Программа индивидуально - групповых занятий по теме "Анализ художественного произведения". Литература. 10 класс.
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Программа индивидуально - групповых занятий  по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_hudozhestvennogo_proizvedeniya._10_klass_2016.rar22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                       Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                                                    от  « 31»  08. 2016    г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры  _____________________образования

Протокол № _______от   «    »            . 2016     г. 

Руководитель  кафедры               /                 /

Согласовано

Заместитель  директора                   /                   /

«     »      .2016      г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа  индивидуально – групповых занятий  по литературе

для    10  класса

 «Анализ художественного  текста.  Теория.  Практика».

                                                                                                Составитель: Лисицына Татьяна Николаевна,  

                                                                                                   учитель  русского языка и литературы  

                                                                                                 высшей квалификационной категории

2016 год

                                                       

                                                 

    1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы

Программа составлена на основе Государственного  образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по литературе 5-9 классы под ред. А.Г. Кутузова. – М., Дрофа, 2007;

Программы по литературе Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцовой. – М., 1991.

        1.2 Цель и задачи обучения предмету

  Цель курса:

  • расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста;
  • развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

Задачи курса:

  • формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
  • развивать навыки анализа художественно текста;
  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста.

2. Общая характеристика элективного курса

Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей.

Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

Структура учебного плана по литературе позволяет осваивать содержание профильного обучения в следующей логике:

  • базовый уровень, обязательный для всех обучающихся во всех профилях обучения, формирует систему знаний и умений;
  • профильный уровень предполагает изучение предметов повышенного уровня, обязательных для обучающихся, выбравших тот или иной профиль, развивает опыт практической деятельности обучающихся на основе знаний и умений;
  • уровень элективных курсов, обязательный для посещения курсов по выбору обучающихся на старшей ступени школы дает возможность сформировать не только культуру чтения обучающихся, но и развить опыт планирования и организации исследовательской деятельности по анализу художественного текста.

Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям.

Содержание элективного курса «Анализ художественного текста», предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.

Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста»  разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как результат реализации своих творческих возможностей.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:

  • знать пути анализа художественного текста;
  • изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки программы;
  • овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;
  • уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
  • уметь презентовать свою исследовательскую работу.

  1. Результаты освоения учебного предмета  

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:

  • знать пути анализа художественного текста;
  • изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки программы;
  • овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;
  • уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
  • уметь презентовать свою исследовательскую работу.

                                                Образовательные результаты программы:

  • умение выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для анализа художественного текста;
  • умение самостоятельно формулировать собственное мнение по поставленной проблеме;
  • понимание специфики развития, проблематики и поэтики литературы.

 Учащиеся получат представление: - о жанрах устной и письменной речи; - о составлении простого и сложного плана; - о правилах конспектирования критической статьи; - об анализе художественных произведений разных жанров.  

Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей.

Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

Структура учебного плана по литературе позволяет осваивать содержание профильного обучения в следующей логике:

  • базовый уровень, обязательный для всех обучающихся во всех профилях обучения, формирует систему знаний и умений;
  • профильный уровень предполагает изучение предметов повышенного уровня, обязательных для обучающихся, выбравших тот или иной профиль, развивает опыт практической деятельности обучающихся на основе знаний и умений;
  • уровень элективных курсов, обязательный для посещения курсов по выбору обучающихся на старшей ступени школы дает возможность сформировать не только культуру чтения обучающихся, но и развить опыт планирования и организации исследовательской деятельности по анализу художественного текста.

Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям.

Содержание элективного курса «Анализ художественного текста», предлагаемого для изучения в 11 классе, состоит в том, что  направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.

                                                                                4. Структура элективного курса.

Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста»  разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как результат реализации своих творческих возможностей.

                                                                5. Формы организации занятий и контроля над знаниями обучающихся

Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий как семинары и практикумы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по подготовке презентации результатов собственной исследовательской деятельности. Для анализа прочитанного обучающимися текста предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности. Освоение каждой темы заканчивается выполнением задания практикума, связанного с развитием творческих способностей обучающихся.

Список произведений, предложенных обучающимся для подготовки к практикуму, носят рекомендательный характер. Разделы завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Кроме этого формой контроля являются самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой читательской конференции.  В ходе семинара обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов.

Результативность элективного курса будет достигнута только в том случае, если обучающийся осознанно выбрал данный курс, имел возможность заранее познакомиться с его содержанием.

Программа элективного курса «Анализ художественного текста» рассчитана на 35 часов, носит примерный характер, может быть рекомендована для обучающихся любого профиля, реализуется за счет школьного компонента учебного плана.

Темп изучения элективного курса может носить вариативный характер в зависимости от реально складывающейся ситуации. При анализе художественного текста можно использовать большее количество часов, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал следует рассмотреть бегло, от какого-то возможно отказаться.

Программа ориентирована на удовлетворение запросов конкретных групп обучающихся, поэтому учитель вправе осуществить корректировку предложенного материала, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей учебной группы.

Продолжением обучения по данной программе для обучающихся 11 классов может быть рекомендован курс, рассчитанный на 34 часа по теме: «Тайны творчества», который предусматривает большие возможности для самостоятельной проектной деятельности старшеклассников.

                                                              6.  Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практикум

Контроль

Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста

 

 

 

 

Тест

1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста

1

1

 

 

1.1. Сущность стилистического анализа художественного текста

1

1

 

 

Итого по разделу 1:

2

2

 

 

Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста.

 

 

 

 

Зачет

Семинар

2.1. Сюжет  и композиция как важнейшие структурные
принципы организации произведения

4

1

2

1

2.2. Пространство и время литературного произведения

4

1

2

1

2.3. Структурные мотивы художественного произведения

5

1

3

1

2.4. Субъектная организация литературного произведения

2

1

1

 

2.5. Приемы создания художественного образа человека

3

1

2

 

2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»

2

 

 

2

Итого по разделу 2:

20

5

10

5

Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста

 

 

 

 

Семинар

3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое 
своеобразие стихотворного текста

2

 

2

 

3.2. Особенности лирического героя произведения, выраже
ние лирического «я» поэта

1

 

1

 

3.3. Художественно-выразительные средства поэтической 
речи. Ритм, интонация стихотворения.

2

 

2

 

3.4. Поэтическая фонетика

2

 

1

 

3.5. Лексические средства выразительности художествен
ной речи

1

 

1

 

3.6. Стихосложение

2

 

1

1

Итого по разделу 3:

9

 

8

1

Раздел 4  Итоговая читательская конференция

 

 

 

 

Реферат

4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

3

1

2

 

Итого по разделу 4:

4

2

2

 

Итого:

35

9

20

6

                                                                                             

                                                                            7. Содержание программы

Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 ч.)

1.1. Сущность  литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста:  сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения.

1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).

Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.)

2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре»

2.2. Пространство и время  литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор».Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»

2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр»

2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить».

2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица».

2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»

Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.)

3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец».

3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»

3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий».

3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».

3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна»

3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»

Раздел 4. Итоговая читательская конференция (3 ч.)

4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

                                                      Литература для учителя

  1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
  2. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20.
  3. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001.
  4. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]:  Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. – 112 с.
  5. Корман, Б.О. Практикум    по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
  6. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн . – М., 1994.
  7. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб., 2000
  8. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997

Литература для учащихся

  1. Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – 204 с.
  2. Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И. Горшков. – М., Дрофа, 2003. – 304 с.
  3. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004 – 192 с.
  4. Тексты художественной литературы.

        

                      9. Календарно-тематическое планирование

Дата

Час.

Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста

2

1

Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста

1

2

Сущность стилистического анализа художественного текста

1

Основные направления анализа прозаического текста

20

3

Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения

1

4

Принцип организации рассказа А. Грина «Зеленая лампа»

1

5

Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти»

1

6

Практикум  Ю.П. Казаков «Двое в декабре»

1

7

Пространство и время литературного произведения

1

8

Причинно-временные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN»

1

9

Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор»

1

10

Практикум  А.П. Чехов «Устрицы»

1

11

Структурные мотивы художественного произведения.

1

12

Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон»

1

13

Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти»

1

14

Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас»

1

15

Семинар Структурные мотивы в рассказе А. Платонова «Такыр»

1

16

Субъектная организация литературного произведения. А.П.Чехов «Спать хочется»

1

17

Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н.Толстого «Три смерти»

1

18

Практикум В.В. Набоков «Нежить»

1

19

Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы»

1

20

И. Бунин «Красавица»

1

21/22

Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»

2

Основные направления анализа поэтического текста

9

23

24

Особенности жанра, композиция, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец»

2

25

Особенности создания образа лирического героя., выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия-явление иной…»

1

26

Художественно-выразительные средства поэтической речи. Н. Заболоцкий «Прохожий»

1

27

Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания»

1

28

Поэтическая фонетика. Н. Заболоцкий «Журавли», Б. Пастернак «Зимняя ночь»

1

29

Лексические средства выразительности художественной речи.

Е. Баратынский «Весна»

1

30

Стихосложение. В. Брюсов. А. Фет. И. Бродский

1

31

Семинар И. Бунин «Одиночество»

1

Итоговая читательская конференция

4

32

Индивидуальные консультации обучающихся, выполняющих самостоятельные исследования.

1

33

Подготовка к итоговой конференции

1

34

35

Итоговая читательская конференция. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

2

Зачет. Анализ произведения эпического.

Зачет. Анализ произведения лирического.

План анализа стихотворения

Тема стихотворения:

  • пейзаж;
  • общественно-политическая;
  • любовная/интимная;
  • философская.
  1. Сюжет:
  • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
  • без сюжета: образы чувств (...).
  1. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
  • Композиция: размер, рифма, ритм.
  • Размер:
    _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
    '_ _ _      дактиль;
    _ _' _     амфибрахий;
    _ _ _'     анапест.
  • Рифма:
    аабб - парная;
    абаб - перекрестная;
    абба - кольцевая.
  • Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
  • эпитет - художественное определение;
  • сравнение;
  • аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • ирония - скрытая насмешка;
  • гипербола - художественное преувеличение;
  • литота - художественное преуменьшение;
  • олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  • метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
  • паралеллизм.
  • Стилистические фигуры:
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза/противопоставление;
  • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
  • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
  • Поэтическая фонетика:
  • аллитерация - повторение одинаковых согласных;
  • ассонанс - повторение гласных;
  • анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  • Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

  1. Образ лирического героя, авторское "Я".


  1. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.


  1. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

План анализа прозы

  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
  • ДЛ (действующие лица);
  • события.
  1. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
  • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
  • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка;
  • эпилог.
  1. Композиция:
  • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
  • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
  • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
  • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
  • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  1. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  2. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
  • выбор темы и ее раскрытие;
  • разработку любимых жанровых форм;
  • язык;
  • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
  1. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).


  1. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
  • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
  • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
  1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
  2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
  • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
  • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
  1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
  2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
  3. исторический - о событиях прошлого;
  4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
  5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
  6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
  • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе

Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Шаг к успеху" для 7 класса (ФГОС).

Программа поможет рационально организовать помощь для учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе....

Программа индивидуально-групповых занятий по английскому языку для 5 класса

Программа индивидуально-групповых занятий по английскому языку предназначена для обучающихся 5 классов и  рассчитана на 34 часа. Программа составлена на основе Федерального компонента государстве...

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 9 класса

Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ. Спецкурс построен на принципах обобщения и систематизац...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий(консультаций) по алгебре в 7 классе.

     Целью курса консультаций по алгебре в 7 классе является работа по устранению пробелов в знаниях. Программа составлена к учебнику«Алгебра - 7», Ю.Н. Макарычева....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий(консультаций) по алгебре в 8 классе.

Целью курса консультаций по алгебре в 8 классе является работа по устранению  пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Программа составлена  к учебнику "Алгебра-8". Ю.Н. Макарычев....