Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Мирошина Наталья Владимировна

 

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)

в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_metod._innovatsiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока,

реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)

в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

Автор урока: преподаватель русского языка и литературы Энгельсского механико-технологического техникума Н.В. Мирошина

Учебный предмет: литература

Курс: 1

Авторы УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема урока: «Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А. И. Солженицына «Молния»)»

Тип урока: Урок художественного восприятия текста с применением ТКМЧП.

Цели урока:

Содержательные:  1) самоопределение учеников по отношению к содержанию изучаемого текста; 2) оформление наблюдений в форме «двойного дневника» в ходе восприятия текста; 3) подготовка в форме индивидуальной или групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.

Деятельностные: 1) продолжить развитие умения формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Материалы к уроку: текст миниатюры «Молния»; таблица «Двойной дневник»; видеоматериал (для стадии «Вызова»).

Фундаментальные образовательные объекты: 1) эпическое произведение малой формы; 2) основные содержательные объекты в исследуемой миниатюре.

Главная проблема урока: формирование навыков распознания в тексте скрытого сравнения (развернутой метафоры).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап I. Стадия вызова.

1. Мотивация к деятельности

1. Учитель стимулирует интерес учащихся к предлагаемой для осмысления проблеме с помощью ассоциаций, вызываемых видеорядом «загадки природы» (в числе которых  изображение молнии).

самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

представляют свои версии ответа.

Л, П, К, Р

2.Актуализация и пробное учебное действие

1. Раздает тексты миниатюры «Молния» из цикла А.И. Солженицына «Крохотки» (1996-1999) для самостоятельного постижения ее глубинного смысла, чему должно помочь во время прочтения ведение «Двойного дневника». 

прослушивают рассказ, следя по тексту, дискуссируют

П, К, Р

Этап II. Осмысление

3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 1.Учитель предлагает учащимся «чтение со стопами», организуя дискуссию по значимым для прояснения скрытого смысла текста фрагментам.

2. Для фиксации своих наблюдений предлагает им ведение «двойного дневника» (заготовленные таблицы которого вручаются каждому).

читают рассказ, заполняют таблицу, аргументируя свои ответы примерами из текста

работают в коллективе.

П, К

Этап III. Рефлексия

4.Включение в систему знаний и повторение

1. Учитель предлагает обратиться к «двойным дневникам» учащихся и проанализировать и скорректировать записи в них.

Зачитывают свои комментарии.

Л, П, К, Р

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Учитель предлагает учащимся выразить открывшуюся им идею прочитанной «крохотки», написав (работая в группах) синквейн и представив его для обсуждения.

В результате чтения текста и письменного его осмысления ученики создают продукт своей деятельности, что и предусматривалось типом и целями урока.

Творческая работа.

Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем

Л, П, К, Р

Состоялся урок в рамках новой технологии по ФГОС с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке осуществлялся деятельностный подход, приобщение к гуманистическим ценностям культуры, развитию нравственного чувства и творческих способностей, что является  необходимым  условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.

    В ходе урока были приняты две  основные формы обучения:

  1. фронтальная - предполагает совместные с учителем действия всех учащихся класса.
  2. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Методы:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры (синквейн), учебные дискуссии и др.