План-конспект урока "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Скворчевская Ирина Ивановна

 

Тема урока: « И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».   Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям»

Тип урока: урок-беседа

Вид урока:  урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_klasse_bunin_gospodin_iz_san-frantsisko.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

                                План – конспект урока

Составлен по материалам УМК :  Учебник «Русская литература 20 века»: Учебник для 11 кл.: в 2 ч.

Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2012 г.

Учитель: И.И.Скворчевская

Тема урока: « И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».   Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям»

Тип урока: урок-беседа

Вид урока:  урок-практикум ( осмысление темы через речевой тренинг, анализ текста, выполнение заданий репродуктивного, конструктивного и творческого характера)

Используемые технологии: вопросо - ответная форма, педагогика сотрудничества

Оценка педагогической ситуации: от учителя требуется особенно тщательная разработка вопросов к классу, так как от вопросов зависит многое: будут ли они стимулировать самостоятельное мышление и деятельность учащихся.

На уроках такого типа мысль ученика в основном опирается на вопросы, которые ставит перед ним учитель.   учащиеся  умеют анализировать текст, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля и осмысливать знания с целью самостоятельного видения проблемы.

 Цели урока:

 Образовательная:  продолжить работу над  навыками работы с текстом, отбора нужной информации, совершенствовать умения  выбирать нужную информацию  из большого по  объёму  материала

Воспитательная: развивать познавательную активность учащихся, эмоциональную чувствительность, уважение к человеку даже после его смерти, уважение к чувствам людей, которых коснулось горе, уважение к семье, способность сопереживать

Развивающая: развивать образное и логическое мышление, умение рассуждать,  анализировать, аргументировать

и отстаивать свою позицию,  оценивать себя и товарищей

Оборудование : портрет Бунина

                          на доске записан эпиграф

 к уроку учащиеся принесли текст рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»

2.Цели учебной деятельности

( 2 мин.)

Введение в тему

Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа;

вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.

3.Повторение изученного

Актуализация опорных знаний

( 6 мин.)

4.Усвоение содержания учебного материала.

     Идёт  фронтальная

беседа.

( 26 мин.)

 Работа с текстом.

Учитель начинает урок отрывком из стихотворения И.А.Бунина:

    Твой труд переживёт тебя, поэт,

    Переживут творца его творенья,

     Живого не утратит выраженья

    С тебя когда-то писаный портрет –

    И станешь ты незримый, бестелесный,

    Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…

    Так о поэте говорит Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.

Почему?

 Учащиеся:

- в произведениях писателя всё имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова…» и это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.

Учитель:

В чём особенность названий Бунина? ( «Тишина», «Первая любовь», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи»).

Учащиеся:

 В названиях ощущается  особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему.

Учитель

 Но этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему?

 Возможно, речь пойдёт  о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться. Размеренное , бесцветное, безжизненное существование господина.

   О чём рассказ. Каков его сюжет. Случайно ли он ослаблен.

Учащиеся:

 В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого безымянного американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями»  путешествие в Южную Европу « единственно ради развлечения» - он считает, что получил на это право в свои 58 лет, после того, как всю жизнь  « работал не покладая рук». Это своё наслаждение жизнью он начал с Европы именно потому, что так делали «люди, к которым принадлежал он». За Европой – на обратном пути домой – должны были последовать Ближний Восток и Япония. Для путешествия выбран знаменитый пароход «Атлантида», похожий на «громадный отель со всеми удобствами», и проведённые на нём  дни в пути через Атлантиду ничем не омрачают настроение богатого туриста…

Учитель.

Сюжет ослаблен не случайно. Писателя не интересует, что делал герой.

Вернёмся к главному герою. Дайте его портрет. Каково отношение автора к своему герою?

Учащиеся.

«Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто  монгольское было в его  желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми  пломбами блестели его крупные зубы, старой  слоновой костью – крепкая лысая голова…»    

  Далее мы видим, что тот. Кто ощущает себя господином жизни, тот, которому наперебой предлагали услуги и который их снисходительно принимал или не принимал. Вовсе и не свободен в своей жизни – он едет туда, куда прилично ездить людям его круга, а не куда он сам хочет, селится в отелях, наиболее отвечающих его положению, например. В Неаполе выбирает тот, «где мог остановиться и принц».

 В названии рассказа сквозит одновременно и самоощущение богатого американца, и авторская ирония над этим, и характеристика унылой безликости главного героя. Он не свободен, он и не живёт, а только собирается жить, этот «человек со старым сердцем».

Поведение Господина, жадного до наслаждений бытом, туалетом,- пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия.

 Вот поэтому  у  господина  в рассказе нет  даже имени.

Учитель.

Работа с текстом.

Анализируя текст, отмечаем внимание писателя к художественной детали. Вспомним такую, как «наслаждение жизнью».

 Что представляет собой общество на пароде и в трюме парохода.

Учащиеся.

Жизнь богатых путешественников на пароходе «Атлантида» - кусочек буржуазной цивилизации среди океанской стихии – символизирует « наслаждение жизнью» в понимании её  «господ». Само название корабля намекает на возможную катастрофу – ведь легендарный материк Атлантида опустился на дно. И устройство парохода тоже символизирует  «устройство» буржуазной цивилизации – наверху, на палубе, происходит радостное наслаждение жизнью, которое обеспечивают рабочие, находящиеся внизу, в «подводной утробе парохода». Не случайно Бунин уподобляет рабочую часть корабля « мрачным и знойным недрам преисподней, её последнему, девятому кругу» ад существует и в этой, земной жизни. Жизнь нарядных людей, «господ» наверху, в освещённых барах, пронизана ложью, подчёркивает Бунин, - там служила специально нанятая пара, изображавшая любовь и тем самым благотворно влиявшая на настроение богатых пассажиров.

 Контрастность в изображении.

Учитель.

В чём смысл образа капитана.

Учащиеся.

 Командир корабля, «рыжий человек чудовищной величины и грузности», напоминает « огромного идола», «языческого бога» - всё то, что происходит под его началом, очень далеко от христианской жизни… В его образе проявляется мистицизм, так же как и в образе Дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия.

     Но мы обращаем внимание на авторское предупреждение о каких-то несчастьях, которые наступят после благополучия; конец третьего абзаца рассказа об этом намекает : « И всё пошло сперва прекрасно».

 

Учитель.

Автор показывает и доказывает «заведённый порядок» жизни господина, порядок , который нельзя прервать.

Однако … у Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, это стужа, это небывалые ливни, шторм. Природа и человек вступают в схватку .Почему? И кто победит в ней?

Учащиеся.

 Испортившаяся погода, за которую почти извинялись слуги, и была той неприятностью, что омрачила путешествие , шедшее в Неаполе в прежнем русле.

 Дожди и холод погнали семью американца а Капри: все уверяли, что там теплее и комфортнее Природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком.

Учитель.

 Почему господин из Сан-Франциско не придал значения странному совпадению с явью своего сна в ночь переезда на Капри?

Учащиеся.

   Автор подготавливает нас  к наступлению важного события, которое произойдёт на Капри, он пишет: « В день отъезда – очень памятный для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца».

После тяжёлой морской качки на пути к Капри, когда «господин» чувствовал себя «совсем стариком» ( «как и подобало ему» - сурово напоминает автор), семья вступила на остров, вновь выбирая лучший отель, благосклонно принимая услуги, и «как    по сцене пошёл…господин из Сан-Франциско» к  «сияющему» подъезду отеля.

  Вот тут-то и произошёл случай, «на мгновение» поразивший американца»: в «отменно элегантном и молодом» хозяине отеля, поклонившемся им, господин из Сан-Франциско вдруг узнал человека, виденного им в эту ночь во сне. «Удивлённый, он даже было не приостановился».

Учитель

    Почему?

Учащиеся.

   Рационализм его натуры, его глухота к потаённым токам жизни, к мистическим знакам, предзнаменованиям лишила его возможности увидеть в этом предупреждение, он лишь пошутил об этом с женой и дочерью. Юная девушка, в отличие от старого отца, почувствовала тоску, страшное одиночество «на этом глухом, тёмном острове».

Учитель.

 В чём особенность  описания поведения господина из Сан-Франциско перед обедом на Капри, в последние минуты его жизни?

Учащиеся.

Преисполненный уважения к самому себе, он ведёт себя с прислугой подчёркнуто высокомерно, отвечает «с неторопливой отчётливостью», «обидно-вежливым голосом», тщательно соблюдая дистанцию – об этом он всегда помнит.

Его подготовка к обеду описана  Буниным с особенной тщательностью, и начинается это описание со знаменитой фразы : « А затем он снова стал точно к венцу готовиться». Венец в человеческой культуре присутствует в обряде свадьбы, коронации, - но и похорон.

Учитель.

 « Что думал, что чувствовал господин в этот столь знаменательный для него вечер?»

Учащиеся.

  А ничего – он после качки очень хотел есть и был в некотором возбуждении, «не оставлявшем времени для чувств и размышлений». Он ничего не предчувствовал – он не умел этого делать; ощущение господина жизни, казалось, страховало его от всех неприятных случайностей. Педантично приводит себ в порядок господин из Сан-Франциско, и его восклицание : «О, это ужасно!» относится к длительности и напряжённости его манипуляций с шейной запонкой. Самое ужасное в его жизни уже приближается. Об этом  оповещает  второй гонг, который «зычно, точно в языческом храме, загудел по всему дому». Пожилой американец , игриво думал о танцовщице, которую сейчас увидит, пошёл, в ожидании жены и дочери, в читальню. Это можно назвать его финальным шествием – как он это чувствовал – победителя жизни, от которого жались по стенам слуги, который легко обогнал старуху, спешившую впереди него изо всех сил… В  читальне он «холодно» осмотрел ( привычно оценивая его социальное положение) единственного посетителя, немца «с  сумасшедшими, изумлёнными глазами» - это был последний человек, которого он видел. Смерть, которая , по все видимости, наступила от апоплексического удара, как тогда называли инсульт, прервала это его греховное занятие, и его тело, «отчаянно борясь с кем-то», поползло на пол.

Учитель.

Когда Бунин в первый раз называет героя не господином?  

Учащиеся.

 Когда природа его побеждает, он человек, а не господин.

Учитель.

И вновь возникает деталь – «наслаждение жизнью»! Это ли «наслаждение»? Наверное нет, так как интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии (идёт анализ художественных деталей). Это ощущает и герой рассказа. Чем же он занят в этот вечер

 И в чём видит наслаждение?

Учащиеся.

 («В ложке супа, в глотке вина»)

Учитель.

Анализируем  последние действия героя и отмечаем художественные детали: «серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», « чёрные носки», «чёрные  брюки», «бормотание», «стон», «хрип сдавленного горла» и т.д.

  Так кто же перед нами – человек или господин?

Учащиеся: Перед нами человек с живыми чувствами, и перед смертью он ведёт себя как человек, а не «заведённый механизм» Он очень долго умирает, так как всеми силами цепляется за жизнь, ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какая она есть.

Учитель.

   Объясните изменение отношения к господину из Сан-Франциско после его смерти.

Учащиеся.

    С точки зрения хозяина отеля то, что «натворил» американец, есть «ужасное происшествие», и ужас не в смерти самой по себе, а в коммерческих, так сказать, последствиях её. Надо отменять тарантеллу, надо удерживать туристов. которым, конечно. Будет неприятно соседство с покойником – вот что «натворил» старик.

  Смерть настигла его внезапно и грубо, он только начинал жить, он не был готов к встрече с ней. И он «настойчиво боролся со смертью».

 Вечер, однако, «был испорчен», туристы имели «обиженные лица». Хозяин отеля находился в приличном раздражении и давал слово, что примет «все зависящие от него меры…» Открытый рот мёртвого американца был «рсвещён отблеском золота» его пломб, золото – основная ценность  этого человека да и этого мира.  

 После его смерти, т.е. исчезновения у него того, что было главным для этого мира, - денег ( хозяину отеля «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе» вдова и дочь), отношение к старику изменилось самым коренным образом. Хозяин  разговаривает с убитыми горем женщинами «уже без всякой любезности» и отказывает им в комнате, где жил покойный, так как это распугает туристов.

 Отчаяние вдовы и дочери нисколько не поколебало решимости хозяина отеля как можно скорее, не дожидаясь даже гроба, вывезти тело – вполне подойдёт ящик из-под содовой.

  Туристы успокоились после того, как узнали, что мёртвого старика, «напугавшего их напоминанием о смерти», увезли в Неаполь.

Учитель.

  Нашему герою предстоит возвращение : как он возвращается?

Учащиеся.

   Тело мёртвого старика , неделю пространствовав между портами, « испытало много унижений, много человеческого невнимания» и вновь попало на ту же самую «Атлантиду», что везла его в Старый Свет. Всё переменилось теперь в его положении: теперь его «глубоко спустили в просмолённом гробе в чёрный трюм» - повернулось колесо его фортуны. Когда Бунин стал называть господина из Сан-Франциско «мёртвым стариком», в описаниях появились печальные интонации, человеческая жалость к тому, кого так далеко упрятали от веселящихся людей.

  На корабле, как всегда ночью, был бал… «бальная музыка гремела опять среди бешеной вьюги…как погребальная месса…»

Учитель просит подвести итоги беседы: о чём же рассказ Бунина, какие темы поднимает в нём автор.

Учащиеся

В рассказе мир фальши, человеческий эгоизм и близорукость. здесь отражена мораль богатых путешественников, суть их «цивилизации». Вплоть до образа подавленной природы.

Осуществляется сквозная символизация мотивов и деталей: корабль назван «Атлантидой»- сразу появляется предвестник гибели. Разные «слои» плывущих: блестящие салоны, обслуга. Кочегары «адской топки» - модель неправого, разобщённого мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими. Грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мёртвого Господина – символ бесмыссленного перемещения в пространстве.

  « Бессмысленность власти» « путешественников»

Развенчано «мёртвое царство» потому что оно мешает цветению и пробуждению души.

Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни. Это вечные вопросы, и на них мы всегда ищем и будем искать ответы.

5. Итог.

(Рефлексия)

( 3 мин.)

Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за активную работу на уроке.

Объявляет оценки за урок.

6.Задание на дом.

(1 мин.)

Прочитайте рассказ «Чистый понедельник».

 Какова проблематика рассказа, композиция. авторское мироощущение, эмоциональная тональность.

 Попробуйте самостоятельно проанализировать рассказ.

 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

План- конспект урока по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание т...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....