УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование  рассчитан на работу в группах. Задачи урока:

- формировать навыки выборочного поиска учебного материала из текстовых источников, навыки исследовательской и коллективной работы;

-  помочь обучающимся увидеть последовательное движение авторской мысли;                                                                            

 - развивать умение наблюдать за языком произведения, видеть специфику художественного слова, понимать язык  символов;                                                                                                                                                                                          -  воспитывать  языковую культуру, развивать позицию уверенности  в  общем и личном деле каждого участника исследования.

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент

Вступительное слово

Слушают учителя

2 Актуализация знаний

Настраивает на работу

Задает вопросы к статье учебника  «Легкое дыхание» - эпитафия девичьей красоте

 

Определяют и формулируют главный идейный смысл произведения

3 Создание проблемной ситуации

Наводящие вопросы

Обобщение ответов обучающихся, определение методов работы

Пытаются  определить  и сформулировать тему, цели урока

4. Исследовательская деятельность обучающихся (групповая работа)

Раздает задания  и проводит инструктаж по выполнению.

 

Обобщение учителя.

Делятся на группы, выполняют задания, составляют примерный комментарий по своему вопросу, делают вывод.

5. Индивидуальная исследовательская деятельность

Поясняет задание, контролирует выполнение

Индивидуально выполняют задания.

6. Лексическая работа

Предлагает объяснить обучающимся символический  смысл названия рассказа,  фамилий.

Обобщение учителя.

Объясняют, как понимают смысл, пользуются источниками информации.

7. Рефлексия

Задает вопросы по уроку.

Оценивают свою деятельность.

8. Домашнее задание

Предлагает варианты заданий

Выбирают и записывают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gustaya_proza._bunin.ppt359.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. А. Бунин «Лёгкое дыхание» Автор: Кромм Галина Николаевна , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

«Густая проза» «Легкого дыхания» Мы называем это утробностью, а я назвал это легким дыханием. Такая легкость во всем, и в жизни, и в дерзости, и в смерти. И.А. Бунин

Слайд 3

Целеполагание Метод работы : исследование, конкретно-текстуальный анализ рассказа . Цель исследования: проследить, как в малой форме отражается глубина авторского замысла и как мировоззрение писателя преломляется в заглавии рассказа. проблемный вопрос: в чем заключается главный идейный смысл рассказа «Легкое дыхание»?

Слайд 4

Роль контраста (диссонанс) Начало рассказа «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба , крепкий, тяжелый, гладкий… » «В самый же крест вделан фарфоровый медальон, а в медальоне – портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». ЖИВОЕ МЕРТВОЕ

Слайд 5

Функции пейзажа начало рассказа пейзаж: апрель; дни серые; сквозь голые деревья; звенит холодный ветер; место: кладбище у подножия креста конец рассказа пейзаж: апрель; сереет поле; низкий сад; сидит на холодном ветру; путь к кладбищу через острог и монастырь ОЛЯ пейзаж зима: снежная, солнечная, морозная; солнце лучистое, погожее, обещающее

Слайд 6

Художественная деталь-символ «бесконечно малый момент текста» (Л.Толстой) «Главное – найдите деталь... Она осветит вам характеры, от них пойдете, и вырастут и сюжет и мысли» (М.Горький) Деталь (франц.) – мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность). В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е. становится знаком, несущим иносказательный смысл. Такая деталь требует дешифровки

Слайд 7

Сцена-символ «Оля в кабинете начальницы гимназии» Оля Мещерская «вихрем носилась по сборному залу»; «Я не виновата, madam, что у меня хорошие волосы»; «не боялась растрепанных волос, вихрем носилась». ЖИВОЙ МИР естественность Начальница гимназии «спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом»; «Что это за прическа? Это женская прическа!» «молочные, аккуратно гофрированные волосы». ИСКУССТВЕННЫЙ неестественность

Слайд 8

Образ классной дамы «маленькая женщина в трауре, в черных перчатках, с зонтиком из черного дерева»; «немолодая девушка, живущая выдумкой»; БРАТ ОЛЯ ДЕТАЛИ- СИМВОЛЫ КРЕСТ МОНАСТЫРЬ ОСТРОГ позиция автора : жизнь классной дамы- нескончаемый траур, ТЯЖКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ КРЕСТ МОНАСТЫРЬ- жизнь начальницы Оли

Слайд 9

Деталь-символ. Клубок ниток «Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом, - сказала начальница и, потянув нитку и завертев на полу клубок, на который с любопытством посмотрела Мещерская, подняла глаза…» Символичность (Либо ты признаешь свою вину в том, что нельзя сходить с ума от счастья и примешь наш крест, либо…) «спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом»

Слайд 10

Деталь-символ. Крест Оля Мещерская Малютин А.М . Классная дама Начальница

Слайд 11

Лексическая работа Символический смысл фамилий героев Мещерская (К.Паустовский «Мещерская сторона») дремучесть нетронутость неразвитость Малютин Малюта Скуратов(И.Грозный) Алексей Михайлович (инициалы “молодого царя”, чей портрет “ нравился” Оле) вседозволенность властность зрелость

Слайд 12

Смысл названия рассказа Что такое «Легкое дыхание» по Бунину? 1 .«Легкое дыхание» – один из старинных эталонов женской красоты (папина книжка). 2. «Легкое дыхание» – единственно возможный способ женского существования вообще. 3 .«Легкое дыхание» – это «такая легкость во всем, и в жизни, и в дерзости, и в смерти».

Слайд 13

Жанр произведения новелла (особенности) В основе произведения лежит один законченный случай (смерть гимназистки), и то, о чем говорит автор в начале и то, чем завершает, связано неразрывно, так как писатель не подгоняет мысли под события, а события придумывает для задуманного эффекта, стараясь вызвать у читателя сопереживание. критик Антонов : «Легкое дыхание» - перенасыщенный деталями раствор, из которого выпадают кристаллы характеров».

Слайд 14

Информационные ресурсы http://www.buninivan.org.ru/galery/1.jpg http://staff3.chat.ru/k5.gif http://darudar.org/var/files/img/72/b1/72b1ccd10c59fa98cfd6d6d535ca97d9_600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного произведения Тема 11

Что такое художественный образ...

Анализ художественного произведения Тема 12

Образ человека в произведении...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Урок литературы в 9 классе на тему "Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения"

Это первый урок по творчеству А.С. Пушкина. Рекомендуется проводить его перед изучением романа в стихах "Евгений Онегин"...

МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"

Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...