Главные вкладки

    Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Гримберг Анастасия Андреевна

    Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский".

    Технолия - проблемное обучение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского".

    Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс

    Цель: 

    • формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
    • формировать умение интерпретировать текст художественного произведения

    Технология: проблемного обучения

    Методические приемы: 

    • анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
    • беседа;
    • составление ассоциограммы;
    • литературный эксперимент;
    • устное монологическое высказывание;
    • составление сопоставительной таблицы.

    Ход урока

    1. Оргмомент
    2. Литературный эксперимент

    Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

    Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

    Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

    • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”

    (К.П.Троекуров)

    • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.

    (А.Г.Дубровский)

    Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

    Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

    К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

    3.Формулировка темы и цели урока

    Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

    4. Постановка проблемного вопроса

    Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

    5. 1-й этап рефлексии

    Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии). 

    Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

    6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

    Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

    Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

    Что обозначают эти слова?

    В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”?

    Приведите примеры употребления данных слов.

    Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

    7. Актуализация ЗУНов.

    Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

    Работа в парах: 

    На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

    пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

    Распределить данные качества в таблице:

    К.П.Троекуров

    А.Г.Дубровский

    Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

    Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

    Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

    Работа в парах: 

    Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.

    Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

    Покровское

    Кистенёвка

    Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

    Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

    Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?

     К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии). 

    Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное). 

    Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

    Говорящими являются и имена героев.

    Запись на доске:

    Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

    Петр - скала, утес, камень.

    Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

    О чем говорят имена героев?

    Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

    Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

    На чем основывается их дружба?

    Что стало причиной ссоры героев?

    8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

    Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

    Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

    Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

    Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

    Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

    Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

    С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

    В чем особенность его речи?

    Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

    Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

    Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

    Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

    Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

    Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

    Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

    Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

    Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

    Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

    Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?

    Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) 

    Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?

    Почему Дубровский не предпринял ответных мер?

    Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?

    Анализ эпизода “Суд”.

    Работа в группах:

    1, 2 группа:

    Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:

    Приезд в суд

     

    Слушание протокола

     

    Подписывание решения

     

    Отъезд из суда

     

    3, 4 группа:

    Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:

    Приезд в суд

     

    Слушание протокола

     

    Подписывание решения

     

    Отъезд из суда

     

    Анализ работы группы:

    В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?

    Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда?

    Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)

    А Дубровский?

    Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью).

    Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость)

    9. Проблемный вопрос, 2-й этап рефлексии

    Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

    (Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)

    Записать в тетрадь (5-6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем восприятии этих эпизодов?

    10. Итог.

    Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства.

    Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров? А морально?

    У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:

    Честь:

    • внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
    • высокое звание, чин, должность.

    Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации?

    Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет?

    11. Домашнее задание.

    Выполнить одной из заданий по выбору:

    1. Ответить письменно на вопрос: “Почему “внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество”?
    2. Подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А.С.Пушкина “Дубровский”.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

    Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

    Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

    Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

    Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

    Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл...

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

    Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

    Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

    Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь»помочь учащимся разобраться в нравственных проблем...