Конспект урока литературы для учащихся 8 класса."Экспрессивные возможности предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Л.Н.Толстого "Послебала".Ведётся исследовательский анализ рассказа..Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородными членами.Это  портретные описания героев,  описание мазурки,  сцена наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича. Работа ведётся в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок  словесности в 8 классе

                                Подготовила Матвеевой Валентины Геннадьевны, учитель

                                русского языка и литературы ГКОУ ВО кадетской школы-                                        интерната «Кадетский корпус» имени Д.М. Пожарского

Тема урока.   Экспрессивные возможности однородных членов предложения в рассказе                         Л.Н. Толстова «После бала».

Цель урока: формирование представления  о экспрессивных возможностях  конструкций                               с однородными членами предложения через анализ рассказа Л.Н.Толстого                         «После бала».

Задачи урока.1. Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с                         однородными членами в рассказе для выражения авторской идеи.

                2. Попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого,                         погрузившись в его язык.

                    3.Развивать исследовательские способности учащихся.

                    4. Уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной                                 проблеме.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «После бала», запись мазурки Ф.Шопена, презентация, исполнение танца мазурки учащимися хореографического  кружка, распечатка стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта».

                                         Ход урока.

  1. Организационно мотивационный этап урока.  Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

-Чтение стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

        Эти нивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

        Эти зори без затменья,

      Этот вздох ночной селенья.

       Эта ночь без сна,

     Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё-весна.

Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного поэта А. Фета.

- Как вы думаете, почему?  Это урок словесности, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова.

Скажите, пожалуйста, сколько предложений в этом стихотворении? Одно. Чем осложнено данное предложение? (В стихотворении поэт использовал однородные члены предложения, обобщающее слово всё).

- А что автор сумел выразить с помощью конструкции предложения с однородными членами предложения? ( Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение человеческой души)

3. Постановка цели и задач урока. Подведение учащихся к формулировки проблемы урока. Какова проблема урока? Узнать, в каких эпизодах рассказа «После бала» встречаются конструкции предложений с однородными членами  и выяснит их роль. Почему из всего многообразия конструкций писатель использует предложения с однородными членами?

4. Актуализация знаний. Систематизация знаний о художественном произведении.

А) Лингвистический эксперимент.

        На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала». А как хорошо вы знаете это произведение, мы сейчас узнаем. Задание. Допишите предложение, взятое мною из рассказа: «Она была прелестна: (высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная)». Сравните  с предложением у Толстого.

- Предложение какой синтаксической конструкции выбирает автор? (Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложения с однородными членами)

- Какую цель он преследует? (Это даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера).

- Что значит величественная? (Исполненная достоинства).

Повтор слов улыбка, улыбалась – это характерный толстовский приём, уже не раз отмеченный лингвистами.

5.Исследовательская работа учащихся. Работа в группах. Проверка домашнего задания.

Задание. Выяснить частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа.

Слушаем сообщение о результатах исследования.

Вывод. Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича.

Закрепление нового материала .Анализ эпизодов

1). Портрет Вареньки.

- Какой вам представляется героиня? (нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда)

- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.

«Она была в … платье с …  поясом и в … перчатках, немного не доходивших до …, .. локтей, и в … башмачках.»

- Какие определения преобладают в предложении? (передающие цвет)

- Как называется такой приём?  (Цветопись)

-Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? Нет

- С какой целью использует его Толстой? Белый цвет-олицетворение чистоты, света,

радости, подчеркивает ощущение праздника, передаёт душевное состояние рассказчика.

- А как ещё Толстой передаёт душевное состояния Ивана Васильевича? Через мазурку.

- Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность? «Я танцевал и кадрили …»

- Почему автор повторяет союз и? (мысль выражается эмоционально.) Перестройте это предложение по схеме { о,о,о }Что меняется? Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению.

2). Анализ эпизода – описание мазурки.

- А откуда пришёл этот танец и само это слово?

 -Презентация ученика о мазурке

1 слайд. (Там, где Висла сливается с Западным Бугом, на земле Мазовецкой, с давних пор жило смелое польское племя мазуров.  Это были лихие наездники и не менее лихие танцоры. Здесь и родился танец, который называют мазуркой. Многое в этом танце связано с образом блистательного кавалериста: особая выправка, пружинистый шаг, пришпоривающие удары каблуков.

2.слайд  Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа

3 слайд Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.

4 слайд «Сколько в этом танце гордости, нежности и вызова, - писал Ференц Лист – В Польше мазурка – не только танец. Она род национальной поэмы, назначение которой – передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии».

Прекрасные, глубоко народные по духу мазурки для фортепиано писал замечательный польский композитор Шопен. В начале 19 столетия мазурка стала популярным бальным танцем. Модные парижские танцмейстеры поспешили придать ей салонный характер. В этом виде  мазурку танцевали и в петербургском свете. Но в русской провинции она сохранила подлинные народные черты.

- Звучит музыка Шопена. Исполняется танец «Мазурка».

А теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова.

- Какие конструкции предложений здесь преобладают? Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами. Почему? (Мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характер).

- А в каком эпизоде ещё встречаются такие предложения?

3). Анализ сцены: наказание татарина. Чтение эпизода. Иллюстрации к эпизоду проектируются на экран. Нахождение предложений с однородными членами. Они передают движение и его характерные особенности

- По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст, антитеза)

- В чём ещё проявляется контраст в рассказе? В цвете и в музыке.

Предложения с однородными членами, использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя.

4).Анализ эпизода, передающего душевное состояние И.В.. Какова их функция?

- Что чувствовал И. В. на балу? Любовь, блаженство, счастье. Прочитайте  предложение, подчеркивающее это состояние. «Я любил и хозяйку …».

- А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания?

(Он чувствует стыд и тоску.) В данном эпизоде автор использует однородные определения в переносном значении: слово тошнота в переносном значении «отвращение, омерзение – это чувство, вызывающее омерзение. Встречаются нераспространённые однородные сказуемые.

- Какое художественно изобразительное средство использует автор в этом эпизоде? Метафору: «вырвет ужасом», подчеркивающую несовместимость того, что герой увидел с его нравственными принципами.

Подведение итогов.

-Что же стало итогом душевного потрясения И.В.? Его любовь к Вареньке умерла.

«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…».

- А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? Жестокость.

- Как вы понимаете это слово?  (Проявление безжалостности, беспощадности).

Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжёлых человеческих пороков.

 Рефлексия. Составление словосочетания со словом «жестокость».

7.Комментирование оценок и выставление в дневник.

8. Задание на дом. Написать сочинение по ассоциациям, отталкиваясь от понятия «жестокость».

                              Урок окончен

Литература, использованная на уроке:

1.Журнал «Русский язык в школе» № 3-4 1992 г.

2. Ю.А. Гвоздарёв «Лингвистический анализ рассказа Л.Толстого «После бала».

3. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией Г.И. Беленького - М.: Мнемозина, 2010 год.