Авторская программа «Азбука профессионального самоопределения». Авторы : Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя ГБОУ СОШ пос. Береговой , м.р. Шигонский Самарской области. 2017- 2018 уч.г
рабочая программа (8 класс) на тему

    Учителя русского языка и литературы Зимина Е.Н. и Самаркина В.П.  стали победителями (3 место)  областного конкурса  программ и методических разработок, обеспечивающих деятельность образовательной организации по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне основного общего образования, организованного министерством образования и науки Самарской области ЦПО Самарской области и  АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов». Они являются авторами рабочей программа краткосрочных курсов  «Азбука профессионального самоопределения»программы " 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ziminoy_soavt.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Береговой муниципального района Шигонский Самарской области

Авторская программа                                                                                             «Азбука профессионального самоопределения»

Авторы программы:

Зимина Елена Николаевна,                                                                                             учитель русского языка и литературы                                                                   Самаркина Вера Павловна,                                                                                          учитель русского языка и литературы

п. Береговой, 2018

Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о необходимости целенаправленной работы школы по организации профессионального самоопределения обучающихся. Чтобы учащийся смог выбрать свой профессиональный и жизненный маршрут, важно оказать ему психологическую, педагогическую и информационную поддержку.

Данная программа включает в себя содержание процесса профессионального самоопределения обучающихся 7-8 классов и пути реализации его сопровождения и актуализации. Программа предусматривает возможности самостоятельного поиска обучающимися необходимой информации. Использование диагностических методик позволяет выявить и раскрыть  интересы, индивидуальные потребности каждого ребенка.

Программа является авторской и представляет собой краткосрочный курс, рассчитанный на одно полугодие (1 час в неделю, всего 17 часов).

Цель программы: создать условия для успешного профессионального самоопределения обучающихся.

Планируемые образовательные результаты

Образовательный результат

Показатели

Знает мотивы выбора профессии, связанные с интересами, склонностями и возможностями

Объясняет, как интересы, склонности и возможности влияют на успешность человека в профессии, приводит примеры

Получил опыт профессиональной деятельности по профессиям пекаря, механизатора сельского хозяйства в рамках реального производства и предпринимателя

через модельные условия имитационной игры

Участвовал в технологическом процессе выпечки хлеба из подготовленного материала, управлял сельскохозяйственной техникой. Выполнял роль госслужащих и представителей малого бизнеса.

Обосновал значение выполненной деятельности с точки зрения профессионального самоопределения

Показатели образовательных результатов в части опыта деятельности могут быть изменены с учетом особенностей территории и возможностей партнеров.

Программа не предполагает оценивания с помощью отметок.

Общая характеристика методов, форм обучения

В рамках учебных занятий применяются различные активные методы и формы:

- анкетирование, в результате которого определяются  интересы и склонности учащихся к определенным областям человеческой деятельности;

- лекция, беседа, просмотр видеороликов, презентаций, где учащиеся приобретают и расширяют знания о видах и сферах человеческой деятельности и профессиях;

- деловая игра, в ходе которой приобретается опыт профессиональной деятельности через имитационную модель действительности;

- экскурсия, благодаря которой обучающиеся знакомятся с профессиями в реальных условиях и получают опыт профессиональной деятельности.

- коллективная дискуссия, дебаты, в ходе которых формируются мотивы выбора профессии обучающимися.

Программа предполагает включение учащегося в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего, обеспечение средствами для самостоятельных и осмысленных действий при решении проблем, связанных с самоопределением.

Характеристика ресурсов, необходимых для реализации программы

Организационные условия

Требования к организационным условиям включают соблюдение правил техники безопасности и режима проведения занятий, создание подросткового коллектива, где отношения строятся на принципах товарищества и взаимопомощи.

Материально-технические условия

Требования к материально-техническим условиям реализации программы определяются наличием

- кабинета, оснащенного мебелью, где можно организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);

- партнерских площадок (хлебозавод ООО «Колобок» пос. Береговой, сельскохозяйственное предприятие «АгроЭлит»), позволяющих вводить учащихся в сферу профессиональной деятельности.

Кадровые условия

Требования к кадровым условиям реализации программы определяются наличием

- педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по программам профессиональной ориентации школьников;

- специалистов по хлебобулочному производству и сельскохозяйственного профиля для проведения теоретического ознакомления с производством и закрепления опыта на практике.

Учебно-методические ресурсы

Требования к учебно-методическим условиям реализации программы определяются наличием раздаточного материала (листы с анкетой «Я предпочту». Методическое пособие в помощь учителям, классным руководителям, организаторам предпрофильного и профильного обучения старшеклассников «Педагогическое диагностирование учащихся, выбирающих профиль обучения на старшей ступени общеобразовательной школы». Сост. Т.Е. Макарова, Н.М. Пирогова, А.А. Елистратова, Н.Н. Столбецова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – с. 11-15), презентации  «Мир профессий» (hppt//shared.ru›slide/182372 презентация на тему «Мир профессий») по теме «Радуга профессий», видеороликов «Профессия Повар» (приложение 1), «Как пекут хлеб» (Как пекут хлеб youtube.com 19 марта 2015), «Профессия механизатор. ООО «АгроЭлит» (приложение 2).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Введение

Природные способности. Склонности человека к различным видам деятельности. Психологические особенности личности обучающихся.

Практическая деятельность учащихся

Письменно отвечают на вопросы анкеты, посвященные выявление интересов учащихся к определенным областям человеческой деятельности.

Самостоятельно обрабатывают полученные результаты.

Тема 2. Радуга профессий

Понятия «профессия», «специальность». Мир профессий. Особенности сфер и видов человеческой деятельности.

Механизмы, регулирующие рынок труда, тенденции его развития. Потребности рынка труда РФ и Самарской области.

Перспективные профессии на селе. Профессия пекаря. Технология производства хлебобулочных изделий.

Профессия механизатора сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственных машин. Последовательность выполнения операции на сельскохозяйственной машине.

Практическая деятельность учащихся

Составляют словарь терминов по профессиям пекаря, механизатора сельского хозяйства.  Готовят материалы к стендовому докладу «Современный рынок труда».

Просеивают муку, смешиваются дрожжи с теплой водой, по технологии нужное количество соли и сахара разводят с водой. Все ингредиенты отправляют в емкость для замеса. Замешивают тесто.

Смазывают подшипники опорного колеса плуга ПЛН-3-35, при помощи комплекта инструментов  проверяют крепление сборочных соединений, затягивают их. Соединяют плуг с трактором МТЗ-80.

Рефлексия. Анализируют профессиональную деятельность «Легко ли быть…». Составляют инструкцию «Как стать пекарем (механизатором)».

Тема 3. Планирование профессионального пути

Личный профессиональный план. Особенности профессионального самоопределения. Трудности и ошибки при выборе профессии.

Имидж профессионала. Требования, предъявляемые к представителям определенной профессии.

Личностные и профессиональные характеристики при прохождении собеседования.

Правила написания резюме. Индивидуальный подход при его составлении.

Практическая деятельность учащихся

Готовят речь на собеседование и участвуют в имитационной игре-телепередаче «Имидж и моя профессия». Обсуждают и оценивают личностные и деловые качества специалиста.

Составляют памятку «Советы, как успешно пройти собеседование».

Составляют резюме. Анализируют резюме.

Тема 4. Итоговое занятие. Творческий отчет

Практическая деятельность учащихся

Презентация профессий. Обоснование мотива выбора профессии с точки зрения профессионального самоопределения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Всего

Аудиторных

Из них на практ. деят.

На самост. работу

1.

Введение

2

2

1

0

2.

Радуга профессий

9

7

3

2

3.

Планирование профессионального пути

4

4

3

0

4.

Итоговое занятие. Творческий отчет

2

2

1

1

ИТОГО

17

15

8

3

Список литературы

  1. Педагогическое диагностирование учащихся, выбирающих профиль обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: Методическое пособие в помощь учителям, классным руководителям, организаторам предпрофильного и профильного обучения старшеклассников/Сост. Т.Е. Макарова, Н.М. Пирогова, А.А. Елистратова, Н.Н. Столбецова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 120 с.
  2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006, 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Живет Победа в поколеньях».Подготовили и провели мероприятие педагоги Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна. 2015-2016 уч.год.

9 Мая – светлый и радостный праздник. Ежегодно в этот день вся страна отмечает День Победы. В этом году мы отмечаем  71 годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны.Вера в победу ...