Анализ художественного произведения Тема 12
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Белова Татьяна Николаевна

Образ человека в произведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Tema_12_obraz_cheloveka.ppt178 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Анализ художественного текста Тема 12Образ человека в литературе Литературный герой, персонаж, действующее лицо. Главным объектом сосредоточенного размышления любого писателя является человек, который предстает в образе персонажа или лирического героя, автора или рассказчика. О характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь, т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером.Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа.Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическаяКонцепция человеческого существования.Типы характеров: одноплановые (Скотинин из «Недоросля») многоплановые (Софья из «Горе от ума») цельные (Софья из «Недоросля») противоречивые (Эраст из «Бедной Лизы») устойчивые (Фамусов из «Горе от ума») динамичные (Гринев из «Капитанской дочки» и обратная динамика Печорина из «Героя нашего времени»)
Характер героя Характер раскрывается в различных ситуациях характеры помещиков «Мертвые души» (авантюра с покупкой душ) Гринев «Капитанская дочка» (водоворот исторических событий)Мцыри «Мцыри»( смерть как плата за волю)Онегин «Евгений Онегин»(дуэль с Ленским)Обломов «Обломов» ( заурядные обстоятельства)Печорин, Грушницкий, Вера, Мери «Герой нашего времени» (ситуации острого выбора)… Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем В чем логика выбора имени героя?Как вводится герой в текст?Каково его место в системе персонажей?О чем говорит портрет и речевая характеристика?Что можно понять их описания интерьера, вещи героя?Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении?Какова оценка героя другими персонажами?Каково авторское отношение к герою?Какова самооценка героя?Каковы поступки героя и их мотивы?Как прогнозируется судьба героя за пределами финала? Значение имени героя отсутствие имени («Красавица» Бунина)имя нарицательное («Мцыри»)близкое к реальному (Чацкий = Чаадаев) черта характера (Скалозуб)зоологизация образа (Скотинин)омертвение души (Коробочка)душевный разлад (Раскольников)смысловой подтекст (Евгений Онегин и герой предшествующей литературы «Евгений, или Пагубные последствия дурного воспитания и сообщества) Значение речи героя стилистическая окраска хаотична или логична (Репетилов)рациональна или эмоциональна (Онегин)интонации преобладания (Молчалин)лексика высокая или сниженная (Чацкий и Скалозуб) Место героя в системе образов - центральное или периферия - наличие двойников или антиподов План анализа образа человека в произведении: Место героя в системе персонажейСпособ введения в произведениеПринадлежность к социальной группе, воспитаниеИмя, портрет, речь, интерьер, пейзажПредыстория, герой за рамками произведенияСитуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивыСамооценка героя и ее динамикаОписание впечатлений от окружающего мираПсихологизм образа. Сны, видения герояОценка героя другими персонажамиАвторское отношение к герою, герой в контексте творчестваГерой в читательской оценке. Споры вокруг образа. Вопросы и задания А.С.Грибоедов «Горе от ума»:Докажите, что решение Софьи о распространении сплетни о Чацком принимается спонтанно и не без внутренних колебаний.Н.В.Гоголь «Ревизор»:С какой целью Земляника наушничает Хлестакову о других чиновниках?А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:Какие искушения претерпевает Гринев в диалоге с Пугачевым и как их преодолевает?М.Ю.Лермонтов «Мцыри»:Перед смертью Мцыри слышит пение рыбки. Как это связано с вопросами, которые мучительно решает герой? Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи» и выполните задания Докажите, что первая фраза рисует картину страшного горя.Почему описание глаз Татьяны прерывается многоточием? Какую роль играет сравнение?Зачем автор задерживает внимание на том, как вдова ест щи? Как в реплике сказывается характер?Почему для понимания смысла важна информация, что барыня была «помещица того самого села»? Какой мотив прихода барыни к Татьяне?Почему автор не дает барыни ни имени, ни портрета? О чем говорит внутренняя реплика барыни? Что скрывается за жестом «Барыня только плечами пожала»?Сводится ли идея произведения к последней фразе?Объясните логику именно такого членения на абзацы. ЩИ У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон. Она застала ее дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой. Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли... но она держалась истово и прямо, как в церкви. "Господи! -- подумала барыня.-- Она может есть в такую минуту... Какие, однако, у них у всех грубые чувства!" И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе! А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец. -- Татьяна! -- промолвила она.-- Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи! -- Вася мой помер,-- тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.-- Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные. Барыня только плечами пожала -- и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево. Май, 1878
Домашнее задание Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Живые мощи» и выполните задания:Как начало рассказа связано с сюжетом?Почему сцена встречи с Лукерьей предваряется описанием радостного утра?Как сравнения при описании Лукерьи помогают глубже понять образ?Почему при вопросе о Василии Лукерья отводит глаза в сторону? Почему разговор с барином завершается упоминание о косе?Что помогло Лукерье не озлобиться и не отчаяться? На какую черту характера указывают две последние фразы рассказа?В чем смысл снов Лукерьи?С какой целью введен пересказ разговора о Лукерьи с хуторским десятским?Как рассказ отвечает на вопрос «Чего в жизни больше: добра или зла?»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного произведения Тема 11

Что такое художественный образ...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Урок литературы в 9 классе на тему "Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения"

Это первый урок по творчеству А.С. Пушкина. Рекомендуется проводить его перед изучением романа в стихах "Евгений Онегин"...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)

Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование  рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...