План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

УМК: «Литература, 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной. М.: «Просвещение», 2012

Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Комплект в 2-х частях.

Тема урока: «Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цели урока: развивать навыки анализа текста; развивать навыки характеристики персонажей; выявить особенности стиля писателя.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

Этапы урока: 1. Оргмомент; 2. Актуализация знаний; 3. Постановка целей и задач урока; 4. Работа по теме урока; 5. Первичное закрепление материала; 6. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности; 7. Домашнее задание.

Планируемые результаты.

  1. Личностные: навык сотрудничества со сверстниками
  2. Метапредметные: представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, синквейна), способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
  3. Предметные: владение элементами анализа текста, давать характеристику героев.

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята. Готовы к открытию новых знаний? Если готовы, поднимите руки. Откройте тетради, запишите число.

2. Актуализация знаний.

Слово учителя. (Слайд 2. Портрет Чехова)

На прошлом уроке мы познакомились с биографией А. П. Чехова.

Фронтальный опрос.

- Расскажите кратко о жизни и творчестве А. П. Чехова.

- Назовите годы жизни писателя и место его рождения.

- Где учился А. П. Чехов? Какая у него была профессия?

- Какое его первое литературное произведение.

- Вы знаете какие-нибудь интересные факты о писателе?

- Какой жанр А. П. Чехов утвердил в русской литературе?

- Назовите известные рассказы А. П. Чехова.

Слово учителя. (Слайд 3)

Одним из таких произведений писателя является рассказ «Толстый и тонкий».

- Вы, наверное, уже догадались, какая у нас сегодня тема урока. Запишите в тетради тему урока: «Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Дома вам нужно было прочитать рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и составить его план.

На доске появляется таблица из трёх столбцов.

Слово учителя.

- Вы все прочитали рассказ «Толстый и тонкий». Что вы помните из прочитанного? И всё, что вы помните, мы запишем в первый столбик.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

На вокзале встретились два друга

Одного звали Порфирий, другого – Михаил.

Они вместе учились в гимназии

У Порфирия был сын по имени Нафанаил

3.  Постановка целей и задач урока.

- Молодцы! Вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь скажите, что вам непонятно в рассказе. Может быть, вам непонятны какие-нибудь слова, имена. Может быть, вам показалось странным поведение героев рассказа. Задайте мне вопросы. (Примерные вопросы: Почему «толстого» в гимназии дразнили Геростратом, а «тонкого» – Эфиальтом? Кто такие Герострат и Эльфиальт? Почему Чехов назвал рассказ именно так?

Слово учителя.

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно более подробно поговорить о содержании и форме рассказа. Попробуем определить цели нашего урока. Для этого заполним второй столбик таблицы

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

На вокзале встретились два друга

Расширить знания о содержании и форме рассказа «Толстый и тонкий»

Одного звали Порфирий, другого – Михаил.

Охарактеризовать главных героев рассказа

Они вместе учились в гимназии

Авторское отношение к героям рассказа

У Порфирия был сын по имени Нафанаил

 (Слайд 4)

4. Работа по теме урока.

На экране появляется фрагмент текста рассказа. (Слайд 5)

«Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

Ученики слушают рассказ в актёрском исполнении.

Беседа по вопросам.

- Найдите в тексте художественные детали, которые характеризуют главных героев. (Примерный ответ. «Пахло от него хересом и флердоранжем», «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей»)

- О чём говорят эти детали? (Примерный ответ. Автор показывает социальное различие приятелей детства с помощью запахов. Херес – это сорт крепкого виноградного вина)

Комментарий.

А. П. Чехов считается мастером художественной детали.

На экране появляется следующий фрагмент рассказа. (Слайд 6)

«В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо…».

Выразительное чтение текста.

Комментарий.

Герострат – это житель древнегреческого города, который уничтожил огнём одно из чудес света. Эфиальт – это предатель спартанцев в битве при Фермопилах.

Беседа по вопросам.

- Найдите в тексте художественные детали. О чём говорят эти детали? (Примерный ответ. «толстого» называли Геростратом за то, он прожёг казенную книжку папироской. «Тонкого» называли Эфиальтом за то, что часто ябедничал.

Вывод.

Уже с детства наметилось превосходство «толстого», названного Геростратом, над «тонким». Говорится о качествах «тонкого».

Физкультминутка.

Разыгрывается сценка разговора «толстого» и «тонкого».

Два ученика становятся перед классом.

Учитель раздаёт выступающим ученикам заранее подготовленный сценарий.

Сценарий.

Толстый. Ну, как живешь, друг? (восторженно глядит на друга) Служишь где? Дослужился?

 Тонкий. Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

 Толстый. Нет, милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий. (Бледнеет, неуверенно улыбается улыбкой, горбится) Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Толстый. Ну, полно! (морщится). Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

Тонкий. Помилуйте... Что вы-с... (ещё более съёживается) Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Учитель (к выступающим)

- Скажите, что вы чувствовали, когда исполняли роль «толстого» и «тонкого»?

- А теперь вы (обращается ко всему классу) можете задать вопросы главным героям рассказа, а выступающие попробуют на них ответить.

Беседа по вопросам.

- Что вы можете сказать о речи персонажей. (Примерный ответ. Речь «толстого» содержит короткие высказывания с обилием разговорной лексики. Речь «тонкого» состоит из кратких восклицательных высказываний, которые передают его чувства)

- Что именно поменялось в поведении «тонкого» после сообщения о том, что его приятель стал тайным советником? (Примерный ответ. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился..». В речи «тонкого» появляется высокий стиль и обращение на «вы».

- Какие композиционные приёмы использует Чехов, изображая главных героев? (Верный ответ. Антитеза, сравнение, метафора. Примеры. «<…> один толстый, другой тонкий». «<…> и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». 
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». «Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

- Что обличает в своём рассказе А. П. Чехов? (Примерный ответ. Чинопочитание. Лицемерие)

- Какова идея произведения?

Комментарий.

Автор высмеивает людей, которые пресмыкаются перед должностью. Главный объект осмеяния – «тонкий». Этот чиновник раболепствует перед вышестоящим даже тогда, когда его никто к этому не вынуждает.

5. Первичное закрепление материала.

Задание № 1.

Выберите верные утверждения. (Формулировка заданий проецируется на экран)

1. Толстого дразнили Геростратом за то, что он ябедничал.

2.  А. П. Чехова считают мастером художественной детали.

3. Речь «толстого» изменилась, когда он узнал о чине своего приятеля.

4. В изображении главных героев автор использует антитезу.

5. Автор с огромной симпатией относится к «тонкому».

Задание №2.

Написание синквейна. (Ученики уже знают правила написания дидактического синквейна)

Класс делится на две группы. Одна группа даёт характеристику «толстому», вторая – «тонкому».

Комментарий учителя.

Обратите внимание на глаголы, обозначающие внутреннее состояние героев.

1 группа.

Толстый.

Богатый. Сытый.

Говорил мало. Дослужился. Разочаровался.

«К чему это почитание!»

Спокойствие.

2 группа.

Тонкий.

Бедный. Худой.

Побледнел. Окаменел. Съёжился.

«Из глаз посыпались искры».

Лицемерие.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Слово учителя.

Давайте заполним последнюю графу нашей таблицы.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

На вокзале встретились два друга

Расширить знания о содержании и форме рассказа «Толстый и тонкий»

Одного звали Порфирий, другого – Михаил.

Охарактеризовать главных героев рассказа

Они вместе учились в гимназии

Авторское отношение к героям рассказа

У Порфирия был сын по имени Нафанаил

Задание №3. Класс делится на две группы. Одна группа пишет письмо Тонкому, вторая – Толстому. После выполнения задания два ученика читают письма перед классом.

Напишите письмо Толстому и Тонкому. Что бы вы хотели сказать этим героям? Что бы вы хотели пожелать им?

Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:

! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.

+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.

- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.

? – затрудняюсь в оценивании.

7. Домашнее задание.

Урок подошёл к концу. (Ученики сдают тетради с домашним заданием)

Очень приятно было с вами работать. Поблагодарите друг друга за урок.

Спасибо за урок. До свидания! (Слайд 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".

Цели урока:Выяснить при помощи анализа рассказа, каков бывает смех.Узнать особенности чеховского юмора. Задачи урока:-обучающая: продолжить формировать умения анализа эпического произведения;Учит...