Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 Цели урока:

Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, является ли деяние преступлением; показать неотвратимость ответственности за совершенные правонарушения, активизация познавательной деятельности.

Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового, определять признаки преступления.

Воспитательные: воспитание духовно-нравственной личности, умения общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury_po_povesti_a.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 6 класса по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

 Цели урока:

                                                 Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.Запись темы в тетрадь.
    Сегодня мы познакомимся с новым для нас Пушкиным- мастером прозы. Вы прочитали произведение Пушкина «Дубровский».При жизни автора оно не было напечатано. Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший
     против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбелюдей, о проблемах Добра и Зла, о значении человека в судьбе государства.

   3). Сообщение учеников – историков:

- Экскурс в историю России; - история написания произведения.

(Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г. Он не был завершен. При жизни поэта роман не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя. Известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И.Бартенев). Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е гг.

В романе представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман выявляет отношение человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. В романе социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Самые сильные человеческие чувства не способны победить предрассудки общества. Троекуров оказывается виновником разорения и смерти друга, а Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут соединиться, хотя любят друг друга.

     4). Беседа с учащимися. Анализ произведения.

Учитель: В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.)

- Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С.

Пушкин.

- Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в

кадетском корпусе...)

- Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в
Петербурге?
- Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку. Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.
- Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

- Почему дворня высыпала, когда он приехал?

- Какова авторская оценка?

- Обратимся к тексту 5 главы. Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?
- Зачитать текст. Эпизод «В Кистеневской роще».

- Какие чувства его волновали?

- Каково его душевное состояние?

- Что помогает более точно понять это?

- Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

- Какие чувства он вызывает у вас?

- Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою? (А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.)
- Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

- Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником? 


- Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж. Какой эпизод характеризует Дефоржа?
- Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

- Какие черты характера подчеркивает автор?

- Сопоставьте Дефоржа и Дубровского. - Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

- Почему он не стал мстить Троекурову? (Зачитайте текст. Глава 12).
- Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой? Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому? Каково отношение автора к герою?


- Обратите внимание на эпиграф к уроку «.. .он рожден был для иного назначения...».
- Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

- А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

- Каким бы он стал?

- Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

- Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?


(Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

-В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15). Охарактеризуйте Дубровского. - В последней главе мы видим раненого Дубровского. Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю? 
- Каким изображает автор Дубровского во время боя?

- Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

- Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

- Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?


(Запись вывода в тетрадь:

Пушкин не идеализирует своего героя, но разбойник в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Владимир Дубровский, по мнению автора, не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам. 5. Интервью с главным героем ( ученик- журналист и ученик-актер )

6.Итог урока.

Я думаю, это произведение не оставит Вас равнодушными к судьбам людей, к проблемам общества.Ведь литература не только является отражением действительности, но и пробуждает в читателе желание бороться с негативными явлениями жизни, воспитывает лучшие человеческие качества.

7) Домашнее задание: написать сочинение «Моё отношение к Владимиру Дубровскому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Урок по теме "Ссора друзей" с использованием технологии "Шесть шляп"....

Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"

Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС...

Самоанализ урока литературы в 6 кл. А.Пушкин. "Дубровский"

Самоанализ урока литературы в 6 кл. А.Пушкин. "Дубровский"...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

урок литературы 6 класс "А.С. Пушкин "Дубровский".

Данный конспект и  презентация ознакомит с творчеством великого, гениального поэта и писателя А.С. Пушкиным. Вы узнаете о его творчестве в  совершенных образцах литературных произв...

Три правды о Сильвио (урок литературы по повести А. С.Пушкина «Выстрел»)

Целевые установки для учащихся:- определить своё отношение к произведению;- выявить нравственные ценности повести, авторскую позицию писателя;- разобраться в специфических способах передачи мысли авто...

«Удались от зла и сотвори добро» (урок- исследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Помочь обучающимся увидеть, почувствовать мир души героев  А.С. Пушкина, обрести нравственные ориентиры для дальнейшей жизни;  продолжить духовно - нравственное развитие обучающихся; воспиты...