, с. 212].

    По их мнению, эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Финансы предприятий - эти децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

    Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждой отдельной подсистеме, финансовая система является единой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    Дадим краткую характеристику каждому из звеньев системы.

    Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: расходной и доходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

    Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Данные фонды формируются посредством обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.

    Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта [30, с. 221].

    Финансовый рынок - рынок, где обращается капитал. Авторы считают, что его можно отнести в систему, так как фондовый рынок - это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

    Фондовый рынок в России начал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Немалое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию рыночного менталитета.

    Централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и ВВП. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

    Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продаёт государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа.

    Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

    Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.

    Финансы предприятий различных форм собственности - основа единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

    Галицкая С.В. считает, что понятие финансовой системы неоднозначно, и различает функциональную и институциональную финансовые системы. Функциональная - совокупность финансовых отношений, институциональная - множество финансовых учреждений [27, с. 89].

    Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации финансовых отношений является роль субъекта в общественном производстве.

    Выделенные группы и подгруппы связаны между собой посредством перемещения финансовых ресурсов из одних фондов другие.

    Институциональная финансовая система предполагает совокупность институтов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих определённые функции в сфере финансов, в том числе:

    - президент;

    - органы законодательной власти;

    - органы исполнительной власти, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;

    - органы финансово контроля.

    А мнение Ефимовой О.В. состоит в том, что в состав финансовой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти, во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, во-вторых, банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной институциональной единицей финансового рынка [28, с. 233].

    Нешитой А.С. считает, что в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х гг., можно выделить следующие крупные сферы [32, с. 372].

    1) Государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;

    2) Финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов).

    3) Страхование.

    4) Кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

    Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

    В соответствии с перечисленными сферами финансовой системы выделяются соответствующие звенья. К государственным и территориальным финансам относятся [32, с. 374].

    1) Государственная бюджетная система.

    2) Система внебюджетных фондов.

    3) Система государственного кредита.

    Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя структуру финансовых взаимоотношений коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций различных форм собственности, а также систему страхования. В свою очередь финансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов населения.

    Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что она, в странах с рыночной экономикой, представляет собой сложно структурированную систему, которой присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы.

    Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирования и использование денежных средств государства, организаций и населения [25, с. 428]

    С нашей точки зрения, в целом финансовая система России, наиболее подходящая под реальное положение дел состоит из двух укрупнённых подсистем:

    - государственных и муниципальных финансов;

    - финансов хозяйствующих субъектов.

    Эти укрупнённые подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частые подсистемы (звенья), представленные ниже (Рисунок 1.1)

    Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.

    Рассмотрев понятия финансовой системы авторов Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляка, В.В. Ковалева и других следует согласиться с определением финансовой системы автора Подъяблонской Л.М., которая считает, что финансовая система - это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками [33, с. 186]

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

    Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ

    Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. Термин «внебюджетные фонды» применяется к фондам денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета [31, с. 398].

    Основные причины образования внебюджетных фондов [22, с. 308].

    1) Необходимость социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга.

    2) Необходимость оперативного решения социальных проблем, которое возможно с помощью внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении исполнительных органов власти.

    3) Необходимость в новых методах перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике.

    4) Необходимость финансирования территориальных нужд.

    Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение - страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое содержание внебюджетных фондов [21, с. 114]. Юридическое определение внебюджетных фондов дано в Бюджетном кодексе: это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами [1].

    С целью раскрытия экономической сущности внебюджетных фондов следует обратиться к их признакам. Главными отличительными чертами внебюджетных фондов являются [19, с. 236].

    1) То, что внебюджетные фонды представляют собой определенную совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства. Это касается как доходов, так и расходов указанных фондов. Не существует внебюджетных фондов только с одними доходами или только с расходами. Иными словами, расходы и доходы фонда всегда взаимосвязаны.

    2) Создание государственных внебюджетных фондов для финансирования вполне определенных, конкретных задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на иные цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда. Иначе говоря, все внебюджетные фонды имеют целевой характер.

    3) Накопленные в государственных внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создается для выполнения этой задачи.

    4) Важным признаком государственных внебюджетных фондов является нахождение их денежных средств в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации.

    5) Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти, то есть все расходы и доходы государственных внебюджетных фондов, их размер ежегодно устанавливаются в законах о бюджетах этих фондов.

    6) Важным признаком внебюджетных фондов является наличие собственных источников доходов. Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы.

    Исходя из указанных признаков внебюджетных фондов, можно дать развернутое определение государственного внебюджетного фонда как совокупности находящихся в государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), обособленных от государственных бюджетов, имеющих целевой характер, источники формирования в виде целевых доходов или целевых отчислений от конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, оперативное управление которыми осуществляется уполномоченными государственными учреждениями [36, с. 324].

    Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [36, с. 336]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

    Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянного сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

    Таким образом, с институциональной точки зрения государственные внебюджетные фонды - это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет [35, с. 564].

    К государственным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерациии Фонд обязательного медицинского страхования.

    Пенсионный фонд РФ - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. [5, с. 112]. Как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.) [5, с. 400].

    Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [1].

    В основные задачи ПФ РФ входят [5, с. 401].

    1) Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ Российской Федерации.

    2) Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

    3) Капитализация средств ПФ Российской Федерации, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

    4) Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств.

    5) Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного обеспечения существенно изменился порядок формирования доходов и направления расходования средств этого фонда.

    В настоящее время через Пенсионный Фонд РФ осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

    Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7.08.1992 г. Является автономным и строго целевым. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3, с. 406].

    Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, при признании человека безработным, а также пособия на погребение умерших [40, с. 59].

    К источникам поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования относятся [38, с. 408].

    1) Страховые взносы.

    2) Дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов.

    3) Штрафные санкции и пени.

    4) Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.

    5) Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования.

    6) Иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

    В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

    Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) - Система обязательного медицинского страхования является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый от 28.06.1991 г. [16, с. 414]. Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства ФОМС в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения. ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

    Основные задачи Федерального фонда состоят в следующем [16, с. 415].

    1) Обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ».

    2) Достижение финансовой стабильности системы страхования на перспективу.

    3) Участие в разработке, финансировании и реализации финансовой политики в области ОМС.

    4) Разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов в части объёма и качества предоставляемых услуг.

    5) Финансирование целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки кадров.

    6) Финансирование материально-технической базы здравоохранения.

    Средства Фонда ОМС формируются главным образом за счёт отчислений от обязательных платежей по единому социальному налогу организаций-работодателей и индивидуальных предпринимателей.

    Итак, важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

    Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений.

    1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации

    Страховые взносы с 1 января 2010 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов [14].

    Плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

    Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [1].

    В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.

    Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

    В 2009 году был принят федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС [14].

    С 2011 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 463000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

    В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет [1].

    1) Страховых взносов работодателей.

    2) Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов.

    3) Страховых взносов иных категорий работающих граждан.

    4) Средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований.

    5) Добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

    6) Доходов от капитализации средств ПФ России и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях.

    Пенсионный фонд Российской Федерации один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

    Средства ПФР направляются на различные выплаты [1].

    1) Выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации.

    2) Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет.

    3) Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

    4) Финансовое и материально техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

    Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Средства ФСС направляются на различные выплаты [14].

    1) Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

    2) Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

    3) Оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание.

    4) Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание).

    5) Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан.

    6) Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса).

    7) Оплату проезда к месту лечения и обратно.

    8) Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

    9) Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда и другое.

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, за счет его средств предоставляются:

    - специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России;

    - высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;

    - медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством;

    - дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    - дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

    - дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и др.

    Расходование средств государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством [1].

    Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

    Таким образом, область перераспределения внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

    2. Особенности деятельности Пенсионного фонда РФ

    2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ

    Пенсионный фонд ? наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.

    Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет следующих источников [18].

    1) Страховых взносов.

    2) Средств федерального бюджета.

    3) Сумм пеней и иных финансовых санкций.

    4) Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.

    5) Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц (или других поступлений, в том числе валютных ценностей).

    6) Иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

    При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

    Средства Федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [11] и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [10], включая их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном Федеральным законом, а также средства Федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок возмещения указанных средств определяется Федеральным законом [18].

    Страховые взносы являются преобладающими доходами Пенсионного фонда и уплачиваются субъектами пенсионного страхования, такими как: работодатели (юридические лица); крестьянские хозяйства; родовые семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве; нотариусы, занимающиеся частной практикой; частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей; работающие граждане и другие. Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах независимо от источника их финансирования. Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению Правления Пенсионного фонда. На 2011 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который предусматривает различные тарифы страховых отчислений в ПФР.

    В 2011 году ставка страховых взносов возросла с 26% до 34%. Из них 26% работодатели платили в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

    Помимо этого, с начала 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации:

    - хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;

    - организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

    - организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, при условии соблюдения условий установленных законодательством о страховых взносах.

    В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.

    С 2011 года законом предусмотрены пониженные тарифы для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» [15].

    Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника, и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составил 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей. Помимо вышеописанных взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2% до 8,5%. Внесенные Федеральным законом №348-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» от 08.12.2010 изменения коснулись в основном базы для обложения взносами на страхование от несчастных случаев. В Законе содержится новый Перечень, который приблизил базу для расчета взносов к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4000 рублей, материальная помощь при рождении ребенка до 50000 рублей [14]. В соответствии с 331-ФЗ от 08.12.2010 сами тарифы взносов на страхование от несчастных случаев не изменятся.

    Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщиков взносов. Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода. При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФР с начислением пеней.

    Помимо вышеперечисленного формирование средств ПРФ может происходить за счет средств, которые возмещаются ПРФ Государственным фондом занятости населения РФ по причине назначения досрочной пенсии безработным, а также за счет средств, взыскиваемых с граждан и работодателей после предъявления им регрессных требований.

    Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными Фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе (НПФ «Газфонд», НПФ «Благосостояние», НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Согласие» и т.д., согласно «Перечню негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию»). Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах». С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного Пенсионного фонда. Негосударственный Пенсионный фонд - некоммерческая организация, цель деятельности которой связана с аккумулированием пенсионных взносов, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств фонда и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда. Негосударственные Пенсионные фонды являются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ.

    Итак, Пенсионный фонд РФ - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов. Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Страховые взносы являются преобладающими доходами Пенсионного фонда РФ и начисляются на все виды заработка. Страховые взносы не платят воинские формирования РФ и общественные организации инвалидов.

    2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ

    Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные с функционированием обязательного пенсионного страхования, с государственным пенсионным обеспечением, с дополнительным пенсионным обеспечением.

    Состав и структура доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год [1].

    Доходы бюджета ПФР формируются за счет:

    - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

    - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;

    - страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;

    - страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

    - страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации.

    - доходов сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;

    - доходов от размещения средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

    - денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;

    - прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в ПФР.

    - прочих налоговых поступлений в ПФР.

    - средств федерального бюджета, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.

    - средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР на государственное пенсионное обеспечение;

    - средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;

    - средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

    - средств, полученных из негосударственных пенсионных фондов.

    - средств Федеральной службы по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно граждан, признанных безработными, пособий.

    Расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы:

    - по обязательному пенсионному страхованию;

    - по государственному пенсионному обеспечению;

    - на дополнительное пенсионное обеспечение;

    - оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

    - на финансовое и материально-техническое обеспечение;

    - прочие расходы.

    Расходы по государственному пенсионному обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.

    Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летних экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации [6].

    Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.

    Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе - в соответствии с нормами Федеральных законом №173-ФЗ и №166-ФЗ, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионе [10].

    Основными характеристиками бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются [18].

    1) Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 6 280 067 478,6 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 145 671 506,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 602 847,3 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 938 644 970,6 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 121 744 615,7 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 092 600,1 тыс. рублей;

    2) Общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 5 948 077 940,7 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 300,00 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 567 611 885,3 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей;

    3) Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2013 год в сумме 331 989 537,9 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 371 033 085,3 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

    В 2012-2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.

    Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.

    С 2010 года введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР.

    В связи с этим на 2012-2014 годы будут предусмотрены ассигнования на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации уже составило 1250 рублей в месяц. Наибольшее повышение от валоризации получили пенсионеры старше 80 лет - до 1700 рублей.

    Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования, в проектировках предусматриваются ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

    Итак, преимущественно доходы Пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной ее части, а также за счет федерального бюджета и налоговых взысканий, штрафов.

    Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации направлены на государственное пенсионное обеспечение, на обязательное пенсионное страхование, социальную поддержку населению.

    внебюджетный фонд пенсионный доход

    Список литературы

    1 Бюджетный кодекс Российской Федерации №145-ФЗ от 25.12.2012 // Собрание законодательства РФ. - №3. - ст. 13

    2 Государственный бюджет СССР / под ред. Г.Л. Рабиновича. М., 1983. С. 295-300.

    3 Конституция Российской Федерации.

    4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) №146-ФЗ от 31.07.1998 // Собрание законодательства РФ. - №32. - ст. 3340.

    5 Постановление Верховного Совета РСФСР «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» №442-1-ФЗ от 22 декабря 1990 года // Собрание законодательства РФ. - №23. - ст. 25.

    6 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 1 апреля 1996 года // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №2. - Ст. 10.

    7 Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». №127-ФЗ от 23 августа 1996 года // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №4. - Ст. 16.1.

    8 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125-ФЗ от 23 августа 1996 года // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №3. - Ст. 12.

    9 Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №2. - Ст. 9.

    10 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1. - Ст. 5

    11 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №4. - Ст. 14.

    12 Федеральный закон «ОБ инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» №111-ФЗ от 24 июля 2002 года // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №6. - Ст. 15.

    13 Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» №56-ФЗ от 30 апреля 2008 года // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №3. - Ст. 4.

    14 Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». №212-ФЗ от 24 июля 2009 года // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №2. - Ст. 12.

    15 Федеральный закон «Об инновационном центре Сколково». №244-ФЗ от 28 сентября 2010 года // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №5. - Ст. 19.

    16 Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №5. - Ст. 21.

    17 Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» №360-ФЗ от 30 ноября 2011 года // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №1. - Ст. 9.

    18 Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». №373-ФЗ от 30 ноября 2011 года // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №2. - Ст. 21.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

    Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

    Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

    Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

    урок обществознания "Пенсионная система Российской Федерации"

    Данный материал можно  использовать как при проведении урока обществознания, так и при проведении занятия по пенсионной грамотности школьников....

    Интегрированный урок по английскому языку и праву по теме "Конституция Российской Федерации"

    Целью урока является сформировать целостную систему знаний по английскому языку и праву по теме "Конституция Российской Федерации"...

    Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

    Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...

    План-конспект урока «О пенсионном законодательстве Российской Федерации»

    Цель урока: повысить пенсионную и социальную грамотность учащейся молодежи, ее заинтересованность в формировании будущей пенсии; повысить уверенность молодежи в надежности государственного социального...