РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Жигулина Олеся Валерьевна

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igz_russkiy_6_klass.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ   ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ТАЛЬМЕНСКОГО  РАЙОНА

АЛТАЙСКОГО  КРАЯ

МКОУ  «ЛУГОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор  школы

______________Н.Н.Галдак

Приказ №__________

от «01»  сентября   2013 года

«Принято»                                           «Согласовано»

Руководитель МО                          Заместитель директора

       _________О.А. Васильева             по УВР

протокол  № __1__                        ______О.А. Васильева

от «_26_»_08_2013 г.                    «30»  08. 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  индивидуально-групповых занятий

 по русскому языку в 6 классе

«Тексты малой формы»

Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год

  1. Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.

    Составитель программы:

                            Жигулина Олеся Валерьевна,

                           учитель русского языка и литературы

с.Луговое – 2013г.

Пояснительная записка

Актуальность  

Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Стимулировать развитие речевых умений, веру школьников в собственные силы и успех, способствовать саморазвитию учащихся призвана продуманная, интересная система работы –  курс «Тексты малой формы».

Курс “Тексты малой формы” предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 34 часа.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Цели курса: дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы, определённых жанров и разного уровня.

Задачи курса:

  • помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
  • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
  • править написанное;
  • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
  • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
  • учить критически оценивать чужой и свой опыт, сопоставлять различные точки зрения, убеждать, контролировать свою речь;
  • формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
  • выявлять творческие способности у каждого школьника;
  • способствовать расширению кругозора, развитию общей культуры, формированию умения работать в коллективе (в паре, в группе), созданию благоприятного психологического климата;
  • организовывать дифференцированный подход в обучении школьников;
  • помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
  • помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • целостность.

Содержание курса

Культура  речи – 2 часа

Речевые, лексические и грамматические ошибки – 2 часа

Творческие диктанты – 2 часа

Творческие сочинения – 22 часа

Творческие изложения –  2 часа

Тренинги – 4 часа

Учебно-тематический план

Из них

№ п\п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащихся, ч

Теоретическое обучение, ч

Контрольные работы, практические работы ч

1

Коммуникативно-речевая компетенция и культура речи

2

2

2

Речевые, лексические и грамматические ошибки

2

2

3

Творческие диктанты

2

2

4

Творческие сочинения

22

22

5

Творческие изложения

2

2

6

Тренинги

4

4

Методы обучения и виды деятельности

  • эвристическая беседа;
  • устные и письменные высказывания
  • работа со справочником
  • редактирование текстов
  • творческое задание
  • тренинг
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Тематический поурочный план индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе (34 часа)

тема

Количество часов

Примечания

1

Коммуникативно-речевая компетенция. Классификация текстов малой формы.

1

2

Культура устной и письменной речи. Классификация речевых ошибок.

1

3

Лексические ошибки и их исправление.

1

4

Грамматические ошибки и их исправление.

1

5

Мини-диктант как начало будущего сочинения.

1

6

Мини-текст. Письмо по памяти.

1

7

Занимательные необычные диктанты на разные правила.

1

8

Изложение-миниатюра с элементами интерпретации текста.

1

9

Зарисовки с натуры.

1

10

Словесное рисование.

1

11

Сочинения малой формы. С чего и как начать? Мини-текст – открытие.

1

12

Коллективное сочинение

1

13

Подготовительные или спонтанные высказывания школьников. Метафорический тренинг. «Заполни середину».

1

14

Мини-текст. Сюжет для небольшого рассказа.

1

15

Помоги сказочным героям: «Предложи свою концовку сказки».

1

16

Составляем сказку на лингвистическую тему.

1

17

«Я чувствую, что я…»(рассказ – фантазия)

1

18

Речевые этюды (работа в парах):

«В кабинете врача», «Продавец – покупатель» и др.

1

19

Визитная карточка

1

20

Стиль философских размышлений. Мини-эссе

1

21

Социальная реклама

1

22

Жанр письма. Мини-сочинение «Письмо родителям»

1

23

«Давайте говорить друг другу комплименты», или «Похвальное слово».

1

24

Учимся спорить. Мини-диспут, или

«Рассказываем с увлечением».

1

25

Страницы дневника. «Давайте познакомимся».

Самохарактеристика.

1

26

Мини-сочинение «А у нас в школе…» (Статья для стенгазеты, для стенда).

1

27

Время года… Мини-сочинение о весне на основе готового текста

1

28

Лирическая миниатюра «Листик-путешественник»

1

29

«Здравствуй, пословица! Привет, поговорка!» Мини-сочинение на основе

 пословицы

1

30

Учимся пересказывать текст. Виды пересказа – сжатый, подробный, творческий (от лица

1

31

Формулируем основную мысль. Мини-сочинение на основе фразеологизма (по выбору).

1

32

«Веду дневник». (Первые опыты)

1

33

Моя точка зрения… Мини-эссе: 

1

34

Итоговое занятие

1

Ожидаемые результаты

На данных занятиях формируются, прежде всего, коммуникативные умения детей, школьники учатся:

  • владеть языком как средством коммуникации;
  • быстро реагировать на окружающую обстановку, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис;
  • вести диалог в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта;
  • занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;
  • думать о том, как его слова отзовутся в другом человеке, какие чувства вызовут, будут ли способствовать тому, чтобы гармонизировать межличностные отношения, либо они изначально будут конфликтны;
  • составлять собственные, оригинальные мини-тексты на различную тематику;
  • учатся устанавливать грамматические связи между словами, развивать  внимание и логическое мышление, через слово узнавать и осознавать законы языка, убеждаются в его тонкости, красоте, выразительности, богатстве, и сложности, учатся чувствовать, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, в стихах… как может ранить, обидеть человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым.

Литература для подготовки и проведения курса по русскому языку

 «Тексты малой формы»

1.   Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  1. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи 4-11 классов. – М.: Волгоград: Панорама, 2006.
  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.
  3. Петраковская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – С. 23, 71-81, 115.
  4. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку. 6 кл. / С.С. Петровская, И.Н. Черников. – М.: Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Очно-заочная форма обучения.

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку рассчитано на 204 часа (6 часов в неделю). Согласовано и одобрено методистами МИОО (кафедра филологии).Может быть использовано для ра...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...

Урок по русскому языку 5 класс Текст-рассуждение

Эти материалы пригодятся для подготовки к уроку по темам: текст, что такое текст, типы текстов, текст-рассуждение....