Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

купреев михаил никитович

Сегодня на уроке:

  1. Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.
  2. Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.
  3. Побываем в роли селекционеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog56.docx767.96 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 9 классC:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\рисунки-пользователь\baby-like_115812_2_S1.jpg

                     Тема 3.  Размножение  и  индивидуальное  развитие  организма  (онтогенез)

Урок на тему   «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения».

 Цель урока:

Сформировать  знания  об особенностях разных способов и  форм бесполого размножения, его практическое значение, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов
  2. Расширить  и углубить знания о размножении на примере бесполого.
  3. рассмотреть способы бесполого размножения, определить его практическое значение.

Оборудование:

Таблицы, рисунки, иллюстрирующие способы бесполого размножения организмов; гербарные экземпляры и комнатные растения, размножающиеся вегетативно; компьютер и проектор для демонстрации фрагментов видеофильма «Размножение организмов».

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, парная.

Содержание  урока.

1. Организационный момент. Класс делится на четыре группы.

Сегодня на уроке:

Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.

Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.

Побываем в роли селекционеров.

2. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение цитологии – науки о клетке. Вы знаете, что любой живой организм имеет клеточное строение.  Любой организм обладает признаками живого. Давайте вспомним эти свойства. Одно из главных свойств живых организмов –  это размножение, т.е. воспроизводить себе подобных. В основе размножения и роста лежит процесс деления клетки.

Сегодня мы на уроке познакомимся с уникальным способом передачи наследственной информации от предков к потомству; будем на уроке в роли зоологов и селекционеров; выясним причину наследственной однородности потомства при бесполом размножении.

Вступление учителя.

Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?

Обсуждение в группах. Фронтальная беседа.

Выводы:    Репликация (удвоение) – полуконсервативным способом: одна цепь неизменна, матрица,  другая образуется из свободных нуклеотидов. Редупликация – это самоудвоение молекулы ДНК по принципу комплементарности с помощью фермента дезоксирибонуклеазы. Процесс самовоспроизведения ДНК обеспечивает точное копирование генетической информации и передачу её от поколение к поколению.

( просмотр видео фрагмента приложение №1) 

Вспомним из курса ботаники и зоологии, какие виды размножения вам известны? (половое и бесполое) Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов – в специализированных органах.

 В ходе дальнейшей нашей работы, внимательно слушая своих товарищей, вы должны составить схему: “Бесполое размножение”. В конце урока мы проверим у каждой группы.

Перед вами представлены организмы.

Определите способ размножения, расскажите об особенностях данного размножения.

                                                                       

Деление – способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две и более дочерние клетки. {0BE56799-C2C4-4D79-BC77-6478A3FBBE11}

                                               Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты) б) митотическое бинарное деление (простейшие, одноклеточные водоросли)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                в)множественное деление , или  шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы).

 

Работа в группах. Выслушивание вариантов ответов.

Для подтверждения ваших ответов просмотрим видео фрагмент ( приложение №2)

Задание для групп: Зарисовать схему бесполого размножения амебы.

Рассмотрите следующий организм. 

Определите способ его размножения, опишите, как происходит этот процесс.

{8B0A771A-4288-4E3E-97F5-4BBB34770759}

Почкование – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи. Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут оставаться  прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).

Просмотрим видео фрагменты ( приложение №3)

Задание для групп: Перечислить этапы почкования гидры.

Рассмотрите следующий организм. 

Определите способ размножения дождевого червя бесполым путем. Опишите этот процесс.

1

Фрагментация -  способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Задание для групп: Назвать живые организмы способные к фрагментации.

Рассмотрите следующие виды растений.

 Назовите вегетативные органы представленных растений и  определите способы  размножения.

{6C559AB2-32F5-40F3-8EDC-B0EF84A84FC0}

         Вегетативное размножение –  способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи или  из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве,  огородничестве, селекции растений  для сохранения полезных качеств (искусственное вегетативное размножение).

          Задание для групп:  Рассмотрите представленные  комнатные растения: лилия, аспарагус,   дефенбахия, сансивьера, фиалка узумбарская, бегония королевская, хлорофитум хохлатый, толокнянка обыкновенная. Предложите способы размножения этих видов растений вегетативно. {90288621-60AE-441E-9C62-90CA4E474D90}

Ответьте на вопрос: « Какое значение имеет вегетативное размножение?»

                  Рассмотрите следующие виды растений.

Вспомните, к какой группе относятся данные виды растений, укажите способы бесполого размножения.

Данные виды растений относятся к высшим споровым растениям. Спорообразование или споруляция – размножение посредством спор.   Споры – специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах спорангиях. (мхи, лишайники, грибы) У высших растений образованию спор, предшествуют мейоз. (хвощи, плауны, папоротники)

Задание для групп:  Где у папоротников развиваются споры и как они рассеиваются? Чем размножение папоротника отличается от размножения мха?

         Учитель: Полиэмбриония – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион.

 Задание для групп:  Какие живые организмы свидетельствуют о данном виде размножения?  

Учитель: Этот способ размножения происходит во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Задание для групп:  Вспомните, как называется комплекс методов, используемых человеком для получения генетически идентичных копий клеток или особой. Приведите доказательства того, что этот метод является способ бесполого размножения.

Учитель:  Клонирование – искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается. Клон – генетически  идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий- простое деление). Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном.
На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии еще недавно паслась овца по имени Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Ученые взяли ядpo, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы-матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удален собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери. Вслед за англичанами американские генетики успешно провели клонирование обезьян.
Клонирование животных позволяет решить многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.

Учитель: Итак, существует множество видов бесполого размножения. Я прошу представить свои схемы.

Беседа-обобщение по схемам.

Учитель: Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?

Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым обеспечивается однородность потомства.

3. Закрепление знаний учащихся.

На доске: схема “Бесполое  размножение”.

– Что такое размножение?

– Какие вы знаете виды размножения?

– Чем характеризуется бесполое размножение? (подтвердить примерами, опираясь на таблицу).

Вывод:   В ходе урока мы познакомились с механизмом передачи наследственной информации от родителей к потомству, механизмом редупликации. Деление – основа размножения и роста клетки. Это один из главных принципов живых систем, многообразия и единства живой природы. Проникли в тайны клетки. Из курса ботаники и зоологии вспомнили виды бесполого размножения, значение вегетативного размножения.

  1. Домашнее  задание:  изучить  §13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм размножения

1.Сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе. 2.Объяснить роль бесполого размножения в жизни организмов, его практическое значение. 3.Подчеркн...

Поурочное планирование темы «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» для обучения биологии с учетом ведущих типов восприятия информации школьников

Данный материал представляет собой поурочное планирование темы "Разнообразие живых организмов. Среды жизни" биологии 5 - 6-х классов для работы с УМК серии "Сферы" и реализации дифференцированного под...

Тестовая работа - Вегетативное размножение-6 класс

Данные тестовые задания составлены  для УМК Пономаревой. В содержание включены задания, аналогичные ВПР....

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. Пасечник

Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. ПасечникЦели урока:Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, показать р...

Урок "Вегетативное размножение" 6 класс

Цель: создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, применении вегетативного размножения в практической деятельности человека. Задачи:Предметные:·учить...

Презентация к уроку по теме "Разнообразие живой природы" для 5 класса

Важная тема, потому что даются первые представления о Царствах и Систематике....