Применение интертекстуального подхода на примере произведения В. Пелевина "Девятый сон Веры Павловны"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

интертекст, Пелевин очень тонко подходит к изображению человеческой катастрофы общества, используя прем интертекстуального подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_devyatyy_son.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе:

Анализ рассказа В. Пелевина « Девятый сон Веры Павловны»

Цель: формирование понимания смысла произведения, его идеи через анализ интертекстуальных включений.

Предварительная подготовка учащихся: знать содержание рассказа.

Условно  учащиеся знакомы с понятием интертекста, работали с интертекстуальными включениями.

Форма работы групповая

Метод: проблемно - поисковый

Ход урока

  1. Слово учителя: «Девятый сон Веры Павловны» — рассказ современного российского писателя Виктора Пелевина. Впервые опубликован в 1991 году в составе первого авторского сборника «Синий фонарь».
  2. Проблемный вопрос: Какой период времени охватывает действие рассказа? (для решения вопроса учащиеся находят реалии времени конца 20 века: перестройка, приватизация, магнитофон, колонки, комиссионный магазин),
  3. Найти интертекстуальные включения (коллективная работа)

- Название рассказа, подвал, грязь, вопрос  «Что делать?» (Н.Г.Чернышевский).

 - Петербург Достоевского, вонь, топор, убийство (Ф.М. Достоевский)

- Париж Маяковского

- И мне светила возвестили (Сологуб)

-  разбитое зеркало (Есенин)

- плоский рисунок, плоская душа, плоская ненависть, плоский мир (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

- «Блажен, кто посетил сей мир» (Тютчев)

 - Моссовет, Интурист (М.А. Булгаков)

4. Работа в группах: выбираем интертексты из произведений школьного курса литературы. Это романы Н.Г. Чернышеского, Ф.М. Достоевского, Маяковского, поэма «Черный человек» С.А. Есенина, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова.        Задание: определить роль интертекстуальных включений в раскрытии идеи произведения по плану:

- осмысление интертекста

- анализ контекста (формулируем проблемный вопрос, отталкиваясь от ключевых слов)

- сравнительный анализ (формулируем проблемный вопрос)

1 группа «Название, подвал, грязь, повторяющийся вопрос «Что делать?».

Примерный ответ:                                                                                                                 - Осмысление интертекста: название относит к роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Там героиня видит четыре сна, в которых раскрывается идея равенства, свободы, труда и любви. Подвал – символ «темного» царства: темнота – невежество, духота – несвобода (1-ый сон). Грязь реальная – мир забитых нуждой людей, фантастическая – среда праздных господ (2-ой сон). «Что делать?» в романе Чернышевского – путь, которым должен следовать человек, чтобы обрести счастливую жизнь. Это путь к счастью.

- Анализ контекста: Почему сортиру отводится немалая часть рассказа? С него начинается произведение, и неоднократно он упоминается в мыслях Веры. Почему? Символом «темного» царства выступает сортир, но подвал  незримо присутствует: Вера слышит странный грохот, гул из-под земли. Сортир реальный – место действия, а точнее, работы Веры, фантастический – «наши собственные души». Как сказала Вера, «мы сами создаем мир вокруг себя, и причина того, что мы сидим в сортире – наши собственные души».

Вместо грязи – «дерьмо», духота в романе у Пелевина сменилась вонью. Вопрос «Что делать?» - проза социалистического реализма.

- Сравнительный анализ: символы невежества, забитости, праздности и несвободы у Чернышевского в рассказе Пелевина гиперболизируются, приобретают резкое звучание и смысл. Если Чернышевский показал выход из «темного царства», путь к светлому будущему, то у Пелевина это будущее, наоборот, погружается в «темное царство», символом которого является канализационный  поток, несущийся по улицам и сметающий все на своем пути. Символично погружение в него глобуса, который сначала раскололся, а потом исчез, как и все вокруг, а сама Вера падает в проем. Последнее, что она видит, это кусок неба в форме СССР, показавшийся ей «самым прекрасным, что можно себе представить».

Канализационная грязь в рассказе (вместо обычной грязи в романе) заполняет пространство произведения постепенно (градация): от рыже-коричневого цвета куртки одного человека, далее это предметы продажи (одежда, обувь, мелкие товары), люди в магазине, вымазанные этой грязью, и, наконец, вырвавшийся из-под земли поток, а котором утонули все и всё. Так показана деградация социалистического когда-то общества, и начинается это падение в душе отдельного человека. Так, с высоты духовных ценностей общество падает в «проём» мещанских.

«Что делать?» в рассказе уже не представляет собой авторский взгляд на решение проблем. Символично, что этот вопрос повторяется несколько раз, причем Вера кричит его в ужасе. На что намекает автор, используя повтор? Поставим себя на место человека, который в ужасе повторяет «Что делать?». Здесь этот вопрос – символ растерянности и ужаса перед будущим. И, как итог, перелёт в прозу социалистического реализма. Мы понимаем, что идеи светлого будущего вернулись туда, где они были раньше – на бумагу.

2 группа: Петербург Достоевского, вонь, топор, убийство.

Примерный ответ:

- Осмысление интертекста: Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» - это «вонючий, пыльный город». Писатель показал трущобы северной столицы (и ничего из ее величественных красот, воспетых другими авторами), как атмосферу, в которой духовно погибает человек и в которой рождается преступление. Вонь, грязь, пыль, пьяные с утра люди, повсюду распивочные, грубые окрики, духота  - это и хаос внутреннего мира человека.

Вонь – символ «гнилой» атмосферы жизни, в которой задыхается внутренний человек.

Топор – орудие убийства старухи – процентщицы. Убийство – акт преступления.

- Анализ контекста: Зададим вопрос: почему  Маняша, худая старуха с седой косичкой, вызвала ассоциацию с Петербургом Достоевского? Где мы встречаем этот образ в романе? Это старуха – процентщица Алена Ивановна.

 Вонь в сортире – естественный запах для такого помещения запах, поэтому раньше «она не замечалась». Далее она «проявляется», когда играет музыка. Маняша говорит, что «вонь не пропала, ты с ней еще столкнешься». Вонь присутствует незримо, когда Вера видит людей, вымазанных канализационной грязью, и саму эту грязь в конце рассказа.

Топор и убийство, как замечает сам Пелевин, «прямо как у Федора Михайловича».

- Сравнительный анализ: Почему Маняша напоминает Петербург Достоевского? Петербург Достоевского – это и место действия, и внутренний мир человека «униженных и оскорбленных». Старуха – процентщица выступает как объект реализации страшного эксперимента, хотя герой выбирает именно ее не случайно. Но она ему чужой человек. Ничего личного. Кто такая Маняша в рассказе Пелевина? Подруга? Но почему нет трупа, когда Вера ударила ее топором? Вместо нее разбитое зеркало. Кого видит человек в зеркале? Себя. Маняша – это внутренний человек в душе Веры, ее вторая половина, ее второе Я.  С этой позиции ее нужно рассматривать как внутренний голос человека, голос совести. Доказательство этому и тот факт, что она появлялась, «стоило Вере только вспомнить о Маняше». В уста Маняши автор вложил интересные философские мысли:  «произойти в результате твоих усилий может что-то неожиданное, совсем вроде бы не связанное с тем, что ты хотела сделать. Связь выявится потом», «причина того, что мы сидим в сортире – наши собственные души», «мы сами просто отражение того, что нас окружает», «вонь не пропадала вовсе, ты с ней еще столкнешься». Убийство Маняши – убийство своего внутреннего Я, голоса совести. Символично и то, что после убийства Маняши Вера поняла, что исчезла какая-то часть ее души. Это доказывает нашу точку зрения.

3 группа: Париж Маяковского.

- Осмысление интертекста: На что обращает внимание Маяковский в стихотворении «Париж»? Что является центральным образом? Это исторические места (площадь Согласия, Лувр) и чудо технического прогресса – Эйфелева башня. Привлекает внимание и отрицательная оценка: место гниения – Париж проституток, кровью смоют со стен плакаты духов и пудр, Париж франтих и дур, Париж бульварных ротозеев.

- Анализ контекста: Почему у Веры возникает ассоциация с Парижем Маяковского? Читатель наблюдает, как постепенно сортир «облагораживается» мещанскими вещами: зеленые бархатные портьеры, картины, музыка (причем, не какая-то попса или рэп, что было бы понятно для 80-ых – 90ых годов 20 века). Но Вера включает произведения композиторов мировой классики: Джузепе Верди, Моцарта, Баха, Вагнера. Это вызывает недоумение даже у мало-мальски просвещенного в искусстве читателя. Где слушают мировую классику? В сортире!!  А что такое Париж в представлении обывателя? Париж - законодатель мод, Центр изящного искусства, символ утонченного вкуса. В мышлении Веры, может быть, глубоко в подсознании, есть понимание несоответствия окружающей реальности. Это противоречие символически выливается в вонь: «она проявлялась, когда начинала играть музыка».

- Сравнительный анализ: Маяковский намеренно игнорирует красоты Парижа, отзываясь о них в пренебрежительном тоне. Мир моды Парижа и музей мирового значения – Лувр вызывают чуть ли не презрение, о чем говорит низкая лексика (дур, франтих, складбищась Лувр). Он рассматривал Париж как колыбель Французской революции.

В рассказе Пелевина отсылка, скорее всего, именно на этот Париж, потому что словосочетание «Париж Маяковского» связано с туалетным зловонием, автор как бы вторит настроению  Маяковского. И в этом проявилась ирония: сортир и Париж. Но не тот Париж, как законодатель мод и высокого искусства, а пошлый город «франтих и дур».  

4 группа: Разбитое зеркало.

- Осмысление интертекста: Где встречается разбитое зеркало в творчестве Есенина? В поэме «Черный человек». Чёрный человек — двойник героя. Поэма построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Это откровенный  разговор с самим собой, исповедь наедине с собой. Не выдержав горькой, тяжелой  правды Черного человека, лирический герой хватает трость и ударяет его в переносицу. И вот

«Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И - разбитое зеркало...»

- Анализ контекста: При чем тут зеркало? Какую роль оно играет в раскрытии замысла автора?

В рассказе «Девятый сон» Маняша руководила духовной жизнью Веры («Маняшино руководство духовной жизнью Веры было очень ненавязчивое»). Черный человек Есенина строг и беспощаден к лирическому герою настолько, что у того не выдерживают нервы и он бросает в него трость. Но если Маняша ненавязчива, то почему Вера убивает ее? Какое место отведено зеркалу?

На протяжении рассказа мнение Маняши становится все более категоричным. Чем это вызвано? «Жизнь становилась все лучше»: обществом овладевало стремление приобретательства, жажда наживы (сортир перестроили в магазин, в котором постепенно и вещи, и люди были вымазаны экскрементами). «Работы стало намного меньше, а денег – просто уйма». Маняша не исчезает, но заходит пореже. И напоминает прописные истины «сортир – это наши собственные души», «мы сами просто отражение того, что нас окружает», «вонь не пропала, скоро ты ее почувствуешь». Вера не зря обвиняет Маняшу: это она подталкивает Веру видеть «истинное» лицо вещей и людей. Ударив Маняшу, Вера видит на ее месте лишь разбитое зеркало. А с чем останется человек? «Дыра, почти в человеческий рост». Разбитое зеркало - символ душевной пустоты.

 5 группа: Плоский рисунок, плоская душа, плоская ненависть, плоский мир.

- Осмысление интертекста: Почему автор трижды повторяет слово «плоский» в одном предложении?  Что он говорит этим? Какие ассоциации вызывает это слово? Ответ находится в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», в описании князя Василия Курагина. Князь Василий Курагин — богатый и влиятельный аристократ, придворный чиновник. Данный образ является отрицательным, поскольку воплощает в себе многие пороки, которые автор глубоко презирал в людях. Обратим внимание на описание лица: «Его плоское лицо покрыто морщинами». Что является плоским? Поверхность предмета: ровное, ничем не привлекательное. Эпитет «плоское» помогает понять качества этого человека: надменность, равнодушие, формальность. «Плоское» - значит, не выражающее живых человеческих чувств, с точки зрения Л.Н. Толстого, «пустое».

- Анализ контекста: Когда появилось ощущение «плоского» в сознании героини? После «убийства» Маняши: «Вере казалось, что ее заменили плоским рисунком на бумаге, и в ее плоской душе поднималась плоская ненависть к плоскому миру вокруг». Как выяснилось, Маняша – это внутренний человек Веры, ее совесть, которую она попыталась уничтожить в себе.

- Сравнительный анализ: Почему Пелевин заимствует у Л.Н. Толстого эпитет «плоский»? Ясно, что слово несет отрицательный смысл. Значение его конкретное: надменность, равнодушие, формальность, духовная пустота. Таков и есть герой романа «Война и мир» князь Василий Курагин. Ощущение себя и окружающего в плоском измерении не противопоставляется герою Толстого Л.Н., а, скорее, сопоставляется, но есть оттенки различия. Вера ощущает себя «плоским рисунком», у нее теперь «плоская душа» - здесь не надменность, а полнейшая бездуховность, безжизненность, потеря в себе живого человека. «Плоская» ненависть как бы одинаковая ко всему, «плоский» мир – равнодушное общество. Так В. Пелевин дополнил эпитет «плоский» новым смыслом.

6 группа: Моссовет, Интурист.

- Обсуждение интертекста: В рассказе названия «Моссовет», «Интурист» относят к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя  там не «Моссовет», а «МАССОЛИТ»,  звучание   аббревиатуры вызывает ассоциации именно с булгаковским романом. МАССОЛИТ — вымышленное объединение литераторов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», председателем которой является Михаил Берлиоз. Это ее члены, бездарные поэты, критики и сценаристы, драматурги и хроникеры, погубили Мастера, в частности, Латунский при молчаливом одобрении остальных. Следовательно, это творческое объединение несет отрицательный смысл. «Интурист» в романе лишь вскользь: «Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают. При слове «интурист» Ивану тотчас же вспомнился вчерашний консультант. Иван затуманился, поглядел исподлобья и сказал:

– Интуристы... До чего же вы все интуристов обожаете! А среди них, между прочим, разные попадаются. Я, например, вчера с таким познакомился, что любо-дорого!». Отношение, скорее, отрицательное, чем нейтральное.

- Анализ контекста: В связи с чем упоминаются в рассказе «Моссовет» и «Интурист»? Итак, приближается финал рассказа: Веру несет потоком  канализационной грязи мимо «Моссовета» и гостиницы «Интурист». Оба здания тонут, все больше погружаясь в грязь. Из гостиницы интуристы выбрасывают чемоданы и прыгают вслед за ними. Мощный поток грязи уносит всех.

- Сравнительный анализ: Как и в романе «Мастер и Маргарита», «Моссовет» и «Интурист» упоминаются вскользь. Хотя «МАССОЛИТ», а точнее, его члены, играет определенную роль в жизни Мастера. Но сами здания или связанные с ними слова (интуристы) встречаются очень редко, хотя и участвуют в раскрытии авторского замысла. В рассказе «Девятый сон» здания «Моссовета» и «Интуриста» встречаются почти в финале и также имеют вполне конкретное значение. Оба здания тонут, как тонет все вокруг. «Моссовет» тонет, а так ли важен он для настоящего и будущего, если сравнить его с МАССОЛИТом? Интересна ситуацияс гостиницей «Интурист»: туристы выкидывают чемоданы, но проплывающие таксисты во время грандиозного хаоса пытаются их отобрать, с которыми, впрочем, идут на дно. То есть даже в такой момент люди думают о спасении вещей, вот что важно человеку.

5. Защита мини – исследовательских работ: выступление группы.

6. Обобщение: Какая картина рассказа сложилась благодаря интертекстуальным включениям? Дает ли этот приём ответный эффект: более глубокое понимание классического произведения?

Интерактивный элемент урока: Выберите предмет из предложенных картинок, который на ваш взгляд более полно помогает понять идею произведения. Обоснуйте выбор: топор, разбитое зеркало, прилавок с товарами, унитаз, книга «Что делать?», глобус, СССР.

Письменный ответ на проблемный вопрос «Почему участь Веры оказалась в прозе социалистического социализма, то есть в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать»? Почему автор не помещает ее «в казаки  к Шолохову» или в военную прозу?»

7. Домашнее задание: проанализировать остальные  интертекстуальные включения и ответить: в чем их роль в рассказе? Какие дополнительные смыслы они вносят?

PS: урок должен быть сдвоенным, так как реализовать план в одни урок невозможно, а разрывать по дням нецелесообразно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Аллегорический смысл снов Веры Павловны (по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?")"

Данный урок проводится в 10 классе. Он поможет ученикам ответить на жизненно важные вопросы.  Учитель сможет заинтересовать учеников, так как всех волнует, как избегать конфликтов с родителя...

Индивидуальный план профессионального развития учителя-олигофренопедагога Ветлугиной Веры Павловны на 2013-2017 годы

«Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того  чтобы учит...

Литературно-музыкальная композиция «Живет Победа в поколеньях».Подготовили и провели мероприятие педагоги Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна. 2015-2016 уч.год.

9 Мая – светлый и радостный праздник. Ежегодно в этот день вся страна отмечает День Победы. В этом году мы отмечаем  71 годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны.Вера в победу ...

Авторская программа «Азбука профессионального самоопределения». Авторы : Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя ГБОУ СОШ пос. Береговой , м.р. Шигонский Самарской области. 2017- 2018 уч.г

  Учителя русского языка и литературы Зимина Е.Н. и Самаркина В.П.  стали победителями (3 место)  областного конкурса  программ и методических разработок, обеспечивающи...

Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения

методическая статья, анализ произведения, что такое интертекст...