Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения
статья по литературе

Шулбаева Эльвира Николаевна

методическая статья, анализ произведения, что такое интертекст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intertekst_podhod.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения

План:

  1. Понятие интертекста  и  интертекстуальности
  2. Фрагменты уроков с применением интертекстуального подхода
  3. Значимость интертекстуального подхода в анализе художественного произведения
  1. По мнению русского философа, культуролога и литературоведа М.М. Бахтина, художественное произведение – диалог и одновременно реплика в большом диалоге эпохи. Он подчёркивал, что текст имеет открытый характер, т.е. диалогичен по своей природе, поэтому при изучении художественного произведения необходим «сопоставительный диалог», т.е. «отсылка к произведениям с похожими сюжетами, персонажами и проблемами».  К нему близок французский философ – семиотик Ролан Барт, утверждавший, что «Любой текст – это интертекст: на различных уровнях, в более или менее опознаваемой форме в нём присутствуют другие тексты – тексты предшествующей культуры и тексты культуры окружающей; любой текст – это новая ткань, сотканная из побывавших в употреблении цитат».

Функциональные        возможности        интертекста        поистине        неисчерпаемы, как неисчерпаемо и разнообразие форм, в которых обнаруживает себя действие интертекста. Явления интертекста присутствуют во всех сферах культуры, в искусстве, в литературе, в языке. Все окружающие человека события пронизаны интертекстом, который можно считать универсальным механизмом культурной памяти. Интертекст представляет собой не только констатацию прошлого опыта, но и активную его эксплуатацию, его продолжение и развитие. Это важнейший культурогенный фактор в опыте человека.

Интертекст - это присутствие одного текста (текстов) в другом, а интертекстуальность - различные явления, отношения, которые возникают на основании интертекста.

Приём интертекстуальности – творческое задание, направленное на расширение смыслового поля произведения за счёт привлечения смыслов других текстов. Процесс восприятия художественного текста невероятно сложен и не может считаться полным без изучения исторических и культурных связей.

К интертекстуальным включениям относятся:

  • Заглавие, отсылающее к другому произведению;
  • Цитата в составе текста;
  • Аллюзия – соотнесение описываемого с каким-либо устойчивым понятием.
  • Реминисценция – отголосок другого произведения, употребления какого-либо слова или словосочетания, предложения, рассчитанное на память и ассоциативное восприятие читателя;
  • Эпиграф – цитата: такой эпиграф не только предваряет произведение, но и связывает с тем произведением, из которого он взят;
  • «Текст в тексте» - использование в произведении какого-либо текста целиком или пересказ чужого текста, включенный в новое произведение;
  • «Тематико-композиционная» межтекстовая связь – соотнесенность произведений по тематике, содержанию и композиции;
  • «Точечные цитаты» - «повторяющиеся образы», то есть имена литературных персонажей других произведений и др.

  1. Рассмотрим применение интертекстуального подхода на примере нескольких произведений. Методика анализа включает три этапа:

- Осмысление текста

- Анализ его контекста

- Сопоставительный анализ.

  • Стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям».

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

А) Осмысление темы стихотворения: после прочтения обучающиеся в группах обсуждают тему, приводят аргументы своей позиции. Например, обличение царей в несправедливом отношении к народу, призыв к исправлению, послание – предупреждение и тп. (прием «Уголки»)                                                              

Учитель обращает их внимание на особую лексику: восстал бог, щадить неправедных, долг, взирать, исторгнуть, внемлют, мзда, мнил и тд. К какому жанру классицизма относится сей высокий стиль? (Ода). В какой области человеческой жизни встречается подобная лексика?  (вера в Бога, в религии).

Словарная работа: во сонме – во множестве, сборище; рек – сказал, изрек, изречение;  мзда – взятка, очеса – очи, глаза, моление – мольба, просьба; внемли – пойми, услышь, действуй, будь един - единственный.

Б) Анализ контекста (имеется раздаточный материал, источник интернет – ресурсов):

- Учитель сообщает, что стихотворение Г.Р. Державина обращается к библейской книге Псалмов, а именно, к 81 Псалму. Учащиеся  знакомятся с его содержанием.

Псалом 81

1:1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

1:2. доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

1:3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

1:4. избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

1:5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

1:6. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;

1:7. но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

1:8. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

 В группах по направлениям: историки, культурологи, биографы -  обсуждают содержание.

Выступление с результатами исследований:

Что представляет собой  библейская книга «Псалмы»? (культурологи: Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книга состоит  из 150 псалмов)

 Кто такой Асаф (биографы:  Асаф -  известному певцу, поэту, прорицатель при Давиде, царе Израильско-Иудейского государства),

Какой исторический факт из жизни народа во времена Асафа раскрывает 81 Псалом (историки: цари правили несправедливо, притесняли бедных, обижали беззащитных; они боги в значении наделенных властью на земле людей)

Вывод в группах: Стало открытием, что …..

В) Сравнительный анализ проводится с позиции «Что общего в обоих произведениях?»

Анализ

Г.Р. Державин

81 Псалом

Тема

Чувства лирического героя

Основная мысль

Образы – символы властителей и судий

Тропы и стилистические фигуры, их роль

Общий вывод:

  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: значение эпиграфа.

Эпиграф – цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеет большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает смысл, который автор вкладывал в текст, напоминает нам о других эпохах и культурах, в которых уже происходило нечто подобное.

Эпиграф к поэме Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. Это слова: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» («вкусив немного мёда, и вот я должен умереть»).

А) Осмысление текста: Прием «Дерево предсказаний»: что могут означать эти слова? А может быть, мёд – это символ? Что он символизирует? Какое чувство звучит в голосе: смирение или печаль?

Учащиеся задают вопросы и высказывают предположения.

Б) Анализ контекста: эти слова произнес Ионафан, сын первого израильского царя Саула. Можно предложить инсценирование сцены подготовленными учениками: чтец, Ионафан, Саул.

Обсуждение (приём «Ромашка Блума»): 

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Создание проблемной ситуации: Какое отношение этот случай может иметь к поэме Лермонтова? Предположите.

В) Сравнительный анализ:

История Мцыри и Ионафана с позиций: Общее / Различие.

Общее: молодые, сильные, нарушили запрет, смелые в битве, тропа в лесу – символ свободы, мёд для Ионафана  имеет жизненное значение: он необходим для спасения от голода себя и людей, свобода для Мцыри нужна так же для жизни, которую не мыслит вдали от родины, в стенах монастыря.

Различие: Ионафан в тот момент остался жив, потому что он не был одинок: за него вступился народ (хотя потом он погиб в сражении). Но те слова о меде он говорит с горечью, с сожалением о своей молодой жизни.

 Мцыри погиб, так как  в борьбе за свободу и жизнь он был абсолютно один, но три дня на свободе были для него как услада (сладость, мёд). Слова о близкой смерти он говорит без страха, он счастлив, что «вкусил меду» (таких три жизни за одну я променял бы, если б мог»).

Общий вывод: учащиеся возвращаются к эпиграфу и определяют его значение, а также высказывают свое мнение о Мцыри. Как правило, симпатии к Мцыри у читателей сильнее, чем к Ионафану.

  1. Проведение интертекстуального анализа позволяет сформировать глубокое понимание как содержания произведения, так и его идеи. Учащиеся повторяют уже изученный материал, активизируя культурную память. При этом они отрабатывают на практике навык определения интертекстуальных элементов, закрепляя тем самым новые знания и способы осуществления учебной деятельности.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что интертекстуальный подход к анализу художественных произведений позволяет формировать мировоззренческие особенности восприятия учащимися исторической эпохи, а также  как отдельного произведения, так и литературного процесса на том или ином этапе его развития. Тем более что такие понятия, как «реализм», «модернизм», «постмодернизм» (а также, «классицизм», «сентиментализм», «романтизм») входят в фундаментальное ядро современного стандарта литературного образования, то есть являются обязательными для освоения в процессе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного произведения Тема 11

Что такое художественный образ...

Анализ художественного произведения Тема 12

Образ человека в произведении...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....

Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе

Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....

Факультатив «Историко-философский подход к изучению художественных произведений» для учащихся 9-11 классов

Задача факультативного курса заключается в более глубоком изучении основополагающих начал в развитии литературы 19-го  и начала 20-го веков. Программа включает ряд тем, не рассматриваемых общеобр...