Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_nosovu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок литературы в 7 классе

Оформление доски: Портрет писателя Е.Носова

                                        Иллюстрация.

Выставка книг: «Красное вино Победы», «Шопен, соната №2»,

                          «Увятские шлемоносцы», «Костер на ветру».

Словарь урока: Патриот, символ.

Эпиграфы к уроку: «И осторожно ходит по Земле босая память – маленькая      

                                      женщина» (Е.Исаев)

                                      «Но в памяти такая скрыта мощь,

                                        Что возвращает образы и множит…» (Д.Самойлов)

                                        «Его безмолвие как  будто хранят победные         салюты!»  

                                                                                                                         (М.Карим)        

Цели урока.

1.Воспитание патриотизма, лучших нравственных качеств через обращение к произведениям о войне;

2.Отработка навыков работы с текстом.

3.Ознакомление с творчеством писателя Е. Носова.

Планируемые результаты:

Личностные – понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения; формируют позитивное отношение к природе и человеку.

Предметные – формируют представление о жизни и творчестве Е.И. Носова; анализируют художественное произведение.

Метапредметные  развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель; владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка.

                                       

Ход урока.

Слово учителя.

Русская пословица гласит: «Сладость победы стирает горечь поражения».Мы победили 65 лет назад в самой кровопролитной войне ХХ столетия. Может, хватит уже печалиться об утратах и потерях?  Может, пришло уже то время, о котором написал когда-то поэт-фронтовик С.Орлов :

                                             Когда это будет, не знаю:

                                              В краю белоногих берез

                                              Победу 9 мая

                                               Отпразднуют люди без слёз.

-Так пришло уже это время?

-До тех пор, пока живы фронтовики, вдовы, родные погибших и умирающих уже в мирной жизни победителей, пока жива память в сердцах людей, Праздник Победы будет самым святым и светлым в нашей стране. «Праздник со слезами на глазах».

Память будет жива, пока писатели будут создавать произведения о войне. Как это делает писатель Евгений Иванович Носов. О чем бы он ни писал, тема войны остается главной в его творчестве. Почему? Он сам прошел войну  и вот как словами одного своего героя описывает состояние человека, прошедшего через войну:

«Я в другой раз силюсь представить что-нибудь из тех лет, закрою глаза и вижу совсем не то. Какие-то балки огненные рушатся,.. Люди бегут…Черные против огня…Бегут и падают. Никак не пробьюсь сквозь всё это в те свои годы. Где-то они остались по другую сторону. Как за лесным пожаром.»

И вот своим творчеством Е.Носов пытается восстановить какие-то важные, прерванные войной связи, помогает пробиться к сокровенной душе народа, когда-то одетого в солдатскую шинель. Сегодня мы поговорим о рассказе Носова «Живое пламя». Вы прочитали дома рассказ, самостоятельно пытались ответить на вопросы, работали над словами.

Обращение к  словарю.

Кого из героев рассказ мы можем назвать патриотом? Почему?

Какой предмет в тексте является символом? Чего?

Поясняют значение слов патриот, символ.

Алексея, автора, т.Олю.

Алые маки

Разберемся в прочитанном вместе.

Беседа по тексту.

-О чем нам хочется поговорить, прочитав миниатюру?

-О быте жителей окраины?

-об увлечении хозяйки?

-о памяти сердца?

Тетя Оля не жалуется, на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право делать такой вывод?

-Чем живет в настоящей жизни тетя Оля?

-Почему она занялась разведением цветов?

-Найдите и прочитайте отрывок, где описана клумба тети  Оли.

-Как тетя Оля пыталась доказать, что мак не следует сеять на клумбе?

-Что вы можете сказать о её речи?

-Сумел ли Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

«Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет.

Листочек мой, травиночка,

Тебя всё нет и нет»,-поется в одной песне.

-Каким же он был, Алексей? Найдите слова в тексте, из которых мы узнаем о сыне.

-Как же мы его можем назвать?

-Каким он был в довоенной жизни? Каким вы его себе представляете? В какой обстановке он вырос?

Конечно, о памяти сердца.

Иногда скорбь выражается в словах, жестах, мимике. Печаль разлита по всему рассказу. (примеры из текста)

Пыталась унять боль, отвлечься от печали.

Текст, с.273

Текст.

Проста, бесхитростна, выдает малограмотную женщину.

Война унесла сына, показана боль матери.

«когда я…» , «Алексей погиб…»

Героем, патриотом.

Рассуждения на примере эпизодов из текста.

Описание предметов быта.

Отступление от текста. Дополнения учителя.

Евгений Носов придает большое значение бытовым деталям, предметам, мелочам, связанным с жизнью . Вот взгляд автора остановился  (в рассказе «На рассвете») на деревянной печи, в обмазке которой «утонуло» круглое зеркальце. Оказывается, хозяин избы, ещё задолго до войны ради молодой жены, вечно хлопочущей у печи, вкрепил в печь зеркальце. Для чего?

Сделаем вывод: Чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, обязательна ли особая атмосфера в семье?

А что необходимо понимать, чтобы так самоотверженно защищать свое Отечество?

Нет.

Родина у человека одна. У тебя есть долг. Честно выполнять свою обязанность.

Глубокое понимание этих истин породило среди народа множество пословиц. Пример: Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Человек без Родины- что земля без семени. Какие вы знаете пословицы?

Жить - Родине служить.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

-Береги землю родимую, как мать любимую.

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, детей, город, край, свободу, - всё, что мы зовем словом Родина.

Строки рассказа Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Но вот письмо летчика Камырина Николая брату от 1 июля 1941 года.

«Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты. Наша машина стремительно неслась навстречу фашисту, но когда враг был слишком близко, другой летчик нашей эскадрильи убил гада. Стервятник воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю. Ваня, будешь писать родным, …сообщи, что их сын Николай  храбро сражается за Родину»

А 23 августа 1941 года газета «Правда» опубликовала письмо летчика Водопьянова сыну Алексею: «…Я призываю тебя, сын, смело и беззаветно биться с лютым врагом! Бей врага изо всех сил! И если кончатся патроны, то таран-излюбленное средство наших пилотов- поможет тебе уничтожить стервятника. Я, твой отец, благославляю тебя…»

-Можем ли мы представить себе подвиг Алексея?    (предположения)

-Мы писали сочинение «Война в нашем доме», и вы тоже приводили примеры из жизни родных, дедов, прадедов. Несомненно, что им тоже было знакомо такое состояние души, и благодаря им тоже была одержана победа над фашизмом.

Но вернемся к нашему тексту.

Зачитайте фрагмент о цветущих маках.

Выразительное чтение наизусть.

-Почему мать вспомнила о сыне?

-Найдите слова Ольги П. о судьбе её сына и о судьбе мака.

-Понятен ли вам смысл «буйно пламенеющего» мака?

-Какие литературные приемы применил автор?

-Почему рассказ так называется?

«пусто на пышной клумбе»

«короткая у него…»

Герой-маки-факелы

Лепестки-искры

Иносказание, символы, сравнение, эпитеты.

Живое пламя - живая память

-Чем же закончилась эта история?

-Почему? Ищем в тексте. (последняя строчка)

Она не закончилась.

Память продолжает жить.

А теперь назовем тему и основную мысль этой миниатюры.

-Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и незнакомых людей. Погибшие бойцы возвращаются в нашу жизнь дуновением ветерка, разросшимся кустом жасмина в палисаднике или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

-Вернемся к эпиграфам. Какой из них более глубоко раскрывает содержание урока? Запишите понравившийся.

О памяти о войне, пока она есть - живы и герои. (запись в тетрадь)

Рассуждают. Запись в тетрадь.

Запишите домашнее задание.

-Побывайте в творческой лаборатории писателя, ответив на вопросы:

-Как Е.Носов «рисует»  миниатюру?

-Докажите, что он мастер детали.

- Как показал своё отношение к войне?

Рекомендации к чтению других книг Носова Е.

Записывают в тетрадь.

                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс

Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы. Оборудование: таблицы по общей биол...

Конспект урока на тему "Место, где мы живем"

Конспект открытого урока на тему "Место, где мы живем" для учащихся 4 класса к учебнику Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В....

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

План-конспект урока по теме "Основные химические соединения живой материи"

План-конспект по теме "Основные химические соединения живой материи" спланирован в соответствии с требованиями современного урока, способствующими созданий условий для активного усвоения учебного мате...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...