Три правды о Сильвио (урок литературы по повести А. С.Пушкина «Выстрел»)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дежкина Людмила Ивановна

Целевые установки для учащихся:

- определить своё отношение к произведению;

- выявить нравственные ценности повести, авторскую позицию писателя;

- разобраться в специфических способах передачи мысли автора повести;

- найти форму передачи, выражения своего восприятия произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_pravdy_o_silvio.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

Три правды о Сильвио

Урок литературы по повести А. С.Пушкина «Выстрел»

9 класс

                                                 Подготовила учитель русского языка и      

                                                 литературы Дежкина Л.И.

Щигры, 2016

Целевые установки для учителя:

- выяснение читательского восприятия А. С. Пушкина;

- стимулирование самостоятельного осмысления прочитанного, нравственно-эстетических ценностей произведения;

- развитие у учащихся ассоциативного, образного мышления, творческих способностей, эстетического вкуса;

- формирование у школьников навыков анализа, синтеза, монологической речи.

Целевые установки для учащихся:

- определить своё отношение к произведению;

- выявить нравственные ценности повести, авторскую позицию писателя;

- разобраться в специфических способах передачи мысли автора повести;

- найти форму передачи, выражения своего восприятия произведения.

Ход урока.

Эпиграфы к уроку:

…Среди людей особенно привлекают Пушкина ясные, добрые, бесхитростные души, незаметные герои и героини. Они служат для него оправданием его веры в благой смысл жизни, к которой он прилагает мерило не красоты, а добра, - или, лучше сказать, прекрасное и доброе имеют для него один общий корень.

                                                                                      Ю. Айхенвальд              

        Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавало ему (Сильвио) вид настоящего дьявола.

        А. С. Пушкин

         1. Вступительное слово учителя.

         Итак, вечно проблематичный вопрос о приоритете добра и зла, хотели бы мы того или нет, был и остаётся основным для понимания сути характера любого человека. «Кто ты: мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?» - вопрошает Татьяна Ларина в своём письме Онегину. «Что движет его поступками – божественный промысел или дьявольское наваждение?» - задумываемся над строками в романах. И всё ищем и ищем этот вечный ответ на извечный вопрос.

А. С. Пушкин часто задумывался над смыслом бытия, философия была неотъемлемой частью содержания его творений, вот и тогда, осенью 1839 года, вопросы общечеловеческие встали перед ним, причём особенно остро. Эта была та самая Болдинская осень, накануне его венчания с Н. Н. Гончаровой. Венчание состоится 18 февраля 1831 г. в Москве, а пока он здесь, в Болдино, отрезан от всего мира холерой.

Может быть, это Судьба, в которую он и верил, и не верил, распростёрла над ним крылья, дав ему лишь на краткий миг насладиться предчувствием высочайшего счастья, но не бескорыстно, а явив миру его истинный гений и величие. Разве не волею Судьбы он вынужден оставаться в Болдино три месяца и разве не здесь, окрылённый надеждой, пишет он так много, так легко?

          2. Беседа.

          Учитель:

- Обратимся к нашим записям в тетради и вспомним, что было написано Александром Сергеевичем в Болдино осенью 1830 года.

Ученики:

- Были написаны «Русалка», «Песни западных славян», «Сцены из рыцарских времён», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Дубровский», «Анжело», «Медный всадник», «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка», «Пир Петра Великого», «Египетские ночи», «Памятник» (всего около тридцати стихотворений). И здесь же были написаны «Повести Белкина».  

Учитель:

- Сколько повестей входит в цикл? Назовите их.

Ученики:

- «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел».

Учитель:

- Одной из самых романтических и зашифрованных повестей критики называют повесть «Выстрел». Почему?

Ученик:

- Это связано с композицией сюжета и сюжетно-динамической характеристикой образа, создающими флер романтической таинственности.

Учитель:

- Но разве так уж сложна фабула «Выстрела»?

Ученик:

- Фабула «Выстрела» строится на том, что один офицер оскорбил другого, а затем в течение долгого времени ждал отмщения, и наконец ему выпал случай разделаться с обидчиком. Но от права на выстрел он снова отказывается, удовлетворяясь смущением соперника. А потом, как становится известно, погибает. Вот, по существу, и всё.

Учитель:

- А что же здесь загадочного?

Ученик:

- Герой её – Сильвио – остаётся загадочным до самого окончания связанной с ним истории. Повесть сложна и интересна в композиционном отношении. Начнём с того, что у неё несколько рассказчиков. Во-первых, Иван Петрович Белкин, помещик, можно сказать, любитель словесности, скуки ради собирающий и записывающий различные истории, своей необычностью потрясающие его воображение. В повести «Выстрел» его стиль сливается с мнением человека, рассказывающего эту повесть… А рассказывает эту повесть подполковник И.Л.П., жизнь которого сложилась так же, как и жизнь Белкина: по домашним обстоятельствам вышел он в отставку, поселился в деревне, занялся хозяйством, скучал, не зная, «куда деваться, слушал сказки, которые помнила ключница Кирилловна, и т. д. Поэтому нет ничего проще, как подставить его рассказчиком данной повести вместо Белкина. Но и это ещё не всё. Рассказчиков здесь получается целых четыре: Белкин + полковник И.Л.П. (и история, рассказанная ими), граф (и его рассказ) и сам Сильвио, который также рассказывает свою историю.

Учитель:

- Вот они, три «правды», и все об одном и том же. Но если все об одном и том же, зачем понадобилось Пушкину всё так усложнять?

Ученик:

- Это опять же связано с желанием автора наиболее полно и объективно охарактеризовать главного героя. В эпическом произведении существует несколько способов характеристики персонажа:

1) поведение героя, его поступки, в них раскрывается характер;

2) характер героя проявляется в его речи, в том, что и как он говорит;

3) внутренняя речь (когда автор передаёт нам мысли героя, его речь про себя);

4) рассказ повествователя (в нём чаще всего заключается авторская характеристика).

Таким образом, Пушкин использует различные приёмы, чтобы глубже, разнообразнее раскрыть характер главного героя, Сильвио.

           3. Работа с материалами для домашнего задания.

Учитель:

- Ребята, помните, после того, как мы в первый раз прочитали повесть, я просила вас записать свои первые впечатления о главном герое – Сильвио. Давайте ещё раз обратимся к этим записям. Каким показался вам Сильвио?

Ученик:

- В прочитанной нами повести «Выстрел» её главный герой, то есть Сильвио, предстаёт загадочным человеком. Никто не знает, почему он вышел в отставку из гусарского полка, где некогда счастливо служил. Уже одно это настораживает нас. Ведь если его служба действительно протекала хорошо, то должна была быть веская причина для отставки. Сильвио злопамятен, так как он спустя годы мстит человеку за поступок, который он совершил много лет назад. Хотя и Сильвио можно понять, он отстаивает свою честь. Сильвио горд. Он не может допустить, чтобы его считали трусом. Может быть, он им и не является, но это очередная загадка для нас в характере Сильвио. Итак, на мой взгляд, Сильвио – это человек загадочный, окружённый какой-то тайной, мститель за поруганную честь; гордый, самолюбивый, тщеславный человек.

Учитель:

- У нас здесь несколько творческих групп, которые, работая с текстом, пытались приоткрыть завесу над Сильвио, характеризуя его с различных точек зрения.

Ученик:

- Мы работали над характеристикой персонажа через рассказ повествователя. Повествователь – это подполковник И.Л.П., в то время ещё молодой офицер. В тот момент Сильвио не был военным. Ему было около 35 лет. Опытность давала ему многие преимущества над офицерами. Какая-то таинственность окружала его судьбу. Он казался русским, о носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, даже счастливо, но никто не знает причины, побудившей его выйти в отставку. Мы замечаем двойственность в Сильвио. Он жил бедно, но в то же время расточительно. Он ходил всегда пешком, носил старый изношенный сюртук, но давал обед для офицеров полка, где «шампанское лилось рекою». Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью мазанки, в которой он жил. Любимое занятие Сильвио – стрельба из пистолетов. В этом ему не было равных. Сильвио молчалив, угрюм.

Вывод для записи в тетради:

- Это романтический герой – так как загадка, таинственность всегда присущи романтическому герою.

Учитель:

- Сильвио сам приоткрывает завесу своей таинственности в рассказе о себе. Охарактеризуйте Сильвио через его речь. Покажите, изменилось ли отношение к нему рассказчика.

Ученик:

- В своей речи Сильвио беспощадно срывает с себя маску, не щадит самолюбия, не скрывает низменных чувств, побудивших его к ссоре с графом, предельно откровенен, но всё, что он говорит – сплошная бравада. Сильвио вовсе не критикует себя и не бичует. Опять же он хочет показаться молодому человеку ангелом – мстителем, сражающимся за поруганную честь. Сильвио – действительно лидер, но не в плане интеллекта, а всего того, что называется буйством, разгулом, всего того отрицательного, что существовало в армии того времени. Он лидер, но как человек невысоких духовных и нравственных способностей, он не может проявить себя в делах благородных и выделиться в том, где требуются умственные способности, но он проявляет себя там, где требуется чисто физическая сила и хладнокровие; основной мотив его поступков – неумное тщеславие. Сильвио любил первенствовать, но однажды в полк определился молодой человек – граф. Он красив, умён, всегда весел, у него были деньги, которым он не знал счёта и которые никогда у него не переводились. Граф произвёл огромное впечатление на сослуживцев. Первенство Сильвио поколебалось. В Сильвио рождается чувство ненависти к графу, которое постепенно разрастается и переходит в озлобленность. Обратимся к тексту: вот какие глаголы состояния показывают, как растёт ненависть Сильвио к графу. «Я его возненавидел… Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры… Он шутил, а я злобствовал…» - состояние ненависти переросло в злобу, Сильвио готов уничтожить человека, ставшего на его пути. Всё приходит к тому, что он ищет повод к дуэли, и это ему удаётся. «С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника», - мы видим, что Сильвио будет счастлив, когда убьёт графа. Это плохо, но для Сильвио – это радость – уничтожить противника. «Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал», - здесь подразумевается не столько состояние природы, сколько состояние Сильвио, он горит ненавистью. Мы знаем, что Сильвио был отличным стрелком, но когда он увидел своего противника, то его хладнокровие вызвало у Сильвио волнение злобы настолько сильной, что он не понадеялся на верность руки. После выстрела графа была очередь Сильвио. «Жизнь его наконец была в моих руках», - здесь Сильвио как хищник, который наконец-то настиг свою жертву и больше её не выпустит. Он напоминает паука, в паутине которого запуталась муха. И всё же Сильвио не выстрелил. Почему? – «…его равнодушие взбесило меня». Сильвио отложил свой выстрел. Он подумал, что пользы ему лишить графа жизни, если он ею вовсе не дорожит? «Злобная мысль мелькнула в уме моём…» - Сильвио решил покончить с графом, когда жизнь тому будет особенно дорога. Выстрел Сильвио остался за ним.

Мы видим, что отношение рассказчика к Сильвио изменилось, он усмотрел в облике Сильвио нечто звериное и бесчеловечное: «При сих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке».

Вывод для записи в тетради:

- В рассказе Сильвио – предельная откровенность, он не щадит самолюбия, не скрывает низменных чувств, побудивших его к ссоре с графом. Но его поступки бесчеловечны. Меняется и отношение рассказчика к Сильвио: он усмотрел в его облике нечто жестокое, звериное и вместе с тем жалкое. Перед нами уже не просто романтический герой, а тщеславный, честолюбивый мститель за поруганную честь, что-то дьявольское появляется в облике Сильвио.

Учитель:

- В отрывке, над которым мы сейчас работаем, есть две детали, не заметить которые невозможно. Что это за детали? Какова, на ваш взгляд, их роль в тексте (красная черешня и шапка с красным козырьком). На какую деталь ещё вы обратили внимание? (Простреленная картина).

Учитель:

- К этому уроку мальчикам было предложено сыграть роли графа и офицера и найти в рассказе своего героя о Сильвио те фрагменты, чтение которых с определённой интонацией (её-то и важно правильно определить!) даст возможность наиболее полно реконструировать характер Сильвио.

          (Разыгрывается сценка – диалог двух учеников)

Вопрос классу:

- Каким же кажется Сильвио их героям?

Вопрос мальчикам:

- А вам самим?

Учитель:

- Девочкам было предложено написать сочинение – миниатюру на тему: «Сильвио глазами Маши».

(Зачитывается сочинение- миниатюра).

Вывод: изменение в самом рассказчике, его образе жизни привели к изменению взглядов на Сильвио. Герой – хороший стрелок, умело вдавливающий мух в стены. Сильвио почти уничтожен, жалок, посредственен. Но в рассказе графа звучит мысль, что демоническое в Сильвио не увяло. Мало того. Сильвио проявляет даже благородство, предложив графу тянуть жребий. Но это так называемое благородство сливается с беспощадностью и бессердечием: Сильвио держит три раза графа на мушке, морально истязает его и ни в чем не повинную женщину.

Учитель:

- Поступок играет значительную роль в характеристике персонажа. Я просила вас сравнить поведение графа и Сильвио, дать им оценку.

(Работа с текстом. Комментированное чтение состояния и поведения героев во время первого и второго поединка. Дискуссия).

Вывод: итак, в первый день дуэли оба участника в чём-то сходны: герои опутаны предрассудками, играют с жизнью, каждый на свой манер. На лицах героев – маски. Выбор масок не произволен, зависим от воли среды. Герои не могут изменить обстоятельства, стать выше их. Во второй встрече граф не выдерживает нравственных испытаний, но испытывает жесточайший стыд за свою трусость, он не скрывает своего позора, живёт с ним. Но как мелочен Сильвио, как низменна его натура! Его жертвой стала женщина. Какой ничтожный и пошлый итог: обморок графини и страх слуг. Честолюбие и даже благородство души неожиданно обернулись пошлостью и откровенной заурядностью; сильная воля нашла выход в издевательстве над людьми.

 4. Подведение итогов.

Учитель:

- Итак, Пушкин сбрасывает с Сильвио таинственную маску – за романтическим покровом открывается честолюбец и властолюбец, привыкший первенствовать и готовый употребить все духовные силы на то, чтобы подчинить жизнь и судьбу людей своему «я». Он играет ими жестоко и бесчеловечно. Пушкин увидел в Сильвио наполеоновское начало с его эгоистической беспощадностью и мелочным тиранством. Сама мысль Сильвио из высокого чувства обернулась удовлетворением личных притязаний на господство и срослась с его непомерным честолюбием.

           5. Авторская оценка, вынесенная за рамки повествования.

Учитель:

- Однако оценка Сильвио автором ещё не произнесена. А она есть, правда, как бы вынесена за рамки повествования. Оказывается, поэтическое, высокое в характере Сильвио искажено, но оно не исчезло. Что мы узнаём о Сильвио в конце повести?

          (Легенда… Сказывают… Погиб как герой… Героическое не угасло. Отдал жизнь в борьбе за освобождение греческого народа).

Вывод: бунт романтической личности только тогда приобретает благородное содержание и смысл, когда он направлен на достижение достойной общенациональной цели.

Пушкинские герои духовно растут под влиянием жизненных обстоятельств, которые побуждают их к нравственному росту. Пока Сильвио был занят личной местью, человеческое в нём увяло, измельчало, как только нашёл себя в борьбе за правое дело – человеческое в нём расцвело.

Таким образом, человек может подняться над обстоятельствами и над своими предрассудками, если не даст остыть живущему в нём огню гуманности.

          6. Задание на дом.

Подготовиться к сочинению-рассуждению: «Согласен ли я с окончательной оценкой характера Сильвио, вынесенной за рамки повествования?»          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".

Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В ...

Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл...

урок литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" можно использовать в качестве проверочной работы или домашнего задания....