Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект урока (литература, 11 класс) на тему
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 11 классе по литературе И.А. Бунин | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
станицы Ленинградской Краснодарского края
И.А.Бунин. «Господин из Сан – Франциско»
(урок литературы в 11 классе)
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Андросова Светлана Владимировна
2013 год
И.А.Бунин. «Господин из Сан – Франциско»
Цель урока. 1. Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа.
2.Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.
Оборудование. Портрет И.А.Бунина.
Презентация. И.А.Бунин.
Ход урока.
- Объявление темы и цели урока.
- Начинаем разговор отрывком из стихотворения Бунина:
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писанный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…
Так о поэте говорил Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, будят мысль. Почему? В произведениях Бунина всё имеет смысл, у него нет ни одного лишнего слова. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи – без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?» И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.
Вопросы классу:
- в чём особенность названий произведений Бунина?
(«Первая любовь», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи. В названиях ощущается особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему).
-этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциска». Почему?
(Очевидно, речь пойдёт о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться).
- о чём этот рассказ?
- случайно ли ослаблен сюжет?
(Очевидно, нет. Писателя не интересует, что делал герой).
- а что интересует писателя? Почему герой не назван по имени? Найдите в тексте его портрет. Какие возникают у читателя мысли?
(Отметим внимание писателя к художественной детали. Вспомним такую, как «наслаждение жизнью»)
- что мы знаем о жизни господина?
(Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Присутствует авторская ирония. Особенность Бунина – грустная ирония).
- что представляет собой общество на пароходе и в трюме парохода?
(контрастность изображения)
- в чём смысл изображения капитана?
(В этом образе проявляется мистицизм, так же как и в образе дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия).
- как чувствует себя герой во время путешествия?
- почему так мало говорит?
- почему только одним предложением, занимающим целую страницу, описывается его жизнь в Неаполе?
Учитель. Особенность Бунина – необычный синтаксис. Автор показывает и доказывает «заведённый порядок жизни господина, порядок, который нельзя прервать. Однако…
У Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, эта стужа, это небывалые ливни, это шторм. Природа и человек вступают в схватку.
- почему? И кто победит в этой схватке?
(Да, природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком).
- когда Бунин в первый раз назвал героя не господином?
(Когда природа его побеждает, он чувствует себя стариком. Именно сейчас просыпаются в нём чувства: «тоска и злоба». И вновь возникает деталь «наслаждение жизнью». Это ли наслаждение! Наверное, нет, т.к. интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии. Это ощущает и герой рассказа).
- чем же он занят в этот вечер и в чем видит наслаждение?
( «В ложке супа», «в глотке вина»).
Анализ последних действий героя. Отметим художественные детали.
(«Серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», «черные носки», «черные брюки», «бормотание», «стон», «хрип», «сдавленное горло» и т.д.)
- кто перед нами – человек или господин?
(Человек с живыми чувствами и ведет себя как человек, а не заведённый механизм. Он очень долго умирает, т.к. всеми силами цепляется за жизнь. Ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какой она есть.
Вывод: в чём смысл жизни по Бунину? В чём же истинное «наслаждение»?
Со смертью героя меняется цвет и свет, в рассказе становится мрачно, темно.
- сравните эпизод смерти и эпизод рассвета, общество на пароходе в начале рассказа и в конце.
Вывод. Гроза у Бунина звучит всякий раз по-иному. Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни?
Эти «вечные» вопросы, и на них мы всегда ищем ответ. Но нашему герою ещё предстоит возвращение.
-как он возвращается?
-почему именно на «Атлантиде»?
-каков смысл названия парохода?
Учитель. Мучительные вопросы поднимает Бунин в своих произведениях. Вечные, они беспокоят нас и сейчас. И Бунин помогает находить на них ответы.
Литература: Русская литература 19-20 веков в 2-х томах. 6 издание. Сост. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. Издательство Московского университета. М. 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль символов и подтекста в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". / Систематизированные материалы к уроку литературы в 11 классе.
Данный матер...
Презентация к уроку в 11 классе по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Презентация предназначена для проведения урока литературы в 11 классе по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"...
Урок по литературе "Образ закатной цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 11 класс
Один урок из системы уроков по творчеству Бунина в 11 классе....
План-конспект урока "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
План- конспект урока по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание т...
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
Материалы к уроку литературы в 11 классе по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Мир "вещный" и мир вечный в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Актуальность этой проблемы сегодня...
К уроку литературы по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". Вопросы для аналитической беседы.
К уроку литературы по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Вопросы для аналитической беседы....