И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Снежана Ивановна Дюндик

Тема урока: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования».

 

Цели  урока:

- продолжить изучение произведений И.Бунина;

- раскрыть смысл понятий духовности и бездуховности;

- проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско»; раскрыть философское содержание рассказа;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля писателя;

- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

- рассмотреть вопросы нравственных качеств личности, места человека в мире и смысла жизни; воспитывать любовь к русской  классической  литературе, к творчеству  И.А.Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gospodin_iz_san-frantsisko.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования».

Цели урока:

- продолжить изучение произведений И.Бунина;

- раскрыть смысл понятий духовности и бездуховности;

- проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско»; раскрыть философское содержание рассказа;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля писателя;

- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

- рассмотреть вопросы нравственных качеств личности, места человека в мире и смысла жизни; воспитывать любовь к русской классической литературе, к творчеству И.А.Бунина.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: беседа

Форма работы обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: история, русский язык и культура речи, живопись.

Перечень литературы:

;Русская литература XX в.» (учебник), ч. II, под редакцией В.В. Агеносова;

2. «Русская литература XX в. 11 кл.» (учебник), ч.I, II, под ред. В.П. Журавлева.

3. И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Наглядные пособия и технические средства: учебная доска, портрет И.А. Бунина, дидактический материал, презентация и выступления обучающихся.

Оборудование: тексты художественного произведения И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Вступительное слово преподавателя (целеположение):

Преподаватель: Сегодня мы продолжим с вами знакомство с творчеством И.Бунина, с ещё одним из его философских произведений – «Господин из Сан-Франциско». Как и во всех произведениях писателя в нём остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире, смысле существования. Вы уже прочитали этот рассказ. И наверняка задались вопросом: в чём был смысл жизни героя? Почему так трагично она оборвалась? Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить? На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить.

3. Анализ рассказа (беседа):

Преподаватель: Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1915г). Первоначальное название «Смерть на Капри».

? Что происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?

- Выступление обучающегося о времени написания произведения.

Преподаватель: ?? Скажите, ради чего развязываются войны? Кому они, прежде всего, выгодны, если речь идёт не об освободительной войне?

Ответ обучающихся.

? Можно ли говорить о Духовной сущности войны? Что мы понимаем под термином духовность и соответственно бездуховность?

Ответ обучающихся:

- Духовность-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

- Бездуховность - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, чтобы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Преподаватель: Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.

Это отразилось и на главном герое произведения.

?? Как вы думаете: почему Бунин не дал имени своему герою, определив его только чином – Господин?

Обучающиеся:

- Это собирательный образ. Он один из многих. Может быть, Бунин хотел одним образом показать многих и тем самым добавить ещё больше трагичности.

?? Дайте портретную характеристику главному герою рассказа, используя текст произведения.

Обучающиеся:

- «Золотые пломбы», «серебряные» усы, лысая голова блестела, как слоновая кость, «остатки жемчужных волос», голова называется «черепом» и др;

Преподаватель: Обратите внимание: этот портрет несёт какой-то усреднённый образ человека его сословия. От него веет чем-то неживым, застывшим.

?? Что мы знаем о его жизни до путешествия?

Обучающиеся:

- Ему 58 лет, но он считает, что до этого «он не жил, а существовал», обеспечивая себе прочную материальную базу и стремясь сравняться с теми, кого некогда взял себе за образец. Для этого он всю жизнь работал, не жалея ни своих рабочих, ни семью.

У господина нет даже собственных желаний. Он едет в путешествие только потому, что так делают, а не потому, что ему хочется увидеть мир.

?? Идёт ли речь о его духовных потребностях в этом путешествии?

- Нет. «Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония". Это похоже на деловую поездку.

- Герой не живет в настоящем, возлагая надежды на будущее. У него размеренная жизнь, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня.

Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года. Он вряд ли даже учитывал при планировании путешествия мнение жены и дочери.

??? Почему он выбрал именно этот пароход?

- Он и пароход выбирает самый дорогой и роскошный, потому что « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это». Он любит не мир, а себя в этом мире.

Презентация обучающихся.

?? Как чувствует себя герой на этом корабле? Наслаждается ли он отдыхом?

- Вряд ли. Он лишь выполняет и принимает автоматически весь распорядок дня.

За всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, не научился получать удовольствие от ощущений и чувств. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во время отдыха - внимание к туалету не оставляло "времени для чувств и размышлений".

Преподаватель: Действительно, если внимательно читать рассказ, то можно заметить, что на всём протяжении путешествия он не произносит более 2-3 слов. А речь его отрывистая и лающая. Наслаждение проявляется лишь в самом понятии путешествие, в ложке супа и глотке вина, встречи с красавицей танцовщицей. Счастлив ли он? В его душе не осталось никаких чувств. Напряженный ритм жизни не оставил времени для размышлений. И здесь его жизнь запрограммирована. И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ.

?? Какое впечатление на вас произвела его смерть? Изменился ли он в её преддверии?

Обучающиеся:

- Изменился. Даже портрет его стал более человечным: «.. жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание..». Даже черты его стали «утончаться и светлеть». У него появился и возраст: Бунин называет его стариком. Он начинает слышать мир вокруг себя: «сверчок запел на стене».

- Со смертью его становится жалко. Никто не пытается спасти его. Боятся только за репутацию отеля. А было можно.

- Не могут предоставить гроб, только ящик из-под содовой. Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. Даже жена вынуждена оплакивать его в грязном номере и тайно. Так же тайно его везут и на Родину.

Преподаватель: Исполнились ли планы господина на жизнь?

Обучающиеся:

- Нет. Он надеялся, что его деньги дают ему не только положение в обществе, но и власть над другими людьми и обстоятельствами. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий. Но этого не произошло.

Преподаватель: Принесли или принесут кому-нибудь счастье его деньги? Вряд ли. Жена лишилась мужа, которого она любила. Привыкшая к труду, она вряд ли войдёт в круг избранных. Там другие интересы. Дочери? Может быть, они и помогут ей выйти замуж, но это вряд ли будет по любви. Недаром, Бунин рассказывает нам о её отношениях со старым принцем. Так в чём же смысл жизни Господина? На кого из литературных героев 19 века он похож?

Обучающиеся:

- Может быть, на Премудрого пескаря Салтыкова - Щедрина или Беликова из чеховского рассказа «Человек в футляре», или чеховского Ионыча?

?? А что объединяет этих героев?

- Их жизнь никому не приносит пользы, никого не радует. Они как бы тоже были без души.

?? Но разве можно осуждать человека, который стремиться заработать?

- Деньги должны служить добру. Например, человек зарабатывает деньги для благополучной жизни своей семьи, для собственного развития. А не деньги ради денег и ради унижения других.

-То есть, бездуховность заключена не в деньгах, а в самом человеке?

Преподаватель: В рассказе есть образ, который противопоставлен Господину. Это образ Богоматери.

?? Где видим мы этот образ?

Обучающиеся:

- Мы видим Её в гроте стены.

?? Какими красками рисует её Бунин?

Обучающиеся:

Она озарена солнцем, в тепле и блеске, в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце.

??Какие чувства испытываешь при чтении её описания?

Обучающиеся:

Тепло, задушевность.

Преподаватель:

Сразу исчезает напряжённость, появляется лиризм. Она кроткая и милостивая, с поднятыми к небу очами. Совсем иные звуки слышим мы рядом с Матерью Божией — на волынке играют два горца. Звуки эти — «наивные и смиренно-радостные — хвалы солнцу, утру, Ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире». С появлением горцев меняется природа. Мрачные тона исчезают, сменяясь тёплыми, нежными. Люди на «Атлантиде» не могли видеть и не видели красоты, казалось, что плывут они ночью. А горцы умеют радоваться жизни и тому, что их окружает. Природа, окружающая их, прекрасна: «...целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: ...и каменистые горбы острова, и сказочная синева, и сияющие утренние пары под ослепительным солнцем, и туманно-лазурные массивы Италии». Именно Богоматерь может изменить и внести душу в этот мир – так считает Бунин. Не зря же он определил место Господина и ему подобных на корабль под названием «Атлантида».

?? Какая легенда связана с Атлантидой?

- Выступление обучающегося о погибшем материке (презентация)

?? Какой образ вызывает у Бунина этот корабль?

Обучающиеся:

- Образ Дьявола. Он прослеживается и в образе капитана, и в конце автор видит глаза Дьявола, следящие за кораблём.

4. Заключение (вывод)

Преподаватель: - Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье?

Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.

Сам Бунин боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить "живой жизнью", где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.

?? Актуально ли это для сегодняшнего дня?

Ответы обучающихся

К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.

Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощенная не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмоленный гроб, стоящий глубоко в трюме, — символ конца, обреченности мира, охваченного войной. Хотели бы вы жить в таком мире? Что надо сделать для того, чтобы этого не случилось?

5. Домашнее задание: Эссе «Основная идея рассказа Бунина «Человек из Сан-Франциско».

6. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"

Данный материал содержит историю создания,  определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...

И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет  пониманию произведени...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Урок "Тема бездуховности в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

          Разработка подразумевает проектную деятельность учащихся и их работу в группах. Студенты делятся на группы (историки, биографы, географы, культорологи, лингви...

План-конспект урока "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

План- конспект урока по теме "Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок предполагает индивидуальную предварительную подготовку обучающихся, знание т...

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...