Конспект урока по литературе в 8 классе "Человек на войне" по рассказу М.А. Шолохова "Наука ненависти"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Шикунец Татьяна Николаевна

Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа; уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний; знать форму, жанры, детали в художественном произведении и их роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 8 класс

Тема: «Человек на войне по рассказу М. Шолохова  

« Наука ненависти»

Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа.

           уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний.

     знать форму, жанры, детали в художественном произведении и их роль.

                                            Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы урока. ( Тема нашего урока: « Человек на войне в рассказе М. Шолохова «Наука ненависти»)

Мотивация: Совсем недавно наша страна отметила …  годовщину со Дня Победы советского народа над фашистской Германией.

_ Как вы думаете: Почему этот праздник  называется общенациональным, праздником всего народа?

Вступление.

Тема войны – одна из ведущих тем литературы.

Человек на войне -  одна из самых злободневных, актуальных тем. К сожалению, не одно поколение российских граждан после ВО войны не обошлось без войн. Ветераны Во войны, а их дети принимали участие в Афганской войне, дети участников афганской войны принимали участие  в Чеченской войне.

Отсюда в мировой литературе, в том числе и русской литературе, отводится большая роль произведениям  о В.О. войне. Вот и рассказ М. Шолохова подробно раскрывает образ человека на войне. Какие  произведения  о  человеке на войне вы знаете? (Твардовский « Василий Тёркин») и др.

- В каком жанре, форме написано это  произведение?

- Какие основные черты  характера подчёркивает автор у своего героя?

- Вспомните, в каком году, когда вышла поэма?  В этом же году, 22 .06. 1943  года печатается рассказ М. Шолохова.  Это была годовщина войны.  (Рассказываем об отступлении  советских войск в этот период).

Литература в то время стала основным оружием против фашизма.  М. Шолохов с первых дней войны в строю, рядом с солдатами. Специальный корреспондент газет « Правда», « Красная звезда» Солдаты отзывались о нём так: Душа у него солдатская понимаешь? Он  вот по окопам, как ты запросто. Эх, тебе милый , не понять. большой он человек, потому и простой…

М. Шолохов о войне говорил такие слова: « И если любовь к Родине у нас хранится в сердцах и будет хранится до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам мы носим на кончиках штыков»

 Именно в этот трудный переломный момент  создаётся рассказ М. Шолохова.

  1. Анализ текста.

-Какое отношение у солдат  было к рассказу?  ( Трепетное)

- Как вы думаете, почему автор  описывает дуб в начале и в конце рассказа? ( Чтение описания дуба)

     4. Выборочное чтение текста

- Какие действия немцев на нашей земле вызывали  ненависть, суровое  отношение наших солдат к фашистам.

- Что такое плен, по словам, Герасимова?

-Расскажите о пребывании в плену Герасимова.

- Какая мысль ни на минуту не покидала Герасимова в плену?

-Что помогло выжить  лейтенанту?

 Вернёмся к описанию дуба.

 Сделайте вывод.

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание. Опишите качества характера лейтенанта Герасимова в плену.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....

План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".

План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....

Конспект урока по литературе для 5 класса по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"

Чтение и анализ рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” формирует у учащихся умение анализировать текст художественного произведения; развивает умение выражать свои мысли, оценивать ...