План-конспект урока "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Бондарькова Татьяна Викторовна

План- конспект урока по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание текста художественного произведения, умение свободно общаться. Сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ОМСКОЙ   ОБЛАСТИ   НАЧАЛЬНОГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ   УЧИЛИЩЕ № 33»

Г. НАЗЫВАЕВСКА

Авторская работа

План – конспект урока

по литературе на втором курсе

«Осуждение бездуховности существования в рассказе

И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

                                       Подготовила Бондарькова Татьяна Викторовна,

                                 преподаватель русского языка и литературы

г. Называевск

2014 год

Конспект урока литературы

Тема урока: Слайд 1

ОСУЖДЕНИЕ БЕЗДУХОВНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА   «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

Цель: 

Обучающие цели:

  • проанализировать текст, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”;

Развивающие цели:

  • развитие речи обучающихся через устное высказывание, творческое задание;
  • формирование умений применять полученные знания на практике.

Воспитательные цели: 

  • формировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям  в обществе.

Задачи:

  • Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
  • Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  • Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: презентация, тексты художественного произведения

И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

1. Оргмомент (Давайте посмотрим друг на друга и пожелаем успешной работы.)

2. Вступительное слово преподавателя (целеположение):

На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и  одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав  рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя,  остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования.

Сегодня мы ответим  на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его.

Обучающиеся: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

Преподаватель литературы: Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско».

3. Новый учебный материал

Учитель литературы:  

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 - весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. И вновь - полгода на Капри, с декабря 1913г.  (или -  география путешествий И.А.Бунина временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри).         

Слайд 2  

Слайд 3  Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско»(1916г.). Первоначальное его название, как вы помните, «Смерть на Капри».

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.

Что происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?

Слайд 4      (связь с историей)

- Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Где война ведется не ради развития, а ради наживы - ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность - замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.

Слайд 5

Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира.

Слайд 6      

- Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

- Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.  

Слайд 7               (связь с обществознанием)

- Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача: распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

 Слайд 8

Обуч-ся распределяют понятии на две части. Устные ответы по желанию двух обучающихся.  Проверка правильности по слайду №8. Запись в тетрадь характеристик духовности с добавлением своих.

Слайд 9

- А теперь в течение трех минут попробуйте сформулировать определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

(Ответы более сильных обучающихся)

После попыток обучающихся преподаватель делает вывод:

ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

- Запись в тетрадь определений  понятий «духовность» и «бездуховность» (в сжатом виде).

Преподаватель литературы:

Слайд 10

- Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.

- Какие символы он использует, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?

Сообщение обучающейся, которая провела исследование ( или обобщение) материала

Предполагаемый ответ обучающейся:

Символы:

  • Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя).
  • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души.
  • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха;  олицетворение человека буржуазной цивилизации.
  • Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров.
  • Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности в буржуазном обществе.
  • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.
  • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью.
  • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.
  • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.
  • Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования.

Преподаватель литературы:

Анализ рассказа.

- Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе? (Могут быть как собственные выводы, так и подтверждение текстом произведения)

 Предполагаемые ответы  обучающихся:

1) На верхних этажах корабля, похожего « на громадный отель со всеми удобствами»:  с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, с винными погребами – размеренно, праздно протекает жизнь богатых, достигших полного благополучия.

Пассажиры корабля представляют безымянные сливки общества: « Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, … был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюблённая пара, … и наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито...». Здесь всё предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Кругом царит роскошь, уют и спокойствие.        

Слайд 11

Предполагаемый ответ обучающегося:

Чтение текста художественного произведения

2). Предложение: «…жизнь на нём протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане;  накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны , делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана , или играть в шеффльборд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, ещё более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задрёмывая; в пятом часу их, освежённых и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего существования, венец его…»

- Какой вывод можно сделать, судя по данному предложению?

Предполагаемый ответ обучающегося: здесь автор ещё раз подчёркивает обезличенность, тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально, и кажется, нужно только для очередного возбуждения аппетита. Они не слышат даже злобного воя сирены, его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Весь смысл этой размеренной жизни в том, чтобы пить кофе, завтракать; делать гимнастику, гулять по палубе, играть в шеффельборд только ради возбуждения аппетита; отдыхать, сладко задремывая, вновь ожидая чая…  Такой же распорядок дня и в Неаполе. И главная цель всего существования, венец его – опять  обед в празднично залитой огнями зале.

Преподаватель (если обуч-ся не скажут): Замкнутый круг: еда и сон.

Преподаватель литературы: 

В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»:

Что значит человек,  

Когда его заветные желанья –

Еда и сон? Животное - и всё.

Наверно, тот, кто создал нас с понятьем  

О будущем и прошлом, дивный дар  

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.”

- Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой.

Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад.

Слайд 12.

Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Предполагаемый ответ обучающегося :

« … в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, её последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие свои раскалёнными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…».

Преподаватель: Какой мотив начинает звучать в этих строках?

(В этих строках звучит мотив гибели).

Слайд 13

Преподаватель литературы:

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». Затем намёк на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого «сквозили, как у мертвого», а кожа на лице была «точно натянута». И сирена на корабле захлёбывается в «смертной тоске», суля недоброе, музеи «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто …

- Пожалуйста, закончите начатое мной предложение.

Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец;

2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее;

3. Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет;

4. Один из тех … кто  надеялся, что его деньги дают ему  положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами.

5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.

6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно.

Преподаватель литературы:

 И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ.

За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно.

Слайд 14

Какое впечатление на вас произвела смерть господина из Сан-Франциско?

1).  Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным.

2).  Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным.

3).  Жизнь продолжалась, про него забыли.

4). В этом обществе вас помнят, пока вы живы и богаты.

Преподаватель:

Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья.

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Задание:  Устная работа обучающихся. (Варианты ответов)

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Преподаватель:  (Рефлексия)

Теперь, я считаю, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

(Ответы обучающихся.)

Слайд 14

Завершаю урок словами святителя Иоанна Златоуста, так как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию».

Оценивание.

Домашнее задание

Творческое задание:

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. (Л.Н.Толстой.)

Список источников информации

  1. 1.  
  2. http://www.live-tour.ru/Kapri.htm
  3. parisweb.ru 
  4. http://www.svoiludi.ru/italy.html
  5. uzverkms.livejournal.com 
  6. http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/duxovnost/7791/
  7. http://www.simvolika.org/project03.htm
  8. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PERVAYA_MIROVAYA_VONA.html
  9. http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
  10. http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/sotnitsy=1
  11. http://www.proza.ru/2012/12/06/1678
  12. http://www.1143help.ru/gospodinsanfrancisko
  13. http://www.bogoslov.ru/text/290249.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Урок "Тема бездуховности в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

          Разработка подразумевает проектную деятельность учащихся и их работу в группах. Студенты делятся на группы (историки, биографы, географы, культорологи, лингви...

План-конспект урока "Господин из Сан-Франциско"

Тема урока: « И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».   Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям»Тип урока: урок-беседаВид урока:  урок-практикум...

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...