план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Тимербаева Миляуша Гамировна

Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы. 

Оборудование: таблицы по общей биологии, отражающие свойства живых организмов. 

Ход урока

I. Изучение нового материала (в ходе лекции)

каждый организм, живущий на Земле, представляет системы, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который бы относился только к живым организмам.

Примеры: ледник способен к росту, подвижен, присутствует обмен веществ с окружающей средой, есть развитие, но нет воспроизведения себе подобных. Камень, упавший со скалы, распадается на массу мелких камней, подобных себе, но они не способны к росту, не обладают раздражимостью и подвижностью.

Поэтому при описании живого организма нужно учитывать все свойства живого. В связи с тем, что четкого понятия "жизнь" нет, рассмотрим признаки, отличающие живое от неживого:

 

1. Сходный химический состав и единый принцип строения.

Соотношение химических элементов в живых и неживых организмах различно.

В живых организмах в основном 4 элемента: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N).

Они участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры).

У живых организмов, кроме вирусов, клеточное строение.

2. Все живые организмы представляют собой "открытые системы".

энергия солнечная или химическая --> живой организм<--питательные вещества

3.Обмен веществ обеспечивает постоянство.

вещества, необходимые для жизни --> живой организм--> продукты жизнедеятельности

4. Реакция организмов на изменение факторов окружающей их среды. Избирательность.

5. Развитие живых организмов.

У живых организмов, в отличие от неживых, развитие характеризуется упорядоченностью, постепенностью, последовательностью. Есть индивидуальное развитие (онтогенез) и историческое развитие (филогенез) живых организмов.

6. Размножение - бесполое и половое.

7. Наследственность и изменчивость - свойства живых организмов.

8. Адаптация - приспособленность в строении, функции, поведении - отвечает образу жизни.

9.Целостность и дискретность.

Целостность - живая материя, определенным образом организована, подчинена ряду специфических законов, характерных для нее.

Дискретность - любая биосистема состоит из обособленных, но тесно взаимосвязанных элементов. Принцип дискретности лег в основу представлений об уровнях организации живой природы (УОЖ)

УОЖ - это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей "системе систем" живого.

Выделяют виды УОЖ:

молекулярный, клеточный, тканевой, органный;

организменный (реальный носитель жизни), популяционно-видовой, биоценотический, биосферный

Отсюда следует, что общая биология изучает законы, характерные для всех уровней организации живого.

II. Закрепление знаний. Ответить на вопросы 1-5, стр.13 учебника.

III. Домашнее задание: п/ф 3, краткое содержание вводного раздела на стр.13

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...