Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения
статья по литературе
методическая статья, анализ произведения, что такое интертекст
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения
План:
- Понятие интертекста и интертекстуальности
- Фрагменты уроков с применением интертекстуального подхода
- Значимость интертекстуального подхода в анализе художественного произведения
- По мнению русского философа, культуролога и литературоведа М.М. Бахтина, художественное произведение – диалог и одновременно реплика в большом диалоге эпохи. Он подчёркивал, что текст имеет открытый характер, т.е. диалогичен по своей природе, поэтому при изучении художественного произведения необходим «сопоставительный диалог», т.е. «отсылка к произведениям с похожими сюжетами, персонажами и проблемами». К нему близок французский философ – семиотик Ролан Барт, утверждавший, что «Любой текст – это интертекст: на различных уровнях, в более или менее опознаваемой форме в нём присутствуют другие тексты – тексты предшествующей культуры и тексты культуры окружающей; любой текст – это новая ткань, сотканная из побывавших в употреблении цитат».
Функциональные возможности интертекста поистине неисчерпаемы, как неисчерпаемо и разнообразие форм, в которых обнаруживает себя действие интертекста. Явления интертекста присутствуют во всех сферах культуры, в искусстве, в литературе, в языке. Все окружающие человека события пронизаны интертекстом, который можно считать универсальным механизмом культурной памяти. Интертекст представляет собой не только констатацию прошлого опыта, но и активную его эксплуатацию, его продолжение и развитие. Это важнейший культурогенный фактор в опыте человека.
Интертекст - это присутствие одного текста (текстов) в другом, а интертекстуальность - различные явления, отношения, которые возникают на основании интертекста.
Приём интертекстуальности – творческое задание, направленное на расширение смыслового поля произведения за счёт привлечения смыслов других текстов. Процесс восприятия художественного текста невероятно сложен и не может считаться полным без изучения исторических и культурных связей.
К интертекстуальным включениям относятся:
- Заглавие, отсылающее к другому произведению;
- Цитата в составе текста;
- Аллюзия – соотнесение описываемого с каким-либо устойчивым понятием.
- Реминисценция – отголосок другого произведения, употребления какого-либо слова или словосочетания, предложения, рассчитанное на память и ассоциативное восприятие читателя;
- Эпиграф – цитата: такой эпиграф не только предваряет произведение, но и связывает с тем произведением, из которого он взят;
- «Текст в тексте» - использование в произведении какого-либо текста целиком или пересказ чужого текста, включенный в новое произведение;
- «Тематико-композиционная» межтекстовая связь – соотнесенность произведений по тематике, содержанию и композиции;
- «Точечные цитаты» - «повторяющиеся образы», то есть имена литературных персонажей других произведений и др.
- Рассмотрим применение интертекстуального подхода на примере нескольких произведений. Методика анализа включает три этапа:
- Осмысление текста
- Анализ его контекста
- Сопоставительный анализ.
- Стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
А) Осмысление темы стихотворения: после прочтения обучающиеся в группах обсуждают тему, приводят аргументы своей позиции. Например, обличение царей в несправедливом отношении к народу, призыв к исправлению, послание – предупреждение и тп. (прием «Уголки»)
Учитель обращает их внимание на особую лексику: восстал бог, щадить неправедных, долг, взирать, исторгнуть, внемлют, мзда, мнил и тд. К какому жанру классицизма относится сей высокий стиль? (Ода). В какой области человеческой жизни встречается подобная лексика? (вера в Бога, в религии).
Словарная работа: во сонме – во множестве, сборище; рек – сказал, изрек, изречение; мзда – взятка, очеса – очи, глаза, моление – мольба, просьба; внемли – пойми, услышь, действуй, будь един - единственный.
Б) Анализ контекста (имеется раздаточный материал, источник интернет – ресурсов):
- Учитель сообщает, что стихотворение Г.Р. Державина обращается к библейской книге Псалмов, а именно, к 81 Псалму. Учащиеся знакомятся с его содержанием.
Псалом 81
1:1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
1:2. доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
1:3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
1:4. избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
1:5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
1:6. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
1:7. но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
1:8. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
В группах по направлениям: историки, культурологи, биографы - обсуждают содержание.
Выступление с результатами исследований:
Что представляет собой библейская книга «Псалмы»? (культурологи: Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книга состоит из 150 псалмов)
Кто такой Асаф (биографы: Асаф - известному певцу, поэту, прорицатель при Давиде, царе Израильско-Иудейского государства),
Какой исторический факт из жизни народа во времена Асафа раскрывает 81 Псалом (историки: цари правили несправедливо, притесняли бедных, обижали беззащитных; они боги в значении наделенных властью на земле людей)
Вывод в группах: Стало открытием, что …..
В) Сравнительный анализ проводится с позиции «Что общего в обоих произведениях?»
Анализ | Г.Р. Державин | 81 Псалом |
Тема | ||
Чувства лирического героя | ||
Основная мысль | ||
Образы – символы властителей и судий | ||
Тропы и стилистические фигуры, их роль | ||
Общий вывод: | ||
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: значение эпиграфа.
Эпиграф – цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеет большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает смысл, который автор вкладывал в текст, напоминает нам о других эпохах и культурах, в которых уже происходило нечто подобное.
Эпиграф к поэме Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. Это слова: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» («вкусив немного мёда, и вот я должен умереть»).
А) Осмысление текста: Прием «Дерево предсказаний»: что могут означать эти слова? А может быть, мёд – это символ? Что он символизирует? Какое чувство звучит в голосе: смирение или печаль?
Учащиеся задают вопросы и высказывают предположения.
Б) Анализ контекста: эти слова произнес Ионафан, сын первого израильского царя Саула. Можно предложить инсценирование сцены подготовленными учениками: чтец, Ионафан, Саул.
Обсуждение (приём «Ромашка Блума»):
- Назови.
- Почему.
- Объясни.
- Предложи.
- Придумай.
- Поделись.
Создание проблемной ситуации: Какое отношение этот случай может иметь к поэме Лермонтова? Предположите.
В) Сравнительный анализ:
История Мцыри и Ионафана с позиций: Общее / Различие.
Общее: молодые, сильные, нарушили запрет, смелые в битве, тропа в лесу – символ свободы, мёд для Ионафана имеет жизненное значение: он необходим для спасения от голода себя и людей, свобода для Мцыри нужна так же для жизни, которую не мыслит вдали от родины, в стенах монастыря.
Различие: Ионафан в тот момент остался жив, потому что он не был одинок: за него вступился народ (хотя потом он погиб в сражении). Но те слова о меде он говорит с горечью, с сожалением о своей молодой жизни.
Мцыри погиб, так как в борьбе за свободу и жизнь он был абсолютно один, но три дня на свободе были для него как услада (сладость, мёд). Слова о близкой смерти он говорит без страха, он счастлив, что «вкусил меду» (таких три жизни за одну я променял бы, если б мог»).
Общий вывод: учащиеся возвращаются к эпиграфу и определяют его значение, а также высказывают свое мнение о Мцыри. Как правило, симпатии к Мцыри у читателей сильнее, чем к Ионафану.
- Проведение интертекстуального анализа позволяет сформировать глубокое понимание как содержания произведения, так и его идеи. Учащиеся повторяют уже изученный материал, активизируя культурную память. При этом они отрабатывают на практике навык определения интертекстуальных элементов, закрепляя тем самым новые знания и способы осуществления учебной деятельности.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что интертекстуальный подход к анализу художественных произведений позволяет формировать мировоззренческие особенности восприятия учащимися исторической эпохи, а также как отдельного произведения, так и литературного процесса на том или ином этапе его развития. Тем более что такие понятия, как «реализм», «модернизм», «постмодернизм» (а также, «классицизм», «сентиментализм», «романтизм») входят в фундаментальное ядро современного стандарта литературного образования, то есть являются обязательными для освоения в процессе школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....

Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе
Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....

Факультатив «Историко-философский подход к изучению художественных произведений» для учащихся 9-11 классов
Задача факультативного курса заключается в более глубоком изучении основополагающих начал в развитии литературы 19-го и начала 20-го веков. Программа включает ряд тем, не рассматриваемых общеобр...

