Урок-исследование "Аллегорический смысл снов Веры Павловны (по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?")"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Афанасьева Алла Ивановна

Данный урок проводится в 10 классе. Он поможет ученикам ответить на жизненно важные вопросы.  Учитель сможет заинтересовать учеников, так как всех волнует, как избегать конфликтов с родителями, не потерять друзей и обрести настоящую любовь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon allegoricheskiy_smysl_snov_very_pavlovn11111.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Аллегорический смысл снов Веры Павловны

(Урок-исследование)

           Цели и задачи:

 

- выяснить,  как решает Чернышевский в своём романе проблемы семьи, будущего, счастья ;

- раскрыть смысл снов Веры Павловны;

- показать выражение в романе социальных  и эстетических идеалов революционеров-демократов

- ознакомить учащихся с народным и научным представлениями о сне.

        Задания к уроку:

Все учащиеся должны подготовить пересказ 1,2 и 3 сна и устное словесное рисование 4 сна.

Индивидуальные задания 4 учащимся: народное представление о сне, научное представление о сне, сон Обломова и сон Базарова.

        Оборудование урока – интерактивная доска

         Словарь урока:    аллегория

                                       эмансипация

                                       истина

                                       дренаж

                                       гражданственность

                                       коммунизм

Эпиграфы урока:  Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная                  

                                (А.С.Пушкин)

                               Нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины (Н.Г.Чернышевский)

I   Сообщения учащихся о народном и научном представлениях о сне

II  Сон Базарова и сон Обломова

Сон Обломова – это сон о потерянном рае, об утраченной гармонии, объясняющий, почему хорошие, светлые начала души остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого назначения человека.

Сон Базарова помогает понять душевное состояние героя, предсказывает трагическую развязку.

Ш  Проблемный вопрос урока.

     

      Какую роль играют сны в романе Чернышевского?

      В снах Чернышевский выразил свои самые сокровенные мысли.

      Как вы думаете, почему Чернышевский доверил их женщине?

IV  Раскрытие смысла эпиграфа.

     

      Чтение  “Предисловия”

      Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина.

      По мысли Чернышевского, любовь – вечное движение и развитие.

      Каждый сон Веры Павловны – это момент, когда в подсознании героини совершается скачок:                                                                        осмысляется всё пережитое и передуманное, и открывается перспектива дальнейшего развития. Сон                даёт ответна вопрос: “ Что делать? ”

V  Анализ  I  сна

    -что предшествует сну?

Разговор с Лопуховым о революции, о том, что мучит Верочку, уродует её жизнь, угрожает сломить её навсегда. Лопухов обручён с революцией, которая освободит людей, даст женщине свободу. Это реально, это нужно совершить.

В разговоре почувствовалось, что трагедия не единична, много девушек томятся в “подвалах”, “разбитых параличом”.

Процесс осознания этого получил завершение в I  сне .

   

    -каким состоянием души рождены мысли Веры Павловны?

     Неудовлетворённость ---->                     ----> Выпускай,

                                                    Что делать?

     Первая любовь ------------->                               ----> Лечи

     

      -почему именно Лопухов стал первой любовью Веры Павловны и её ошибкой?

 Единственный “луч света” в “таком подвале”, никогда не видала таких людей, как Лопухов. Он       необыкновенный в мире, который её окружал.

VI  Анализ  II  сна

Подробный пересказ

     

    Как вырастает любовь к добру?

    Неудовлетворённость ----> Что делать?  ----> нужно трудиться

    Встреча с родными

 

VII  Запишите основные тезисы

VIII  3  сон  (Ш  глава, подглавка XIX)

 

Элемент диспута. Подтверждает или опровергает Чернышевский утверждение Толстого?

“Все чувства могут привести к любви; к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги… но любовь – не деньги”.  

      Неудовлетворённость ----> Что делать? ----> нужно быть честной!

       любовь к Кирсанову                                                     Почему рассказывает свой сон Лопухову?

       тревога в любви =\= любовь                                            

        любовь =\= ложь

IX      4 сон. О торжестве коммунизма и о любви.

 

Устное словесное рисование.

      -каково положение женщины на протяжении всей истории?

Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.

Разговор с Рахметовым                          Равноправность и       “Наше счастье невозможно без счастья

                                 ------------->              свобода                            дугих”. “Без свободы нет счастья”                  

Неудовлетворенность

X    ВЫВОДЫ: Любовь не может победить без победы революции, которая решает её судьбу и тем

                             самым служит ей. Полное торжество равноправной любви ещё не достигнуто. Оно    

                             осуществится в будущем.                                                                        

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

открытый урок "Смысл жизни.Вера в себя"

расширение представлений  учащихся о человеке, его значимости на земле, человеческих качествах: доброта, любовь, уважение, забота, честность, гордость....

Индивидуальный план профессионального развития учителя-олигофренопедагога Ветлугиной Веры Павловны на 2013-2017 годы

«Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того  чтобы учит...

Литературно-музыкальная композиция «Живет Победа в поколеньях».Подготовили и провели мероприятие педагоги Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна. 2015-2016 уч.год.

9 Мая – светлый и радостный праздник. Ежегодно в этот день вся страна отмечает День Победы. В этом году мы отмечаем  71 годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны.Вера в победу ...

Авторская программа «Азбука профессионального самоопределения». Авторы : Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя ГБОУ СОШ пос. Береговой , м.р. Шигонский Самарской области. 2017- 2018 уч.г

  Учителя русского языка и литературы Зимина Е.Н. и Самаркина В.П.  стали победителями (3 место)  областного конкурса  программ и методических разработок, обеспечивающи...