Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Зайцева Яна Алексеевна

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Конспект составлен с учетом детей ОВЗ, которые обучаются в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 5 классе «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого».

  1. Тема программы: введение.
  2. Тема урока: разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
  3. Цели урока: познакомить учащихся с царствами живых организмов; изучить отличительные признаки живого; создать благоприятные здоровьесберегающие условия обучения на уроке.
  4. Задачи:
  • образовательные:

- повторить ранее изученные понятия (наблюдение, фенология, эксперимент, измерение);

- ввести новые понятия (царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; раздражимость, рост, развитие, размножение);

- изучить признаки живого;

- продолжить формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями учебника.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (признаки живого → умение отличать живые организмы от объектов неживой природы);

- внести в урок элементы эстетического воспитания (рассматривание цветных иллюстраций учебника).

  • Развивающие:

- внимание (выполнение заданий на нахождение соответствия);

- мышление (выполнение заданий с пропущенными фразами);

- память (запоминание признаков живого);

- речь (формулирование ответов на поставленные вопросы).

  1. Тип, вид, разновидность урока:
  • тип – комбинированный;
  • вид – объяснение;
  • разновидность – объяснение с элементами беседы, контроля, самостоятельной работы учащихся.
  1. Оборудование: схема «Царства живой природы», карточки с проверочной работой, рабочая тетрадь с печатной основой, оценочные листы.
  2. Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности.
  3. Метапредметные УУД: познавательные (умение работать с различными источниками информации, давать определения понятий); регулятивные (умение организовывать выполнение заданий, представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания); коммуникативные (умение работать в группах, эффективно взаимодействовать со сверстниками).

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения.

Примечание: в классе обучается ребенок с ДЦП с сохранным интеллектом.

  1. Ход урока:

Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

2 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

2) Объявление темы урока.

1 мин.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Тему урока написать на доске. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока: рассмотреть царства живой природы, изучить отличительные признаки живого.

Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке.

10 мин.

(для ребенка с ОВЗ – 15 мин.)

Проверочная работа по темам: «Биология – наука о живой природе», «Методы исследования в биологии»

Задание: вставьте пропущенные слова и фразы в предложения.

1 вариант

  1. Биосфера – это оболочка Земли, которую заселяют …
  2. Наука, изучающая грибы, называется …
  3. Биологические знания необходимы в сельском хозяйстве для …
  4. Наблюдение –  восприятие природных объектов с помощью…
  5. Прибор для рассматривания удаленных объектов называется…

2 вариант

  1. Биосфера включает нижние слои атмосферы, верхний слой литосферы, … и …
  2. Наука, изучающая растения, называется …
  3. Биологические знания необходимы в медицине для …
  4. Фенология – наука, изучающая … в жизни растений и животных, связанных со сменой времен года.
  5. Режущий инструмент, предназначенный для рассечения мягких тканей, называется …

Учащиеся выполняют проверочную работу.

Учитель контролирует работу учащегося с ОВЗ.  

5) Объяснение новой темы.

15 мин.

1.Царства живых организмов

Царства живых организмов

бактерии

грибы

растения

животные

2. Признаки живого:

- Клеточное строение (искл. вирусы).

- Сходность химического состава клеток.

- Использование солнечной энергии и передача ее по цепи питания.

Схема цепи питания:

Энергия солнца → растение → растительноядное животное → хищник 1 п. → хищник 2 п.

- Обмен веществ с окружающей средой.

- Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих свойств.

- Рост – увеличение размеров и массы живого организма.

- Развитие – приобретение новых качеств в процессе жизни.

- Размножение – воспроизведение живым организмом себе подобных.

Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради с печатной основой (задание 10), учитель наблюдает за процессом.

Учащиеся с помощью учителя выделяют отличительные признаки живого и записывают их в тетрадь.

Ребенок с ОВЗ изучает признаки живого по распечатанной карточке.

6) Физкультминутка

2 мин.

Упражнения для снятия напряжения с глаз:

1.  Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. 

2.  Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо.

Упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук:

Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

7) Закрепление изученного материала.

10 мин.

Задание 11 в рабочей тетради с печатной основой: составить цепь питания, указав растения и животных, обитающих в Костромской области.

Задание В3 стр.16  в рабочей тетради с печатной основой: распределить организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.

Организмы

Царства

А) азотобактерии

1) Бактерии

Б) берёза

2) Грибы

В) лось

3) Растения

Г) дельфин

4) Животные

Д) паук

Е) одуванчик

Ж) опёнок

З) подберёзовик

И) сосна

К) цианобактерии

Учащиеся работают в парах.

По окончанию работы меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят друг другу оценки.

В паре с ребенком с ОВЗ сильный учащийся, который оказывает помощь в выполнении заданий.

8) Вывод. Рефлексия.

2 мин.

Оценочные листы:

  • Я все понял и смогу объяснить другим;
  • Я все понял, но не уверен, что смогу объяснить другому;
  • Я все понял, но объяснить другому не смогу;
  • У меня остались некоторые вопросы.

Один из учащихся делает вывод.

Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке.

9) Д/З.

2 мин.

§ 3, вопросы стр. 18 устно, рабочая тетрадь с печатной основой з.12,13

Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.


Список литературы:

  1. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. С.Н. Шестакова. – М.: ВАКО, 2015. – 32 с.
  2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. – 141 с.
  3.  Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016. – 91 с.
  4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016. – 60 с.
  5. Пасечник В.В. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016. – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"...