Разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цели урока:
Выяснить при помощи анализа рассказа, каков бывает смех.
Узнать особенности чеховского юмора.
Задачи урока:
-обучающая: продолжить формировать умения анализа эпического произведения;
Учить пониманию роли художественной детали в рассказе «Толстый и тонкий»
-развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;
- воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.
Предполагаемый результат:
Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.
Знать отличительные черты чеховских произведений.
Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.
Материалы и оборудование:
Презентация, текст рассказа «Толстый и тонкий»
Литературоведческие термины:
Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.
Сатира – безжалостное обличение чего-либо, гневное осмеяние, осуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_rasskaz_a.p.chehova_tolstyy_i_tonkiy.doc | 89 КБ |
prezentatsiya_tolstyy_i_tonkiy.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
6
Урок литературы
6 класс
Тема урока:
Юмористические и сатирические рассказы А.П. Чехова.
"Толстый и тонкий": истоки комического в рассказе
Чехов умеет писать так,
чтобы словам было тесно,
а мыслям просторно.
М.Горький
Цели урока:
Выяснить при помощи анализа рассказа, каков бывает смех.
Узнать особенности чеховского юмора.
Задачи урока:
-обучающая: продолжить формировать умения анализа эпического произведения;
Учить пониманию роли художественной детали в рассказе «Толстый и тонкий»
-развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;
- воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.
Предполагаемый результат:
Уметь находить комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.
Знать отличительные черты чеховских произведений.
Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.
Материалы и оборудование:
Презентация, текст рассказа «Толстый и тонкий»
Литературоведческие термины:
Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.
Сатира – безжалостное обличение чего-либо, гневное осмеяние, осуждение.
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
Цель урока
Мотивация к учебной деятельности | На данном уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий», проанализируем его, исследуем особенности стиля А. П. Чехова, выясним, как удается писателю коротко говорить о важном в жизни. Проверка готовности. Настрой на работу на уроке: удивительное рядом – только умей видеть, наблюдать | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Осуществлять анализ и синтез. 7. Устанавливать причинно-следственные связи. 8. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
| СЛАЙД 1-3 Тест по творчеству А.П.Чехова (рассказы «Лошадиная фамилия», «Пересолил») ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС СЛАЙД 4 Обсуждение иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий» - Посмотрите на эту иллюстрацию, как вы думаете, как может называться рассказ А.П.Чехова, с которым мы познакомимся сегодня? - О ком или о чем может идти речь в рассказе? – Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? А Тонкий? - Давайте с вами выясним, так ли это, используя искусство слова. СЛАЙД 5 | |
2. Анализ текста 3. Анализ текста во время чтения. 4. Работа с текстом после чтения | ||
Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы» и заглянем в мастерскую писателя. Прослушаем радиоспектакль СЛАЙД 6 ПРОСЛУШИВАНИЕ радиоспектакля «Толстый и тонкий (4минуты 26 секунд) Беседа по тексту: - Понравился рассказ? Какие чувств вызвал? - Смешной он или грустный? - О чем идет речь? Какова тема этого рассказа? Почему он так называется? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Беседа по тексту - Сколько героев в рассказе? – Каким предстает Толстый в начале рассказа? Опишите устно его внешность, одежду, походку. - Как мы понимаем, что бывшие товарищи по гимназии принадлежат к разным социальным слоям? Какие детали на это указывают? СЛАЙД 7 Словарная работа херес - сорт дорогого вина; флёрдоранж - цветочный одеколон; лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии; Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки; Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье; приватно - неофициально; - Кто первый бросается к другу? Как его называет? - Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах? - Какая фраза передает внутреннее ощущение героев? Выразительное чтение эпизода учащимися (стр. 279-280 учебника) – А теперь давайте послушаем разговор наших героев еще раз. Словарная работа СЛАЙД 8 коллежский асессор - один из младших рангов чиновников; статский советник - ранг чиновника среднего звена; тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии. орден св. Станислава – самый массовый орден для награждения «две звезды» — это большие восьмиконечные звезды, знаки отличия высших степеней орденов святого Станислава и святой Анны СЛАЙД 9-13 Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор. - Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. – В начале урока мы предположили, как могут выглядеть герои. - Совпало ли наше представление с авторским? – Описывает ли Чехов внешность героев? Как, с помощью чего? СЛАЙД 14 Работа с таблицей в парах (по 2-й части). – Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? - Какое качество характера осуждает автор? (чинопочитание) **** Самостоятельная работа (при наличии времени, можно на следующем уроке) Давайте проверим, правы ли мы? Заполнив кроссворд, получим ответ. Вопросы для кроссворда:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел) **** Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера). Как вы это понимаете? СЛАЙД 15 Словарная работа Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие - Как вы понимаете эти слова? Основная мысль рассказа. Смех Чехова обычно называют добрым. Но иногда и этот писатель - большой человеколюб – сжимает кулаки при виде отвратительных человеческих пороков. - Как соотносится юмор и сатира в рассказе «Толстый и тонкий»? Вспомнить эти термины. (Неуловимое сочетание того и другого, грустный смех) СЛАЙД 16 -Какими же средствами удается А.П.Чехову добиться комического эффекта? Назовите те, которые, по-вашему, характерны для данного рассказа. Обращение к эпиграфу | ||
Рефлексия. Итог урока |
(Надо иметь человеческое достоинство. Стыдно за самоунижение бедного человека перед богатым) 2.Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Угодничество, готовность унижаться) Составление синквейна СЛАЙД 17 1-й вариант – Толстый Ваши впечатления об уроке. Довольны ли собой, свой работой? Активностью ваших одноклассников? | |
Домашнее задание | Развернутый ответ на вопрос: «Верна ли пословица: «Дружба дружбой, а служба службой»? (по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий») |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. |
|
|
2. Мимика, жесты, поза. |
|
|
3. Знаки препинания в конце предложений. |
|
|
4. Обращение героев друг к другу. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7. Название рассказа «Лошадиная фамилия»: а) настраивает на юмористический лад б) отражает идею произведения в) является гиперболой 8. Смех в рассказе: а) добродушный б) уничтожающий в) снисходительный 9. В рассказе «Лошадиная фамилия» у генерал-майора Булдеева: а) разболелась голова б) разболелись зубы в) поднялась высокая температура г) начался сильный насморк 10. Каким образом приказчик предложил полечить зуб Булдееву? а) вырвать зуб б) лечить заговором в) полоскать травяным настоем 11. Что думает генерал насчет лечения зубной боли заговорами? а) что это шарлатанство б) что это действенное средство в) что это дьявольские козни 12. Фамилию какого персонажа вспоминал Иван Евсеич? а) врача б) конюха в) акцизного 13.Сколько денег генерал пообещал тому, кто вспомнит настоящую фамилию акцизного: а) один целковый б) два золотых в) пять рублей г) десять рублей 14. Как генерал избавился от зубной боли? а) приказчик вспомнил фамилию, и заговор помог б) доктор вырвал больной зуб в) помог керосин с мёдом и табачной копотью 15. Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноимённого рассказа А.П. Чехова: а) Уздечкин б) Копытин в) Коневский г) Овсов
. 16. Название произведения «Пересолил» означает а) положил слишком много соли б) сильно рассмешил в) перестарался 17. Кто по профессии Глеб Гаврилович Смирнов? а) врач б) инженер в) землемер 18. Как зовут мужика, который согласился доставить землемера до усадьбы? а)Остап б) Клим в) Яков 19. В чем землемер начинает подозревать Клима? а) В том, что он запросил с него больше денег, чем требовалось б) В том, что он разбойник в) В том, что он сбился с дороги 20. Чем землемер начинает пугать Клима, заподозрив его в том, что он разбойник? а) тем, что сдаст его в полицию б) своей невероятной силой и историями о сражениях с разбойниками в) тем, что он сам беглый каторжник 21. Как Глеб Гаврилович решает напугать Клима? а) Он делает вид, что хочет показать вознице несуществующие револьверы б) Он симулирует эпилептический припадок в) Он делает вид, что уже заметил своих друзей-головорезов 22. Что делает Клим после того, как Глеб Гаврилович будто бы достает револьверы? а) стреляет в него из настоящего револьвера б) выбрасывает его из повозки в) убегает в лес 23. Сколько часов подряд Смирнов звал испуганного мужика? а) 2 часа б) 3 часа в) 4 часа 24. Что делает Смирнов после того, как Клим, наконец, возвращается? а) запугивает его еще сильнее б) раскрывает свой обман в) плачет от страха и просит прощения 25. Как проходит остаток поездки? а) Клим больше не кажется землемеру опасным б) Землемер едет в постоянном напряжении в) Землемер продолжает выдумывать небылицы
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Истоки комического. Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М.Горький
Словарная работа херес - сорт дорогого вина флёрдоранж - цветочный одеколон лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменничес-ки указавший персам обход в Фермопильском ущелье приватно – неофициально
коллежский асессор - один из младших рангов чиновников статский советник - ранг чиновника среднего звена тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии Орден Св. Станислава – самый массовый орден для награждения « две звезды » — это большие восьмиконечные звезды, знаки отличия высших степеней Орденов Святого Станислава Словарная работа
Во времена А.П.Чехова в царской России насчитывалось около 60 тысяч гражданских чиновников
В «Табели о рангах» насчитывалось 14 классов: от XIV (низший) до I (высший) Оригинал 1722 года
Класс Чин I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV Действительный тайный советник. Канцлер. Действительный тайный советник. Тайный советник. Действительный статский советник. Статский советник. Коллежский советник; военный советник. Надворный советник. Коллежский асессор. Титулярный советник. Коллежский секретарь. Корабельный секретарь. Губернский секретарь. Провинциальный секретарь. Коллежский регистратор.
Орден Святого Станислава 3 степени
Звезда к Ордену Святого Станислава
Встреча чиновников. К кому из героев больше подходит характеристика «человек», а к кому «чиновник»? Линии сравнения Толстый во второй части рассказа Тонкий во второй части рассказа Глаголы, описывающие внутреннее состояние Мимика и жесты Знаки препинания в конце предложений Обращения героев друг к другу
чинопочитание угодничество самоуничижение подобострастие
Синквейн 1-я строка - имя существительное (или слово в роли имени существительного). 2-я строка (описание темы в двух словах) -имена прилагательные. 3-я строка (описание действия в рамках этой темы) – три глагола. 4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырех слов. 5-я строка – одно слово, на философско – обобщенном или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Верна ли пословица: «Дружба – дружбой, а служба – службой»? Кто так думает в рассказе? Согласны ли вы с этим?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Рассказ"
Урок русского родного языка в 5 классеДата проведения: 24 апреляТема урока: Рассказ ( параграф 108)1.Словарная работа:Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, о...
Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....