Методическая разработка конспекта урока по теме: «Разнообразие побегов»
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_pobegov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока по теме: «Разнообразие побегов»

Цели урока: 1. Закрепить представление об основных функциях побега, его внешнем строении и частях побега.

                     2. Показать экологическое разнообразие побегов.

Задачи урока: 1. Образовательные: обеспечить знакомство учащихся с экологическим разнообразием побегов растений, выяснить особенности строения этих побегов, привести примеры растений с различными видами побегов. Закрепить  материал по теме «Побег».

                        2. Развивающие: развивать общеучебные умения и навыки - правильно отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями и натуральными объектами, выбирать главное, обобщать, структурировано вести записи в тетради, самостоятельно выполнять задания. Развивать творческие способности у учащихся.

                        3. Воспитательные: формировать научную картину мира, эстетический вкус, развивать интерес к предмету биология, стимулировать познавательную активность учащихся.

Тип урока: традиционный урок с использованием компьютерной презентации

Оборудование: гербарные листы «Типы побегов» и натуральные объекты – комнатные растения (циссус, сциндапсус, сингониум, перец, спатифиллюм и др.)

Ход урока:

I. Организационный момент

(СЛАЙД 1) Приветствие. Отсутствующие. Вступительное слово учителя: мы сегодня собрались в этом уютном кабинете, чтобы провести урок по  теме «Разнообразие побегов».

(СЛАЙД 2) Целеполагание: что сегодня на уроке мы можем узнать?

  • Разнообразие побегов, особенности их строения. Привести примеры растений с различными типами побегов.
  • Но мы не можем с вами двигаться, если не захватим с собой багаж – наши знания! Поэтому цель: повторить знания о побеге и его составных частях.

Перед вами лежат листы самооценки. В колонке на начало урока ставим оценочный знак. К этим листам мы обратимся в конце урока.

Лист самооценки

вопрос

начало урока

конец урока

1. Вы хорошо ориентируетесь в терминах по теме «Побег»?

2. Вы уверенно можете ответить на вопросы:

  • типы, строение и функции побегов
  • листорасположение
  • строение почек растений

3. Вы знаете  различные классификации побегов?     Можете привести примеры?

4. Вам понравился наш урок?

--------------------------------

5. Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке?

--------------------------------

II. Проверка ЗУНов

Давайте вспомним и закрепим ваши знания по теме «Побег»

(СЛАЙД 3) Давайте вспомним определение «побег». Особенности внешнего строения побега. Термины: узел, междоузлие, лист, пазуха листа, верхушечная почка, пазушная почка, метамер.

(СЛАЙД 4)  Вспомним типы листорасположения: очередное (спиральное), мутовчатое, супротивное. Привести примеры растений.

(СЛАЙД 5) Вегетативные и генеративные побеги. В чем их отличие друг от друга?

(СЛАЙД 6) Почки растения. Их строение. Отличие вегетативной почки от генеративной. Понятия: вегетативная почка, генеративная почка, спящая почка, зачаточные листья, зачаточный стебель, конус нарастания.

(СЛАЙД 7) Функции побега.

(СЛАЙД 8) Молодцы! Но мы двигаемся дальше! Число, тема урока в тетрадях.

III. Изучение нового материала

(СЛАЙД 9) Оформление записей в виде таблицы «Разнообразие побегов»

Типы побегов

Особенности побегов

Примеры растений

(СЛАЙД 10) Какие побеги бывают?

                       Как вы думаете, какие побеги бывают по длине их стебля? Укороченные и удлиненные.

                       Чем они друг от друга отличаются?

Когда развертываются почки, междоузлия не всегда удлиняются. Бывает, что они остаются очень короткими или их совсем нет. Есть только узлы, листья и почки. Такие побеги называются укороченными. Встречаются и у деревьев, и у трав. У деревьев они несут цветки и плоды. У травянистых растений укороченные побеги называют розеточные. У трав укороченные побеги чаще вегетативные, а репродуктивные у них длинные.

Если междоузлия хорошо заметны, длинные, то побег называют удлиненным.

(СЛАЙД 11) Какие побеги бывают по консистенции? Древесные (деревянистые) и травянистые.

Травянистые побеги существуют один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Травянистые растения лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны. Они растут и в воде и в очень засушливых местах, в жарких тропиках и в районах вечной мерзлоты.

Древесные побеги приобретают твердость благодаря отложению лигнина. Одревеснение происходит у кустарников и у стеблей деревьев со второй половины лета первого года их жизни. Примеры в презентации.

 (СЛАЙД 12) Как могут располагаться побеги в пространстве?

Прямостоячие побеги: у большинства растений, растут вертикально вверх, имеют хорошо развитую механическую ткань. Могут быть одревесневшими или травянистыми.

(СЛАЙД 13) Приподнимающиеся побеги имеют изгиб в нижней части: сначала они растут горизонтально. А затем вертикально.

(СЛАЙД 14) Лежачие побеги расположены параллельно почве, т.е. горизонтально. Примеры: однолетние травы мокрица и птичья гречишка.

(СЛАЙД 15) Ползучие побеги отличаются от лежачих тем, что на них образуются придаточные корни, «пришивающие» их к земле. Примеры и рисунки в презентации: луговой чай, клевер ползучий, лютик ползучий, живучка ползучая, земляника, лапчатка гусиная.

(СЛАЙД 16) Вьющиеся побеги, поднимаясь вверх, обвивают опору в процессе роста. У вьющихся растений стебель недостаточно крепкий, чтобы самостоятельно остаться прямостоячим. Примеры: вьюн полевой, фасоль турецкая.

(СЛАЙД 17) Лазающие побеги, как и вьющиеся, имеют слабые стебли, не способные самостоятельно сохранять прямостоячее положение. К опоре они прикрепляются с помощью тонких вьющихся усиков, придаточных корней (плющ), выростов на стебле – шипиков (ежевика).

Усики образуются из листа или его части (горох, горошки), вместо боковых побегов (виноград).

V. (СЛАЙД 18 - 20) Закрепление материала – игровой момент.

На столах листочки с перечнем типов побегов растений. На экране появляются под номерами растения. Задание: определить тип побега, в нужную строчку записать порядковый номер. Взаимопроверка.

VI. Самостоятельная работа по теме «Побег»

В тестовой форме. Цель: выяснить уровень усвоения учащимися материала по теме. На столах в перевернутом виде варианты самостоятельной работы. Время выполнения работы 10 минут.

VII. Рефлексия. Возвращаемся к листу самооценки (1 минута). Понравился ли вам наш урок?

VIII. Домашнее задание

Параграф № 29, записи в тетради.

Тема следующего урока «Подземные побеги и их роль в жизни растения и человека». Ответственные за подготовку сообщений и оформление папки материалами семинара _____________________________.

План семинара: 1. Подземные побеги: корневища, клубни, луковицы

2. Роль подземных побегов в жизни растения и человека.

Лист самооценки

вопрос

начало урока

конец урока

1. Вы хорошо ориентируетесь в терминах по теме «Побег»?

2. Вы уверенно можете ответить на вопросы:

  • типы, строение и функции побегов
  • листорасположение
  • строение почек растений

3. Вы знаете  различные классификации побегов?     е привести примеры?

4. Вам понравился наш урок?

--------------------------------

5. Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке?

--------------------------------