Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_slovo_i_tekst_8_klass.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32

РАССМОТРЕНО

на заседании центра «Словесность»

Протокол №

от «___» ____________ 20 ___ г.

Руководитель центра:

____________ О.Ю.Саврасова        

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

от «___» ____________ 20 ___ г.

____________ М.В.Старовойтова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 32

____________ А.В.Кныш

Приказ №

от «___» ____________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по русскому языку «Слово и текст»

для 8 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Учитель русского языка и литературы: Саврасова Ольга Юрьевна,

II квалификационная категория.

МОУ СОШ № 32

Г. Комсомольск-на-Амуре

2013

Содержание

Пояснительная записка        

Содержание курса        

Календарно-тематическое планирование        

I четверть        

II четверть        

III четверть        

IV четверть        

Учебно-методические средства обучения        

Литература для учителя        

Литература для учащихся        

Словари        

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Слово и текст» составлена на основе следующих документов:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения);
  • Авторской программы по русскому языку к УМК для 5 – 9 классов В.В.Бабайцевой и др., опубликованной  в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл.» (сост. Е. И. Харитонова – М.: Дрофа, 2010);
  • Авторской программы «Слово и текст» С.А.Курловой (237-995-428)  – Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/603575/.

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Слово и текст» рассчитана на 35 учебных часов. Благодаря данному курсу восьмиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5 – 9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи курса:

  • овладение основными текстоведческими понятиями;
  • развитие связной речи учащихся как устной, так и письменной;
  • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
  • составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;
  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • исследование;
  • наблюдение;
  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

  • контрольное списывание;
  • сжатие исходного текста;
  • редактирование текста;
  • составление текста по образцу;
  • составление обрамлений к рассказу;
  • восстановление частей текста;
  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
  • анализ текста художественного и публицистического стилей;
  • конспектирование, тезисирование;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, таблиц алгоритмов.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
  • научатся работать над сжатием исходного текста;
  • смогут проводить различные виды анализа текста.

Содержание курса

1. Язык и речь (5 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (7 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (15 ч.)

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.

Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование.

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Планируемые предметные результаты

I четверть

8

Язык и речь

5

1

Язык и речь, или почему мы умеем говорить?

Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи.

Знать, что такое речь.

2

Русский язык среди других языков мира.

Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение.

Знать о месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику русскому языку (семья, группа, происхождение).

3

Выразительные возможности русского языка.

Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка.

Знать, что русский язык – язык русского народа, уметь  приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры.

4

Речь устная и письменная.

Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.

Знать отличие устного общения от письменного.

5

Монолог. Диалог. Полилог.

Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте.

Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог.

Язык и его единицы

3

6

Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте.

Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.

Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте.

7

8

Предложение как единица языка.

Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения.

Знать о предложении как основной единице языка.

II четверть

8

Текст и его основные понятия

7

9

Текст.

Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана.

Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов.

10

Микротема и абзац.

Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.

11

Контекст. Подтекст.

Контекст. Подтекст.

Знать основные понятия.

12

Средства связи предложений в тексте.

Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.

13

Типы связи

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.

Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов.

14

Основная мысль текста.

Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.

15

Текст как целостное композиционное единство.

Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И.Куприна «Белый Пудель»).

Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.

Стили речи

15

16

Стили речи.

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения.

III четверть

10

17

Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.

Уметь анализировать текст публицистического стиля.

18

Публицистический стиль.

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы.

19

Публицистический стиль.

Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

Знать правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию.

20

Художественный стиль речи и его структура

Художественный стиль.  Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.

Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля.

21

Сжатие текста художественного стиля.

Приемы сжатия. Составление текста по образцу.

Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами.

22

23

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

Структура сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение.

Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем.

24

25

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте.

26

IV четверть

9

27

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте.

28

Научный стиль речи.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему.

29

30

Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение

Знать о типах речи повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать в устной и письменной речи описание, повествование, рассуждение.

Система работы над текстом

5

31

Основные виды работы с текстом.

Конспектирование текста. Редактирование текста.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

32

Виды анализа текста.

Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.

Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения.

33

Комплексный анализ поэтического текста.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева (по выбору)

Уметь анализировать текст.

34

Комплексный анализ прозаического текста художественного стиля.

Анализ рассказа Ю.Яковлева (по выбору).

Уметь анализировать текст.

35

Комплексный анализ прозаического текста публицистического стиля.

Анализ текста Д.С.Лихачева из «Писем о добром и прекрасном» (по выбору).

Уметь анализировать текст.

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7 – 9 классов. – М., 2001.
  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
  4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
  5. Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  6. Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

Литература для учащихся

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7 – 9 классов. – М., 2009
  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
  6. Мокиенко В.М. Образцы русской речи. – Л., 1986.
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   факультатива по  русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...

Рабочая программа факультатива по литературе "Анализ художественного текста. Теория и практика" для 11 класса.

Рабочая программа может быть полезна при подготовке к олимпиаде, к ЕГЭ по литературе....

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"

Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя,  человека с высоким уровнем языковой ...