Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
план-конспект урока по английскому языку (10 класс) на тему

Левина Ирина Михайловна

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr.uroki_i_plan-konspekt_ang.i_obzh.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка:  Левина И.М.

ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901

План работы.

                                                                        

1. Введение                                                                                

2. Цели и задачи интегрированных уроков                                        

3. Интегрированный урок как форма учебного занятия                                        

4. Заключение                                                                          

5. Схема самоанализа интегрированного урока                                                 

6. Использованная литература                                                          

Введение.

 Мы вступили в третье тысячелетие. Это время глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни России. Мы всё сильнее и сильнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле. Проблемы экологические, политические, экономические, социальные, ранее считавшиеся локальными, сегодня приобретают глобальный характер. Глобальные проблемы современности не только создают угрозу выживанию и самому существованию человека на Земле, но оказывают также интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества.

Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека.      

Необходимо прийти к пониманию того, что к природе и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира, что через решение региональных проблем возможно решение проблем мировых, что без воспитания интереса и уважения к культурам народов нашей планеты невозможно понимание сути собственного народа, осознание собственной ценности.

 Формирование мировоззрения – главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов

        Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, в данной работе я пыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, остановилась на методике их проведения и результативности.

Глава 1.

Цели и задачи интегрированных уроков.

        Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

        Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения.  Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

        Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют гуманитарные дисциплины. Перед гуманитарными дисциплинами сегодня стоят следующие задачи: воспроизводство общественно-исторического опыта (культуры), воспроизводство общества, воспроизводство личности. Интегрированные уроки, учебные курсы позволяют решать эти задачи.

 Существует 3 этапа интеграции: 1) работа с образцами – знакомство с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных с различными видами искусства; 2) конструирование – написание сочинений, стилистически связанных с изучаемой эпохой, создание творческих работ на уроках изобразительного искусства; 3) моделирование – создание модели эпохи.

Для этого необходимо вооружить школьников следующими умениями:

  • умением поисковой работы с текстом, направляемой учителем;
  • умением выполнять элементарные исследовательские работы;
  • умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

 Гуманитарно-эстетический цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких предметов: /английский язык и музыка; английский язык и МХК; русский язык и английский язык, английский язык и ИЗО, английский язык и история,  английский язык  и информатика  и т.д./.

Опыт показал, что совместное изучение этих предметов дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место языка в историческом процессе. Интегрированные уроки позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.

Можно выбрать одну тему, которая бы объединяла все изучаемые темы года, и разработать эту тему во всем ее разнообразии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Принцип интеграции лежит в основе организации внеурочной учебной деятельности учащихся. В школе традиционными становятся интеллектуальные марафоны, развивающие кругозор школьников, интегрированные вечера. Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся – главная задача интеграции в школе

Глава 2.

Интегрированный урок как форма учебного занятия

Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения  следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира. Взаимопроникновение.

 Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном уроке - вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой. Ученик включается в решение проблем, важных для него, учитель предлагает проблемно ориентированные задания, значимые для ученика задачи, формулирует вопросы на стыке знания и незнания. Имея давние традиции, само явление “интеграция” развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей. В такой уже устоявшейся практике интерес представляет новая стадия в развитии интеграционного процесса в школе, значительно отличающаяся от интеграции на уровне межпредметных связей.

Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке (архивариусы, библиографы, дублёры);

г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.                                                                        

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно синтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках. Так, изучая тему «Городская жизнь», можно провести интегрированный урок-экскурсию истории, географии, МХК, информатики и ОБЖ.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.

Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Контрольные уроки по какому-либо интегрированному курсу, разделу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет - конкурс или аукцион.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.        Характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации - не что иное, как интеграционные процессы. К этим педагогическим тенденциям следует относиться как к переводу образования на интегративную основу.

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

  1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
  2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
  3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
  4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

                                                                 Заключение.

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

                      Схема самоанализа интегрированного урока

  1. Какова тема интегрированного урока? Какова его проблема? Какова его цель? Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
  2. Какова деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку? Является ли этот урок результатом длительной подготовки учителя или ученика? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока, её цель, объём, характер?
  3. Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя (учителей) и учеников на уроке? Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
  4. Как осуществлялось сотрудничество учителей (если урок ведут несколько учителей) на интегрированном уроке? Насколько оно органично? Действительно ли едины проблемы и содержание интегрированных предметов? Нет ли противоречий в использованном материале?
  5. Каковы результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке по таким критериям: Создалось ли у них целостное представление о проблеме; широта их кругозора; Культура суждений, их аргументация; степень убеждённости в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлечённость в проблему?

Использованная литература

  1. Балагурова М.И.Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;

  1. Баркова М. В. Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003-2004 учебный год. - G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;

  1. Земцова Г.В. Интегрированный урок как средство развития творческого потенциала младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. -

     G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;

  1. Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. –

 G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября»;

  1. Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. -  G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября».

План – конспект интегрированного урока по английскому языку и ОБЖ в 10 классе.

(учебник Кузовлев В.П. “English 10”, «Click On3» V. Evans)

Тема урока: Употребление определенного артикля с географическими названиями. Природные катастрофы и чрезвычайные происшествия.  Средства коллективной и индивидуальной защиты.

Цель урока: Развитие коммуникативных навыков учащихся по теме. В рамках ОБЖ – ознакомить учащихся с различными видами чрезвычайных ситуаций и обучать их действиям в момент чрезвычайных ситуаций.

Задачи  урока:

  1. повторить грамматический материал по употреблению определенных артиклей с географическими названиями.
  2. различать природные катастрофы и происшествия, связанные с человеческой деятельностью при повторении лексического материала темы (работа в парах)
  3.  формировать навыки  монологической речи с использованием изученного лексического материала при составлении логически законченного высказывания
  4. обсудить средства и способы защиты во время чрезвычайного происшествия (диалогический режим)
  5. формирование навыков аудирования на основе прослушивания диалога при звонке в службу ЧС при пожаре.

Ход урока:

  1. Doing exercises 2 (p.2,3) pg.6 from “English-10” (definite articles with geographical names). Students should add information about climate in these regions of the world.
  2. Ex.7 from «Click On3». Present natural/manmade (caused by man). Read out the headlines one at a time. Elicit the meaning of any unknown words, then ask students to underline the correct word. Check Ss’answers, then ask individual Ss to identify which disasters are natural and which are manmade. Ss can add to the list.
  3. Ex.8. a) Explain the task. Ss do the exercise in closed pairs. Ss can look up the unknown words in their dictionaries.

b) Ss look at the sentences in ex.8a, then close their books and try to remember as many words as possible.

c) Ss decide on a disaster/accident. Allow Ss two minutes to think of their answers. Individual Ss talk about the disaster/accident they choose.

  1. Ex.9. Explain the task and read aloud the example. Then ask Ss to look at the pictures and do the exercise in closed pairs. Ask  individual pairs to report back to the class.
  2. Write on the blackboard the names of the emergency services:
  • The AA and RAC
  • The RNL
  • The air ambulance
  • The Fire Brigade

Suggest Ss to guess what these services do.

Give Ss the papers for listening task

Emergency service dialed:

Name of caller:

Address of caller:

Phone number:

Reason for call: 

Explain Ss that they are going to hear someone making an emergency call. As they listen, they complete the missing information on the message slip. The information they hear may not be in the same order.

  1. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Домашнее задание.

“English-10” EX. 4 pg.7. (R Unit 1, ex.1)