Главные вкладки

    Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Новикова Зинаида Викторовна

    Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод критического  мышления, метод иссследования: в течение урока ребята смогли побывать в роли психологов, социологов, лингвистов.Инсценирование эпизода на уроке  дало возможность восприятия детьми текста  как вида искусства. Тема добра и зла является темой вечной, поэтому этот урок имел для обучающихся большое воспитательное значение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobro_i_zlo_v_romane_dubrovskiy.docx31.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока-исследования   в 6 классе по теме:

    «Добро и зло в романе  А.С.Пушкина  «Дубровский».

    Автор: Новикова Зинаида Виторовна

    Класс: 6

    Предмет: литература

    Учебник: Бунеев , Бунеева .Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2010 г.

    Название раздела, темы:  «Открывая мир вокруг»

    Тема мероприятия:    «Добро и зло в романе  А.С.Пушкина  «Дубровский».

    Тип урока: урок    -исследование.

    Цели как деятельность учеников:

    Предметные: ввести в творческую лабораторию классика русской литературы  А.С.Пушкина, организовать работу по восприятию повести и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;

    Метапредметные: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, строить рассуждения.

    Личностные: приобретать навыки работы в паре (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание); умение работать индивидуально, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

                                 Средства обучения:

    1. Вербальные средства (тексты  изучаемого произведения,   словарные статьи, иллюстрации, рисунки учащихся ).

    Технические средства обучения (презентация, фотошоу).

    Оборудование: портрет писателя , музыкальное сопровождение.

    Этапы урока

    Содержание

    Формирование УУД и технология оценивания

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    II. Цель урока.

    Цель данного урока –    проведение исследования на тему «Где добро и где зло в романе  «Дубровский»», помочь уч-ся почувствовать мир души героев А.С.Пушкина, найти нравственные ориентиры в борьбе со злом.

     

    III. Введение в тему урока, формулировка проблемы.

    Алина: здравствуйте, ребята. Меня зовут Анцова Алина. Я учусь в 7 «Б» классе. Недавно я защитила исследовательский проект на тему «Добро и зло в отечественной и мировой литературе» и стала призером на муниципальном уровне. Со своей работой в конце марта  я буду участвовать во Всероссийском  конкурсе «Шаги в науку». Я бы хотела расширить свою работу. Знаю, что вы изучаете роман А.С.Пушкина «Дубровский», в котором также поднимаются  проблемы добра и зла. Ребята, подскажите,  какие нравственные ориентиры  необходимы в борьбе добра со злом?

    Учитель: о чем же мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

    Учитель     озвучивает тему урока   «Добро и зло в романе «Дубровский».

    Какую цель мы перед собой поставим?

    -провести исследование по данной теме и выяснить источники зла, причины его  проявления или непроявления, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.

    Сформулируйте вопросы, которые помогут нам раскрыть нашу тему.

    - Что такое добро и зло?

    -Кто из героев несет зло, а кто противостоит   ему, творя добро?

    -Что побеждает в этой борьбе: добро или зло?

    -Зло наказуемо?  

    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

    2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

    IY.Основной этап.

    1)Знакомство с сюжетом произведения

    2).Анализ текста

    1. Для того чтобы ответить на поставленные нами вопросы, давайте вспомним  сюжет романа. Во время рассказа демонстрируются слайды.

    Рассказывает Баутина Элина.

    1.  Учитель: Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье…

    Вопрос: Между чем и чем приходится выбирать в жизни?

                            (между добром и злом)

     Герои романа  «Дубровский»  помогут нам в этом?.

                                  (да, в романе есть как злые герои, так и добрые)

    Хотелось бы, чтобы вы сегодня почувствовали себя внимательными читателями, немного социологами, лингвистами, психологами, литературоведами.

    1. Говорят, что «Зло – начало всей цепи событий».

    Немало зла есть в жизни человека, много его и на пути героев романа. Опираясь на цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале событий. Думаю это задание под силу только внимательным читателям.

     (слайд с цитатами»)  —

     «..Батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский)

       «…будущее для него являлось покрытым

          чёрными   тучами»

    (Вл.Дубровский)

     «…до сна ли нам…До чего мы дожили, кто бы подумал?»

                                  ( крестьяне Дубровского, оставшиеся без барина)

        «…кровля рухнула, и крики утихли»

      (гибель приказных  в доме Дубровского)

       «Она всё ещё не могла поверить, что жизнь её была

                                         на веки скована»

    (Маша Трекурова после венчания с Верейским)

    Вопрос: Что мы доказали?

    (Что зло в романе является началом всей цепи событий)

    Сейчас побудем социологами и проведем исследование, цель которого выявить зависимость поведения героев от их социального положения, материального состояния.

    1. Работа в парах.

    Задание: На основе двух абзацев на стр. 131-132 заполнить таблицу.

     

    Троекуров

    Дубровский

    Социальное положение

    Качества характера

    Занятия

    Отношение соседей

    Отношение к крестьянам

    Общее в судьбах героев

    Вывод : в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества. Поэтому после ссоры соседей участвуют практически все.

    1.  Задание Слайд с рисунками – символами (спички, перо и чернильница ,топор, пламя, замок, ружьё).
      Объясните их смысл.
    2. Просмотр сценки. В зале судебного заседания.

    Вопрос: какую роль играет данный эпизод в романе?

    Чему учит данный эпизод нас, читателей?

                      

    1. Работа в группах.

     (чтение эпизода гл.6 со слов «Поднялся ветер»  до   «кузнец со своей добычей полез вниз»  (стр.152).

    (Вопрос: Есть что- то доброе, ценное в душе у Архипа? А в душах других героев?

    Вывод: Говорят, «Не будь побеждён злом».

    Задание: представить этот эпизод в виде схемы.

    1. Парная работа.

    А теперь проведем экскурс в прошлое языка: выяснить значение устаревших слов, которые встречаются в нашем романе. Оформить таблицу, основываясь на  словарную статью  в учебнике.

    Устаревшие слова

    Их значения

    подобострастие

    тщеславие

    стряпчий

    надменный

    ябеда

    повесничать

    земский судья

    окаянный

    1. Фронтальный опрос.

    Сейчас побудьте психологами, узнайте о ком идёт речь?

          1.Дворянин, сын, разбойник.

          2.Бедный, любящий, благородный.

          3.Мстит, страдает, любит.

          4. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше»

                                          (Вл.Дубровский)

    Добро

    1. Слайд: что олицетворяют предметы- дом, белое платье, любовь, сердце, благородство


               

    1. Работа в парах.

    Прочитать эпизод на стр.169 (гл.12) от слов  «Не бойтесь…» .до   «я отказался от мщения    »

    Задание:  выделить главную мысль эпизода, записать в тетрадь.

    Ответить на вопрос:«  С чем вступает во взрослую жизнь Вл. Дубровский?

     

    1. Беседа.

    - Зло не победило. Почему?  Назовите  нравственные ориентиры, благодаря которым Вл.Дубровский удалился от зла.(дом, любовь, семья, благородство)

     Они же помогут и вам на вашем жизненном пути.

    Хотя важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо (добро)

    1. Какие вопросы волнуют сегодня  наших учащихся?

    Вопросы Насти Окуневой.

    1. . «Удались от зла и сотвори благо» — кто высказывает в романе эту очень ценную мысль? (стр.148.- говорит поп попадье)

    Вопрос: Смог ли В.Дубровский справиться с этой задачей?

    (отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский никакого блага не совершил)

    Вопрос: А кто из героев никому никакого зла не совершил?(Маша)

    Вопрос: Какой правильный и  честный поступок совершает она?

    (гл.18 , 183)

    Вопрос: Почему она так поступает?

    (Потому что в её жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность и даже любовью она жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живёт)

    Познавательные УУД

    1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

    2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

    4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

    Познавательные УУД

    1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

    2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

    4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

    5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

    6. Пользоваться словарями, справочниками.

    7. Осуществлять анализ и синтез.

    8. Устанавливать причинно-следственные связи.

    9. Строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД

    1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

    3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

    4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

    5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Личностные результаты

    1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

    2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

    V.Рефлексия.

    - Что такое добро и зло?(любовь, взаимовыручка, помощь, понимание…)

    -Что является источником зла? (непонимание, желание быть богатым…)

    Давайте послушаем сочинение учащейся на тему «Добро и зло в романе «Дубровский»  

    А теперь обратимся к Алине.

    Алина. Спасибо, ребята, большое! Ваш урок для меня является ценным материалом для проекта. Но я хочу добавить, что тема добра и зла очень актуальна на сегодняшний день. Доказательством этого является созданная в 2002 году международная академия Доброты, которая во многих городах мира установила памятники доброте. Кроме того, в России установлен  единый  спонтанный День доброты-17 февраля.

    Доброту проявляют спонтанно,
    Доброта очень миру нужна.
    Гостьей милой и самой желанной
    В каждом доме бывает она.
    Отправляют сегодня друг другу
    Люди добрый такой поздравок,
    И плывут по волшебному кругу
    Пожелания целый денёк.
    Так давайте же будем дружить,
    Доброту получать и дарить!

    А сейчас я хочу показать вам фотошоу, в котором представлены  герои доброты. Вы всех их знаете.

    Технология оценивания

    На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

    После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

    АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

    (вопросы к ученику): 

    1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

    4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

    Какую оценку ты себе ставишь?

    Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

    Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

    Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

    VI. Домашнее задание.

    Написать продолжение романа «Дубровский».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - исследование "Проблема счастья в романе Л.Толстого "Война и мир"

    Урок -исследование, в котором внимание обращено к женским образам романа. Что такое счастье? Как его понимают Мари Болконская, Соня, Наташа Ростова и Элен? Кто из героинь действительно счастлив? Почем...

    Урок - исследование по теме "Что же , что же делать?" по роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди"

    Предлагается разработка урока - исследования в помощь начинающим педагогам-литераторам....

    Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

    Урок-исследование "Аллегорический смысл снов Веры Павловны (по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?")"

    Данный урок проводится в 10 классе. Он поможет ученикам ответить на жизненно важные вопросы.  Учитель сможет заинтересовать учеников, так как всех волнует, как избегать конфликтов с родителя...

    Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе

    Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».    Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к художественному тексту, на основе чего сформировать способы оце...

    Урок-исследование. Гончаров и его роман «Обломов»

    Роман «Обломов» (1849-1857) опубликован в 1959 году. Первые главы романа появились в журнале «Современник» в 1847 г....

    Урок-исследование по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

    Тема урока"Лик мира Петербурга Ф.М.Достоевского".Тип урока: исследованиеЦель:  проведение исследований по роману Ф.М.Достоевского для того, чтобы понять необычность изображения Петербурга, подвес...