Урок, посвящённый Дню славянской письменности. Подготовили и провели учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Береговой, м.р. Шигонский, Самарской области Зимина Е.Н. и Самаркина В.П .2016-2017 уч.год.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Материал о возникновении письменности  на Руси, о значении алфавита  в  нашей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, посвящённый Дню славянской письменности.

Тема: «Сперва аз да буки, затем другие науки»

Цель: Познакомить с историей создания славянской    письменности. Научить определять старославянизмы и трактовать их лексическое значение.

Развивать речь учащихся, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость.

Воспитание патриотизма, формирование интереса к истории родного языка.

Оборудование: Конверты с заготовками для создания рукописной книжки-малышки, рисунки, иллюстрации (Приложение)

Ход урока:

Организационный момент. Постановка цели урока.

Слово учителя: 

   Русская пословица гласит; «Сперва аз да буки, затем другие науки». Ребята, объясните, пожалуйста, смысл изречения. Что такое «аз» и «буки»? Какое слово образуется путём сложения данных слов?

Действительно, получается слово «азбука». Азбука – это совокупность букв в языке. Народ считал, что первейшей, самой главной наукой является умение писать и читать. Умение писать и читать позволяло определять человека грамотным.

Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удаётся поставить такую веху. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности и сведения о том, как начиналась эта письменность. У славянской письменности удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также имена творцов славянской письменности и их жизнеописание. Разрешите произнести эти важные сведения.

Кирилл и Мефодий – отцы славянской письменности.

Год создания – 863.

День рождения славянской письменности – 24 мая.

Итак, как это было, мы с вами выясним, отправившись в путешествие по маршруту: Великая Моравия – Византия – Великая Моравия – Древнерусское государство. Все сведения, которые получим в пути, впишем в специальные листки, которые лежат у вас в конверте. Из листков оформим рукописные книжки-малышки. Посвятим свою творческую работу величайшему событию – Дню славянской письменности

Познакомьтесь с содержимым конвертов.

. 1.«Первые уроки летописания» 

Задание: послушайте сообщение. Напишите краткое изложение  сообщения.

Сообщение подготовленного ученика.

    В маленьком македонском городке Солуни родились два  брата. Мефодий и Кирилл. Мефодий был старший из братьев. Кирилл младшим. Отец их был богатым человеком, уважаемым в городе. Мать, предположительно, была славянкой, потому что братья знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Братья получили прекрасное образование и воспитание. Особенно отличался Кирилл (Константин). Слух о даровитости Константина дошёл до Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Он изучал философию, музыку, античную литературу, математику, риторику. Его ждала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему» и подстригся в монахи, получил имя Кирилл. Братья становятся самыми известными просветителями христианства в Византии.

Однажды прибыли к византийскому царю Михаилу послы из Великой Моравии, где проживали славянские племена, от князей Ростислава, Святослава, Хоцела  с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и научил, объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе. От этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев и уговорил их стать   учителями славян. Отправились братья в Великую Моравию. Трудное дело просвещать народ, необходимо иметь язык, понятный народу. До Кирилла и Мефодия Богослужения совершались на непонятном латинском языке. Встала задача – создать такой язык. Эта труднейшая задача была выполнена ими с научной точки зрения безукоризненно. На основе греческого языка, греческих букв братья создали глаголицу.  Это произошло в 863 году.40 месяцев братья прожили среди славян, поучая их.   С тех самых пор стали приобщаться славяне к письменности. На Руси письменность распространилась после принятия христианства в 988 году. Центром образованности стали монастыри. После смерти братьев их ученики в Болгарии создали новый алфавит на основе греческого, этот алфавит был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Новый алфавит назвали кириллицей в честь Кирилла.

2.Оформление  страницы «Первые уроки летописания».

Учитель:

- В каком году произошло Крещение Руси?    

- Назовите создателей славянской азбуки.

- Что являлось центром образованности?

Действительно, центром  образованности стали монастыри, При монастыре существовала церковная школа. Чему учили там детей, нам расскажет сценка.

Инсценировка стихотворения

«Как церковный грамотей в старину учил детей»

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк,-

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

                     А да Б – как Аз да Буки,

В как Веди, Г- глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Давайте сейчас театрально представим, как это было

Священник-ученик: Садитесь, чада, мои.

Детки! Вы должны

Просыпаться ранёхонько,

Умываться белёхонько,

В Божью церковь собираться,

За азбуку приниматься!

Богу помолиться!

- И тогда всё у вас будет в порядке. Итак, повторяем буквы.

Аз, буки- бери указку в руки,

Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели,

Ер, еры- упал дедушка с горы,

Аз, буки - вот и все науки.

- Повторяем счёт.

Раз, два - голова,

Три, четыре - прицепили,

Пять, шесть - в ряд сесть,

Семь, восемь - сено косим.

Беседа

- Как и кто обучал в старину детей грамоте

- Кому не полагалось учиться

- Почему трудно грамота давалась нашим предкам

- Почему нож назывался перочинным  

  3. «Первые уроки письма»

   Представим себя учениками церковнославянской школы. На каждой парте лежит лист с изображением кириллицы. Рассмотрите его. Найдите в конверте страничку «Первые уроки письма». На ней вы видите прямоугольник. Дело в том, что первые книги на кириллице  написаны уставом. Устав – это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, старательно, отдельно одна от другой и нет промежутков между словами. Буква схематично должна умещаться в прямоугольник.

Задание.

Прочитайте кириллицу, выберите понравившуюся букву и изобразите ее очертания цветными карандашами в рамку прямоугольника.

Пока вы выполняете задание, расскажу вам ребята об этом нелегком труде писца.

Тяжко было переписывать рукописи. Не каждому доверяли, конечно, это дело. О том, что чувствовали писцы, можно узнать из приписок. Писцы радовались концу каждой переписываемой книги, поэтому в конце можно было прочитать приписки такого содержания: «Как радуется жених невесте – так радуется писец, видя последний лист» или «Рад заяц, избежавший силка, - так и писец, кончивший последнюю строку».

Царь на Руси не брал пера в руки: грамотность считалась уже в 12  веке настолько обычным делом, что цари считали недостойным своего сана писать, они предпочитали диктовать писцам свои повеления и послания. Из всех русских царей до Петра только Борис Годунов подписывал официальные документы, но и то лишь до тех пор, пока не получил шапку Мономаха.  

4. Игра «Веселый посох».

   Трудное дело -  ученье. Проведем физминутку, отдохнем, но с пользой. Встанем в круг. Под музыку будем передавать друг другу посох. Тот человек, у которого останется в руках посох, когда стихнет музыка, должен будет ответить на вопрос. Карточки с вопросами лежат в мешочке, прикрепленном к посоху. В путь, ребята.

Вопросы к игре «Веселый посох»

1 Агнец – это

   а) ангел   б) ягненок в) огонь

2  Где вам могли встретиться буки

а) в лесу б) в книге в) на картине

3  Клобук носят

а) на голове б) на шее в) кармане

4 Пращур – это

а) динозавр б) отец прапрадеда в) название болезни

5 Лепота – это

а) лепные узоры б) настой липы в) красота.

6 Покажите свою десницу.

7 Что необходимо, чтобы стать толмачом

а) хорошо рисовать б) знать языки в) быстро бегать

Учитель помогает при затруднениях.

Учитель.

Вновь за работу. Вкусим, братья мои меньшие,   плоды творчества и вдохновения великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Определите в его строках старославянизмы. Попытайтесь объяснить их значение. (Карточки с заданиями).  .
5.
Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют индивидуальные задания по теме: « Пушкин и старославянизмы».                                                                                

  1. Вот открыл царевич очи (глаза)

Трясая грёзы ночи.

  1. ...воротился старик ко старухе

Что ж он видит?...

Перед нею усердные слуги.

Она бьёт их, за чупруп (чуб, хохол) таская.

  1. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами (палец).

4. Грядущие годы таятся во мгле:

Но вижу твой жребий

На светлом челе (лоб)

  1. Его чело, его ланиты (щёки),

Мгновенным пламенем горят,

Его уста (губы) полуоткрыты.

Практическое задание:

  Слово учителя: Продолжаем постигать историю языка. Вспомните, что для церковнославянского языка характерен такой фонетический признак, как неполногласие, а для древнерусского языка  - полногласие. Переведите следующие церковнославянизмы.

Драга

Врата

Град

Клас

брада

грах

-А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки (за правильные ответы раздаются жетоны):

Чёрные птички

На каждой страничке,

Молчат, ожидают,

кто их прочитает. (Буквы)

Носила меня мать,

Уронила меня мать,

подняли меня люди,

понесли на торг торговать,

отрезали мне голову,

стал я чёрную воду пить,

и я ясно говорить. (Гусиное перо)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Кулик – не велик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (Школьный звонок)

Слово учителя: Вот такими же смышлеными вы должны быть всегда, до окончания школы. Должны знать и почитать Кирилла и Мефодия. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Давайте замрем под звуки гимна Кириллу и Мефодию.

Урок окончен. Всего доброго!

                                                                                                                   

               

                                         

         

                                                                         

Уроки летописания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...