«Удались от зла и сотвори добро» (урок- исследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шардина Марина Павловна

Помочь обучающимся увидеть, почувствовать мир души героев  А.С. Пушкина, обрести нравственные ориентиры для дальнейшей жизни;  продолжить духовно - нравственное развитие обучающихся; воспитывать внимание и творческий подход к чтению художественного произведения,  развивать навыки работы с текстом, связную монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_romanu_a.s.pushkina_dubrovskiy.docx24.87 КБ
Файл dobro_i_zlo.pptx427.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа п.Малиновский»

«Удались от зла и сотвори добро»

(урок – исследование по повести  А.С.Пушкина «Дубровский))

                                              Составитель: Шардина М.П.- учитель

русского языка и литературы

                                                                     I квалификационная категория.

2016г.

Тема: «Удались от зла и сотвори добро»

(урок- исследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Цели:  помочь учащимся увидеть, почувствовать мир души героев  А.С. Пушкина, обрести нравственные ориентиры для дальнейшей жизни;  продолжить духовно - нравственное развитие учащихся; воспитывать внимание и творческий подход к чтению художественного произведения,  развивать навыки работы с текстом, связную монологическую речь.

Задачи:

  1. Знать жанровые особенности романа
  2. Выявить мотивировку поступков героев
  3. Учиться анализировать текст

Технологии: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы: работа групп, аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Формы: групповая, коллективная, частично индивидуальная.

  Оборудование:                                                                                                        1. Мультимедийный проектор                                                                                                      2. Картины В. Васнецова «Витязь на распутье»                                                  5. Демонстрационный материал с иллюстрациями к повести

Ход урока

  1. Этап актуализации знаний.

Учитель. Добрый день.

Сегодня с нами – вновь А.С. Пушкин. Каждая новая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами  Пушкин-прозаик и  его повесть «Дубровский».    

Пушкин говорил: «Точность и краткость – вот главные достоинства прозы.  Она требует мыслей, мыслей...»   Давайте и мы соберем свои мысли и оправимся в путь…

       

Человек, идущий по дороге жизни, очень часто оказывается на распутье,  стоит  перед выбором.

( Слайд с репродукцией картины Васнецова «Витязь на распутье»).

Между чем приходится нам выбирать в жизни?

(Ответы учеников).

- Чаще всего приходится выбирать между добром и злом.

Как не ошибиться в выборе? 

Может быть, герои повести Пушкина «Дубровский» помогут нам в этом?

     Тема нашего урока «Удались от зла и сотвори добро».

Имеют ли эти слова какое-то отношение к повести?  Какова цель нашей встречи с пушкинскими  героями?

(Учащиеся предлагают варианты ответов)

Учитель: Сегодня мы с вами должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, понять, почему герои не могут быть счастливыми. Помогут нам в этом:

- внимательные читатели;
- лингвисты;

- мастера выразительного чтения;

- психологи;

 - литературоведы.

 

II. Операционно – исследовательский этап.

  1. «Зло – начало всей цепи событий»

- Много зла встречается на пути героев повести. Кого из героев коснулось зло? Об этом нам расскажут внимательные читатели.

     Выступление  учеников – внимательных читателей.

(На экране - цитаты. Внимательные читатели должны объяснить, о каком герое идет речь и в чем заключаются его несчастья.)

-  «… батюшка скончался»  ( умер Андрей Гаврилович Дубровский)

-  «… будущее являлось для него покрытым грозными тучами» (Размышления Владимира Дубровского после смерти отца)

-  «… до сна ли нам … До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского , оставшиеся без своего барина, старого Дубровского)

-  « …кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского)

-  «Она …все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована…» (Маша Троекурова после венчания с князем Верейским)

-  «…выстрел был удачен:  одному оторвало голову, двое были ранены» (эпизод боя разбойников под предводительством Владимира Дубровского с солдатами )

Учитель. Мы убедились, что зло в повести действительно является началом всей цепи событий.  

А что лежит в основе зла, в основе поступков, ставших причиной  несчастья других?

      Наши социологи провели исследование  и выявили зависимость поведения героев от их  социального положения, материального состояния. Дадим им слово.

Выступление социологов:  они демонстрируют таблицу, приводят пояснения из текста повести.

Герой

Социальное положение

Материальное положение

Чувство, подтолкнувшее к недоброму поступку

Дубровский

Андрей Гаврилович

Дворянин

Беден

Независимость, зависть, гордыня

Троекуров

Кирила Петрович

Дворянин

Богат

Вседозволенность, распущенность, самодурство

Князь           Верейский

Дворянин

Богат

Черствость, эгоизм

Владимир Дубровский

Дворянин

Беден

Отчаяние, месть, ненависть

Архип-кузнец

Крепостной крестьянин

Не имеет никакого имущества

Преданность барину, месть

Вывод социологов: В основе недобрых поступков – не социальное положение героя, не его материальное состояние, а его человеческие качества и черты характера.

Учитель.  В исследованиях социологов встретились слова, со значением которых мы должны познакомиться поближе. Вот они…(На экран проецируется слайд «Словарь урока»):

Зависть

Гордыня

Самодурство

Эгоизм

Черствость

Месть

Ненависть

Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи, Пожалуйста, объясните нам значение этих слов.

     Выступление лингвистов.

     Учитель.  Как вы думаете, почему мы остановили свое внимание именно на этих словах?  ( Выслушиваются мнения учащихся. Учитель обобщает их предположения).  Потому, что они обозначают те  человеческие  чувства и  качества, которые мешают человеку, стоящему на распутье, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале, не допустить, чтобы оно разрослось, набрало силу.

      Давайте еще раз обратимся к словам Пушкина, что «проза требует мыслей и мыслей…». Подумаем, какие герои повести являются носителями

зла. Какие их поступки оборачиваются злом и делают тех, кто находится рядом с ними, несчастными?

       С чего все началось?

     - С неприятной истории: ссора, обмен между поссорившимися помещиками недобрыми, высокомерными письмами, начало судебной тяжбы, отчаяние и ненависть Дубровского в суде, чернильница, которую он бросает в судебного заседателя.

      - Зло разрастается:  ссора между бывшими друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей.

      -  Ссора превращается в стихию, которую уже трудно остановить: горит дом Дубровских, погибают заседатели. Ничего уже нельзя исправить.

      - Архип-кузнец становится причастным к пожару.

      -  В беду втянута Маша Троекурова, она оказывается в ситуации несвободы и безысходности. Следовательно,  ее судьба складывается несчастливо.

      - Владимир Дубровский тоже оказывается заложником ситуации: нет у него ни свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы.

      Обстоятельства складываются так, что в повести нет счастливых героев.

И все-таки, есть ли что-то доброе, хорошее в душах героев, например, Кирила Петровича Троекурова? Дадим слово психологам.

Психологи представляют свою работу:

Кирила Петрович Троекуров.   «Внезапное сумасшествие  Дубровского отравило его торжество… Желание мести завлекло его слишком далеко.. Совесть в нем роптала.. Победа не радовала его сердца…Противоположные чувства наполняли его душу… Последние чувства (более благородные) наконец восторжествовали…Он  решился помириться… уничтожить следы ссоры».

      Но «лицо его стало мрачнее тучи, он с презрением улыбнулся…»  

Что вызвало  такую реакцию Троекурова?   (Психологи приводят в пример строки из III главы повести)

Учитель. Кирила Петрович попытался уклониться от зла, но у него ничего не вышло.  Росточки добра не смогли пробиться сквозь толщу обиды, высокомерия, гордыни, спеси…А получится ли это у Владимира Дубровского?  Давайте еще раз послушаем психологов.
Психологи защищают Синквейн «Владимир Дубровский»:

1.Дворянин.

2.Бедный, благородный.

3.Мстит, страдает, любит.

4.»Никогда  злодейство не будет совершено во имя ваше».

5. Разбойник.

Учитель.  Давайте вернемся к началу повести. Попробуем найти ответ на вопрос:  С чем Владимир Дубровский вступает в новую для него взрослую жизнь?

Чтение эпизода «В церкви» (гл.5 )

- Какие слова, по-вашему, являются здесь важными?

(… Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно»)

Давайте проследим дальнейший путь Дубровского.

Выступление литературоведов.

Схема выступления:

Дом именно здесь все самое дорогое для Владимира Дубровского.

Портрет матери – глядя на этот портрет, Владимир вспоминает о самой светлой поре своей жизни – детстве, именно этот портрет заставляет Владимира осознать трагизм случившегося.

Письма – перебирая письма матери отцу, Владимир переживает душевное волнение, теплеет на его душе.

Свеча – символ веры, добра. При ней молилась Егоровна, няня Владимира.

Белое платье – в белом платье изображена на портрете мать Владимира; Владимир, увидев между стволов деревьев белое платье Маши Троекуровой, отказывается от мести ее отцу.

Сердце – символ любви. Это ЧУВСТВО СПАСАЕТ Владимира от зла и ненависти.            

Учитель: Зло не победило во Владимире.  Почему? Потому что в глубине его души  живет любовь:

- К родительскому дому

- К семье

- Маше  Троекуровой.

Он помнит преданность близких людей (няня, крестьяне)

Он чувствует ответственность перед людьми, которым нужен.

 Владимир удалился от зла благодаря своим нравственным качествам, благородству.

        Однако важно не только удалиться от  зла, но и сотворить  добро. Смог ли Владимир справиться с этой задачей? Получается, что отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский никакого блага не сотворил.

А кто же из героев никому не причиняет зла? Конечно, это Маша Троекурва. Она спасает от расправы разбойников князя  Верейского. Почему она так поступает?  Потому что в ее душе есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, родные и близкие люди.                                 

  1. Оценочно – рефлексивный этап.

Учитель:  Вы только вступаете в жизнь, и вам, вероятно, не раз придется оказаться на перепутье. Если вам придется выбирать между добром и злом, вспомните героев повести «Дубровский». Не оступитесь, найдите верный выход из создавшейся ситуации.


     IV. Домашнее задание.

А я хочу еще раз напомнить вам, что «проза требует мыслей и мыслей…»  Мысли понадобятся вам при выполнении домашнего задания.  Попробуйте  поразмышлять на тему «Каким я вижу будущее  Владимира Дубровского».        

                                                    Литература:

  1. Аркин  И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика: книга для учителя, М.: Просвещение, 2005 .

2.Егорова  Н. В. Поурочные разработки по литературе, М.: Вако, 2009

3. Тареева Л. И.  Активные формы обучения. Литература, 5 – 9 классы,   Волгоград, издательство «Учитель»,  2008 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы Тема: «Удались от зла и сотвори добро» (урок – исследование по повести А.С.Пушкина «Дубровский») Составитель:Шардина М.П. – учитель русского языка и литературы I- квалификационная категория.

Слайд 2

«Точность и краткость- вот главные достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» А.С.Пушкин .

Слайд 3

«Витязь на распутье» В.Васнецов

Слайд 4

О ком идет речь и в чем заключаются его несчастья? - «… батюшка скончался » ( умер Андрей Гаврилович Дубровский) «… будущее являлось для него покрытым грозными тучами» ( Размышления Владимира Дубровского после смерти отца ) «… до сна ли нам … До чего мы дожили, кто бы подумал?» ( крестьяне Дубровского , оставшиеся без своего барина, старого Дубровского) « …кровля рухнула, и крики утихли» ( гибель приказных в доме Дубровского ) «Она …все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована …» (Маша Троекурова после венчания с князем Верейским ) «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» ( эпизод боя разбойников под предводительством Владимира Дубровского с солдатами )

Слайд 5

ВЫВОД: зло в повести является началом всех событий.

Слайд 6

Что лежит в основе зла? Герой Социальное положение Материальное положение Чувство, подтолкнувшее к недоброму поступку Дубровский Андрей Гаврилович Дворянин Беден Независимость, зависть, гордыня Троекуров Кирила Петрович Дворянин Богат Вседозволенность, распущенность, самодурство Князь Верейский Дворянин Богат Черствость, эгоизм Владимир Дубровский Дворянин Беден Отчаяние, месть, ненависть Архип-кузнец Крепостной крестьянин Не имеет никакого имущества Преданность барину, месть

Слайд 7

ВЫВОД: В основе недобрых поступков – не социальное положение героя, не его материальное состояние, а его человеческие качества и черты характера.

Слайд 8

«Словарь урока» Зависть- ч увство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого. Гордыня- качество характера, заключающееся в непомерно преувеличенном чувстве собственного достоинства. Самодурство- качество характера, когда ч еловек , руководствуется в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом, прихотями . Эгоизм- с ебялюбие , предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Слайд 9

Черствость- неспособность к эмоциональным состояниям, волнению, беспокойству, сопереживанию, сочувствию . Месть- н амеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление , обиду или страдания. Ненависть- чувство, естественно возникающее по отношению к тому, кто вас в чем то превосходит. Словарь урока.

Слайд 10

ВЫВОД: это те человеческие чувства и качества, которые мешают человеку, стоящему на распутье, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале, не допустить, чтобы оно разрослось, набрало силу.

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

С чего все началось ? Ссора между старинными друзьями. Судебная тяжба . Пожар в Кистеневке . Брак по принуждению . Бегство.

Слайд 13

Синквейн Владимир Дубровский 1.Дворянин 2. Бедный, благородный 3. Мстит, страдает, любит 4. «Никогда злодейство на будет совершено во имя ваше » 5. Разбойник

Слайд 14

Путь Владимира Дубровского . Дом Портрет матери Письма Свеча Белое платье Сердце

Слайд 15

Почему зло не победило В ладимира? Любовь : р одительскому дому к семье Маше Троекуровой

Слайд 16

Домашнее задание Молодцы, ребята. А теперь запишите домашнее задание «Написать мини – сочинение «Каким я вижу будущее Владимира Дубровского»

Слайд 17

Сегодня на уроке Самооценка настроения в конце работы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Урок по теме "Ссора друзей" с использованием технологии "Шесть шляп"....

Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Урок-суд по повести А.С. Пушкина "Дубровский" на тему "Он рожден был для иного назначения"

Тема: «…Он рожден был для иного назначения…».По повести А.С.Пушкина «Дубровский».Цели урока.Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам,...

Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро"

Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро" (урок-исследование по повести А.С.Пушкина "Дубровский")...

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...