КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кошеленко Юлия Александровна

урок содержит конспект, презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx24.5 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx12.48 КБ
Файл prilozhenie_no2.pptx730.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО

 ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

Автор:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 п. Взморье

Кошеленко Юлия Александровна

«Спешите делать добрые дела!»

ТЕМА: К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Эпиграф.

«Чти отца своего и матерь

твою, да благо ти буде, и

долголетен будешь на земле»

(пятая заповедь Божия)

(слайд №1)

Цели и задачи урока.

  1. Нравственные формирования личности на примере литературного произведения.
  2. Формировать умение самостоятельно формировать свою точку зрения и аргументировать её.
  3. Вырабатывать умение соотносить свой жизненный опыт и поступки героев.
  4. Пробуждать в детях чувство сострадания, милосердия,  уважения  к родителям.
  5. Обработка навыков проблемного анализа прозаического текста.

Словарь

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил.  ( Словарь русского языка С. И. Ожегова)

Оборудование.

  1. На доске портрет К. Г. Паустовского.
  2. Карточки с предлагаемыми эпиграфами к уроку.
  3. Интерактивная доска.
  4. Аудиозаписи текста.

Первая учебная ситуация.

Учитель читает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»

      Задание.  Найдите строки, в которых заключена главная мысль стихотворения (Спешите делать добрые дела)

- Какие добрые дела?

- Почему необходимо спешить?

      Подводя итог ответов учащихся, учитель делает вывод.

Сегодня на уроке мы будем говорить о доброте,  о любви, о милосердии, заботе, благодарности, о взаимоотношениях между людьми и о вас.

     Все чувства, которые вы назвали, можно объединить одним понятием - нравственность. Обращаю внимание на научное определение этого понятия.

Учитель. А поможет нам  в этом разговоре рассказ К. Паустовского «Телеграмма»?

Вторая учебная ситуация.

Эпиграф урока закрыт, я даю вам право самим в конце урока выбрать из предложенных и объяснить свой выбор. Ваш выбор будет зависеть от того, что главное вам покажется в нашем разговоре, что вам ближе.

Третья учебная ситуация.

- О чём этот рассказ?

( О взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки)

- В чём смысл названия?

( Телеграммы посылают в исключительных случаях, с телеграммами связано чувство тревоги, ожидания беды)

Учитель читает финал рассказа «Телеграмма» и финал повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.                                  (Аудиозапись)

- Что объединяет этих героинь?

(Они обе к живым родителям, опоздали сказать слова благодарности и прощения)

- На сколько дней Настя опоздала  к маме?

(Не на 2 дня, а на 3 года)

- Спешит ли она к ней?

(Нет)

  И за это она наказана, поэтому «крадучись» уезжает из деревни.

- Кем  наказана?

(Сама собой)

-  Легко ли жить с чувством вины человеку?

Четвёртая учебная ситуация.

А теперь обратимся к началу рассказа.

- Как его автор начинает? Прошу учащихся зачитать.

(С пейзажной зарисовки)                                                                   (Слайд№2)

- Для чего?

( Настраивает читателя на определённый лад, готовит к восприятию текста)

- Соответствует ли безотрадная картина природы внутреннему состоянию Екатерины Петровны?                                                                         (Слайд№3)

(Да) Докажите текстом.

- Что выбивается из описания природы?

(Подсолнечник)

- Почему?

(Настя- надежда, единственный родной человек)

- Можно ли оправдать Настю?

(Нет) А почему нет, мы ответим позже.

- Были ли у Насти серьёзные причины забыть маму?

(Нет) Докажите текстом свой ответ.

А вот Катерина Петровна оправдывает её, находит слова в защиту.

(Ученики находят и зачитывают эти слова)

- Какое чувство к Насте у вас возникло?

(Злость, неприязнь)

- А почему Екатерина Петровна оправдывает дочь?

(Материнское чувство, готовое простить всё, чувство, лишённое эгоизма)

- А вам знакомо чувство родительского всепрощения?

(Ребята высказывают свои мысли)

Пятая учебная ситуация.

Учитель читает письмо Катерины Петровны.                                   (Слайд №4)  

- Почему она написала письмо?

(Почувствовала приближение смерти)

- Как почувствовала?

(Слабость, услышала стук ночью, клён)

- Почему мы не можем оправдать Настю?

(В рассказе существуют ленинградские страницы)

Учитель. Ничего не могло её удержать. Она сама не хотела ехать. В суете повседневной забываем о главном.

- Какую вы увидели Настю? Бездушна ли она?

(Красивую, но с холодными глазами, сочувствующую Тимофееву, она горячится, ссорится, хлопочет, устраивая выставку Тимофееву, совершенно чужому человеку. И всё это она делает тогда, когда письмо лежит в сумочке не распечатанное)                                                                               (Слайд№5)

- Думает ли она о матери?

(Да. Ученики находят ответ на вопрос в тексте)

Учитель. Эти слова звучат как предостережение для всех нас от беспамятства, нелюбви, жёсткости.

Шестая учебная ситуация.

- Как Настя принимает телеграмму?

(Спокойно)

- Как по-вашему должен отреагировать человек?

- Почему нахмурилась и скомкала?

(Неприятное чувство нарушило её планы)

- В какой момент это произошло?

(Когда её хвалят, называют заботливой, милой. И только она одна, да Н.В. Гоголь знают, что это не так)

- Что происходит с героиней?

(Переживает душевный кризис, плачет, слёзы позднего раскаяния душат её. Всё суетное отступило - осталось главное: мать и её одиночество)

- Какое чувство сейчас у вас вызывает Настя?

(Сочувствие, готовы простить)

Седьмая учебная ситуация.

- Кто хоронил Екатерину Петровну?

(Односельчане)

-Какой был день? Зачитайте.

(Светлый, солнечный)

- Зачем появилась молодая учительница?

(Душевная чуткость учительницы контраста Настиной глухоте)

Учитель. Тихон обращается к Манюшки со словами: «За добром плати добром, не будь пустельгой»

- Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, а по большому счёту каждому из нас)

Восьмая учебная ситуация.

Учитель. А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока.

(Ученики из предложенных и комментируют)

Потом открывают свой, до этого он был закрыт и тоже объясняют его выбор.

Учитель. А вот как бы об этом сказал В. Берестов.                           (Слайд №6)

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой своей.

 ВЫВОД. Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. Спешите делать добрые дела.

Девятая учебная ситуация.

Учитель. На доске осталось без нашего внимания одно предложение.

Дорогая моя, милая, мамочка, здравствуй!

Это начало письма, которое я вам предлагаю написать Катерине Петровне от имени Насти, а может эти слова будут началом письма вашей маме. Слова, которые вы забыли сказать или давно не говорили.                          (Слайд №7)

 

Приложение. Раздаточный материал.

«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».                В.Сухомлинский.

 

«Но быть человеком – не так это просто.

Но быть человеком – геройство в наш век.

О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:

«Храни человечность свою – человек»                                      И. Бехер.

«В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир?

Начни с себя. Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу».                                                              И. Клямкин.

«Бесчестен тот, кто не почитает родителей, - эта главная обязанность человека, всё остальное имеет второстепенное значение».           Законы Ману

«Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».                                                                         Леопарди.

«Любовь к родителям- основа всех добродетелей».

                                                                                                           Цицирон.

«Чтобы не делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не  стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями».

                                                                                                               Ауэрбах.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом не весело жилось,                        А.Яшин.

Всё ж он меня растил –

И оттого

Порой  жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал,

Рассказывает мать,

День ото дня

Всё чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы…  Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил мол, так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошёл я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!



Предварительный просмотр:

Приложение. Раздаточный материал.

«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».                В.Сухомлинский.

 

«Но быть человеком – не так это просто.

Но быть человеком – геройство в наш век.

О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:

«Храни человечность свою – человек»                                      И. Бехер.

«В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир?

Начни с себя. Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу».                                                              И. Клямкин.

«Бесчестен тот, кто не почитает родителей, - эта главная обязанность человека, всё остальное имеет второстепенное значение».           Законы Ману

«Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».                                                                         Леопарди.

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей».

                                                                                                           Цицирон.

«Чтобы не делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не  стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями».

                                                                                                               Ауэрбах.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом не весело жилось,      

Всё ж он меня растил –

И оттого

Порой  жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал,

Рассказывает мать,

День ото дня

Всё чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы…  Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил мол, так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошёл я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

А. Яшин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"

урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

    Предлагаю разработку урока литературы  для 8 класса по программе Беленького Г.И. по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма». Раздел учебника: Литература ХХ века....

Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"...

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Литературная мастерская «Будь человеком! За добро плати добром»

Понимание главной проблемы произведения - содержание моральных ценностей (милосердие, совести, доброты, человечности); умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портр...