Главные вкладки

    Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
    рабочая программа по русскому языку (8 класс)

    Силачева Наталья Ивановна

    Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности, получение дополнительных знаний по предмету. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования Администрации г. Тюмени

    Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 г. Тюмени

    «Рассмотрено»

     на заседании МО _____________________

    Протокол № 1

    от «28» сентября 2018 г

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР____________

    от «__» ______2018г

    «Утверждаю»

    Директор МАОУ СОШ № 88

    ___________________  

     От «__»_______2018г

    «Рассмотрено»

     на заседании педагогического совета

    Протокол № _____

    от «__»  __________  2018 года

    «Согласовано»

    Председатель Управляющего совета    ____________

    от «__» _________ 20 года

    Рабочая программа факультатива

    по русскому языку «Диалог с текстом»

    для 8-В класса

     Составитель:

                             Учитель русского языка и литературы

    Силачева Н.И.,

    Срок реализации программы:

    2018- 2019 уч. Год

    Г. Тюмень, 2018г

    1. Пояснительная записка

    Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г № 413, в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613;
    • Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2016 г.,

    Литература для учащихся 

    1. Антонова, Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. – М.: 2009.

    Литература для учителя

    1. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая Когда книга учит.- М.: «Педагогика», 1988, 1991
    2. Е.С.Антонова Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи и мышления школьников 7-8 классов.- М.:  Вербум – М., 2001
    3. Ю.С.Пичугов и др. Дидактические материалы по русскому языку: 8 кл. – М.: Просвещение, 1999.
    4. Н.А.Пленкин Стилистика русского языка в старших классах. – М.: «Просвещение», 1975
    5. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы.- М.; «Дрофа», 2000
    6. И.Г.Добротина Экзамен в новой форме. Готовимся к ГИА /Русский язык, часть «С» 7-9 классы.- Ярославль, Академия развития
    7. Русский язык / тематический контроль под редакцией И.П.Цыбулько. М.: «Национальное образование», 2012.
    8.  Мещереков, В.Н. Основы школьного речеведения [Текст] / В. Н. Мещереков.– М.: 2004.

    Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

    • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое   http://teacher.fio.ru
    • Новые технологии в образовании   http://edu.secna.ru/main/
    1. Планируемые результаты:

    Личностные:
    1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
    2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
    3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Метапредметные:
    1) владение всеми видами речевой деятельности:
    Аудирование и чтение:
    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
    свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
    Говорение и письмо:
    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
    • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
    • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
    • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
    • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
    2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
    3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

    Предметные:
    1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
    2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
    3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
    4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
    5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
    6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
    7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
    8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
    9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    1. Содержание программы.

    Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности, получение дополнительных знаний по предмету.

    О понимании текста в обучении судят по результатам проверки правильности и точности смысловой переработки информации, заключенной в нем. Проникновение в смысл высказывания при чтении важно потому, что при этом происходит выявление цели, мотива сообщения, его коммуникативного намерения: в содержании текста отражены действительные отношения вещей, имеющие значение для образа мыслей, поступков и намерений людей. Показателем сформированности умений информационной переработки исходного текста является правильная организация вторичного текста на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях.

    Между тем практика показывает, что многие учащиеся испытывают затруднения при чтении – понимании текста, что неизбежно влечет за собой коммуникативные неудачи при создании ими собственных текстов.

    Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

    Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

    Задачи: 

    • овладение основными текстоведческими понятиями;
    • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
    • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
    • составление текстов собственного сочинения различной тематики;
    • формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности.

     Таким образом, данный курс способствует формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.

    Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

    Методы и приемы: 

    • лекция;
    • беседа;
    • объяснение учителя;
    • исследование;
    • наблюдение;
    • сопоставление и анализ.

    Виды деятельности учащихся: 

    • контрольное списывание;
    • сжатие исходного текста;
    • редактирование текста;
    • составление текста по образцу;
    • составление обрамлений к рассказу;
    • восстановление частей текста;
    • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
    • анализ текста художественного и публицистического стилей;
    • составление схем, таблиц, алгоритмов.

    Для реализации этих задач необходимо:

    •  ознакомиться с выразительными возможностями языка как материала словесности;
    •  ознакомиться с художественностью произведения и теми средствами языка, через которые она достигается в искусстве слова;
    •  ознакомиться с языковыми средствами изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических, лирических, драматических) произведениях словесности;
    •  расширить понятийный аппарат учащихся в области литературоведения;
    •  расширить словарный запас учащихся;
    •  продолжить формирование грамотной речи учащихся;
    •  научиться применять полученные знания при написании сочинений, сказок, рассказов, сценок, эссе.

                       Планируемые результаты

    Предметные

    Название изучаемой темы

    Количество часов

    Основные виды деятельности учащихся

    Личностные

    Метапредметные

    Ученик научится

    Ученик получит возможность научиться

                                                                     Введение (1 ч)

    Что такое диалог? Умеешь ли ты вести диалог с автором

    4

    Постановка вопроса к тексту; прогнозирование ответов на него и дальнейшего содержания текста.

    Осознание себя носителем языка как части культуры

    Познавательные: извлекать информацию из различных источников, регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

    Опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка.

    Воспринимать обращенные к читателю составляющие текст сигналы, уметь  на них реагировать и уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

    Заголовок – это «входная дверь» текста.

    2

    Работа над заголовком (эпиграфом, если есть) в тексте.

    Интерес к  чтению

    Познавательные: строить рассуждения;  регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля.

    Прогнозировать содержание на основе мини-текста

    Проникать в главную мысль произведения при встрече с заголовком и эпиграфом

    Виды информации в тексте.

    2

    Главное и неглавное в тексте. Работа с пословицами и поговорками

    Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

    Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

    регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Формулировать основную мысль текста, пути ее раскрытия.

    Выделять в тексте главную и второстепенную мысль, выполнять компрессию текста

    Герой – рассказчик – автор - повествователь

    3

    Различие понятий «автор», «повествователь», «герой»

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

    Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста; регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание

    Различать героя-рассказчика-автора-повествователя в тексте

    Узнавать автора и рассказчика в текстах

    Стилистический анализ текста.

    4

    Стиль текста, разговорный стиль, публицистический стиль, художественный стиль, научный стиль

    Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

    Познавательные: пользоваться разными видами чтения текста; регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, включая постановку новых целей; коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Выявлять стилистические особенности текста, создавать собственный согласно заданному жанру

    Выполнять стилистический анализ текста

    Средства связи предложений в тексте.

    3

    Роль союзов и союзных слов, вводных слов и конструкций, лексического повтора как средства связи.

    Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    Познавательные: излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста; регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание

    Правильно использовать средства связи предложений в тексте, устраняя грамматические, речевые и логические ошибки

    Выполнять частичный анализ текста

    Выбор слова, слово в контексте.

    Изобразительные функции лексики.

    4

    Переносное значение слова, неологизмы, архаизмы, профессионализмы

    Интерес к изучению языка

    Познавательные: строить рассуждения;  регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

     Устанавливать прямое и переносное значение слова, различать метафоры и метонимию, выявлять разные пласты лексики в тексах и определять их стилистическую роль.

    Анализировать средства выразительности, употреблять их в собственных текстах.

    Изобразительные ресурсы

    русского словообразования

    4

    Значение морфемы, обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.

    Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Познавательные: строить рассуждения; регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    Употреблять слова в соответствии коммуникативным целям и задачам

    Выявлять значение морфем, различать паронимы  и точно употреблять слова в определенном контексте

    Морфологические функции выразительности речи

    4

    Грамматическая синонимия

    Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    Познавательные: строить рассуждения; регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    Использовать разные части речи в соответствии с стилистической направленностью текста

    Понимать стилистическую роль разных частей речи

    Синтаксическое богатство русского языка

    2

    Синонимика синтаксических конструкций. Богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Использование односоставных предложений

    Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

    Познавательные: строить рассуждения; регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    Понимать авторский текст, различать информативную и выразительную функцию языковых единиц

    Узнать о фигурах речи, их выразительной функции


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

    Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

    Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

    Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

    Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"

    Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...

    Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...

    Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

    Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

    Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...