Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Емельянович Ольга Анатольевна

Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя,  человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

р. п. Чунский Чунского района Иркутской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Смысловое чтение и работа с текстом»,

(наименование учебного предмета (курса)

7-е классы

Емельянович Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

р. п. Чунский, 2020 год

Рабочая программа по _русскому языку  _________________________________________________________________

(наименование учебного предмета (курса)

Уровень общего образования основное общее образование_________________________________________________

Классы  7_А___________________________________________________________________________________________

Учитель Емельянович Ольга Анатольевна__________________________________________________________________

(ФИО полностью)

Количество часов по учебному плану:

Всего 34 часа, в неделю – 1 час____________________________________________________________________

Планирование составлено на основе   Пособия для учителя. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС./ Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2017._______________________________________________

(примерная образовательная программа по учебному предмету)

Планируемые результаты освоения факультативного курса «Смысловое чтение и работа с текстом»

7 класс

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение  к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способы и формы самовыражения и самореализации;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознания эстетической ценности русского языка; уважительное отношение  к родному языку, гордость за него; потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию;
  • осознание роли самообразования и самовоспитания; самооценки и Я-концепции.
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • выраженной познавательной мотивации и интерес к учению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • целеполаганию,  анализировать условия достижения цели; планировать пути достижения цели;
  • принимать решения в проблемной ситуации; контролировать результаты и способы действия;
  • извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • различать способ и результат действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; проявлять познавательную инициативу;
  • выбирать наиболее эффективные способы достижения цели;
  • самостоятельно  вести  поиск информации, ее анализ и отбор;
  • самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • планировать пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
  • осуществлять сравнение, классификацию; главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий;
  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; тавить проблему, аргументировать ее актуальность.
  • проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; выдвигать и проверять гипотезы;
  • овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;  
  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;  
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;  
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;  
  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • объяснять известные языковые явления;
  • оперировать речеведческими понятиями, орфографическими и пунктуационными правилами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда;
  • описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения- рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся);
  • грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
  • пользоваться основным стилистическим ресурсам лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • использовать приобретенные знания в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • обогащать свой активный и потенциальный словарный запас;
  • совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание факультативного курса «Смысловое чтение и работа с текстом»

Содержание учебного предмета (курса)

Количество учебных часов

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1. «Диалог с текстом»

13

Текст. Определение текста.

1

Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

Работа с текстом. Определение общей цели и назначения текста.

Тема и основная мысль текста, идея и проблематика.

2

Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Определение главной темы, общей цели и назначения текста. Выделение основной темы текста. Выделение проблемы текста, его идеи. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмысливание способов выражения темы и основной мысли текста.

Выявление авторской позиции.

Абзац. Микротема. 

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Работа с текстом. Выделение основной темы и микротем текста. Членение текста на абзацы. Правильное чтение текста, определение микротемы абзаца.

Композиция текста.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Разбор композиции текста. Составление композиции.

С чего начинается текст? Роль заглавия.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Знакомство с   термином «заголовок». Обогащение  словарного запаса  учащихся. Умение определять главный смысл текста по заголовку. Соотношение заголовка с текстом. Обучение умению давать заголовок текстам. Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?»

Тема текста.  Темы широкие и узкие

2

Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Работа с текстом. Написание текста на широкую и узкую темы

Ключевые слова.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Работа с текстом. Выделение  в тексте ключевые слова.

«Что нам стоит текст построить?

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Знакомство с принципами смыслового сцепления частей текста. Объяснение видов смыслового сцепления. Раскрытие значения примененной связки. Достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство. Сложение целого текста из частей.

Диалог с текстом.

2

Занятие применения предметных знаний, умений, навыков.

Занятие решения практических, проектных задач.

Овладение приемом «диалог с текстом». Выделение главной мысли текста. Обнаружение в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений.

Комплексный анализ текста.

1

Урок решения практических, проектных задач.

Выполнение итоговой работы в форме комплексного анализа текста.

Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи

6

Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

3

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Комбинированный урок.

Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

Создание таблицы по материалам занятия. Поиск и анализ описания в текстах писателей. 

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

Урок первичного предъявления новых знаний.

Анализ языковых средств и особенности их использования в тексте. Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств.

Комплексный анализ текста.

1

Урок решения практических, проектных задач.

Выполнение итоговой работы в форме комплексного анализа текста.

Раздел 3. Стили и жанры речи

6

Стили речи. Стилистика. Особенности разговорного стиля.

1

Урок первичного предъявления новых знаний.

Определение понятий «стилистика» и «жанристика», их связь.

Особенности стиля художественной литературы, литературный язык. Разнообразие жанров стиля художественной литературы.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Деление текста на абзацы. Поиск явной и скрытой информации в тексте. Нахождение и формулировка главной мысли. Сравнение научно-популярного и художественного текстов. Составление текста по разработанному алгоритму.

Официально-деловой стиль, деловая бумага.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Различие жанров официально-делового стиля: закон, постановление, протокол, доверенность, справка, отчет, распоряжение, деловое письмо и др.

Особенности научного стиля, термин, терминология. Жанры научного стиля: монография, статья, доклад, учебник, лекция, аннотация, рецензия и др.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Деление текста на абзацы. Поиск явной и скрытой информации в тексте. Нахождение и формулировка главной мысли. Сравнение научно-популярного и художественного текстов. Составление текста по разработанному алгоритму. Написание мини-исследовательской работы на предложенную тему.

Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля: передовая статья, репортаж, очерк, интервью, ораторская речь и др.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Анализ теоретического материала, преобразование текста в таблицу. Деление текста на абзацы. Поиск явной и скрытой информации в тексте. Нахождение и формулировка главной мысли. Сравнение публицистического и художественного текстов. Анализ газетных и журнальных статей, выявление особенностей газетного публицистического стиля. Составление кроссворда по теме.

Стилистический анализ текста.

1

Урок решения практических, проектных задач.

Выполнение итоговой работы в форме стилистического анализа текста.

Раздел 4. Работа с текстом

9

Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте.

2

Урок первичного предъявления новых знаний.

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Выделение главного и второстепенного содержания в тексте. Сжатие текста. Объяснение своих действий над текстом.

Что такое план? Виды планов. Приемы составления плана.

2

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Комбинированный урок.

Раскрытие значение плана при работе с текстом. Характеристика видов планов. Составление простого и сложного плана. Объяснение принципов построения плана.

Умею ли я пересказывать? Что такое пересказ.

1

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Планирование своего пересказа. Проверка своего пересказа. Точное воспроизведение текста. Подбор синонимов к слову. Игра в синонимы. Поиск синонимической замены предложения.

Практическая работа. Готовим пересказ.

1

Урок решения практических, проектных задач.

Выделение структурных частей пересказа. Краткий пересказ.

Чтение и анализ текста.

2

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Комбинированный урок.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа.

1

Урок решения практических, проектных задач.

Применение навыков работы с текстом.

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт

7 А

7 А

1

Раздел 1. «Диалог с текстом»

Текст. Определение текста.

2

Тема и основная мысль текста, идея и проблематика.

3

Тема и основная мысль текста, идея и проблематика.

4

Абзац. Микротема. 

5

Композиция текста.

6

С чего начинается текст? Роль заглавия.

7

Тема текста.  Темы широкие и узкие

8

Тема текста.  Темы широкие и узкие

9

Ключевые слова.

10

«Что нам стоит текст построить?

11

Диалог с текстом.

12

Диалог с текстом.

13

Комплексный анализ текста.

14

Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи

Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

15

Типы речи. Повествование.

16

Типы речи. Рассуждение.

17

Изобразительно-выразительные средства языка.

18

19

Комплексный анализ текста.

20

Раздел 3. Стили и жанры речи

Стили речи. Стилистика. Особенности разговорного стиля.

21

Особенности стиля художественной литературы, литературный язык. Разнообразие жанров стиля художественной литературы.

22

Официально-деловой стиль, деловая бумага.

23

Особенности научного стиля, термин, терминология.

24

Публицистический стиль.

25

Стилистический анализ текста.

26

Раздел 4. Работа с текстом

Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте.

27

Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте.

28

Что такое план? Виды планов. Приемы составления плана.

29

Что такое план? Виды планов. Приемы составления плана.

30

Умею ли я пересказывать? Что такое пересказ.

31

Практическая работа. Готовим пересказ.

32

Чтение и анализ текста.

33

Чтение и анализ текста.

34

Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...

Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...

Рабочая программа по курсу основы смыслового чтения и работы с текстом

Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);Рабо...