МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"
методическая разработка

Буралова Зинаида Гунзеновна

Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 класс, я задумывалась: как привлечь внимание 10-классников к большим по объему, сложнейшим по внутреннему содержанию классическим программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Какие современные технологии, методы и приемы использовать на своих уроках? И я нашла такой метод. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_mentalnye_karty.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Совершенствование методов обучения, воспитания»

МАСТЕР-КЛАСС

Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах

 Цель: показать практическое значение использования ментальных карт для организации работы с текстом

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, бумага, маркеры

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам,

и он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать слов с картинками,

и он усвоит их на лету.

К.Д.Ушинский

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 класс, я задумывалась: как привлечь внимание 10-классников к большим по объему, сложнейшим по внутреннему содержанию классическим программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Какие современные технологии, методы и приемы использовать на своих уроках? И я нашла такой метод. СЛАЙД1. И помог мне найти его Д.Ушинский, который сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Сегодня на мастер-классе пойдет речь об использовании на разных типах уроков метода ментальных карт, его называют по-разному: метод когнитивных карт, интеллект-карт, mind-map. СЛАЙД2. Основная гипотеза инновации – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.  Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления большого объема информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которую знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников.

ІІ. Практическая часть: знакомство с алгоритмом составления ментальной карты

Сейчас я назову слово, а вы изобразите первое, что придет на ум. Итак, слово «школа». Изобразите то, что первое пришло на ум, в центре листа. Это и будет  центральный графический образ. Иногда детям я предлагаю уже готовый образ, т.к не все дети хорошо рисуют, чтобы исключить фактор нежелания рисовать из-за неумения. Пожалуйста, запишите 4 слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом «школа», не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы. Теперь возьмем любое из слов, которые я ассоциировала со словом «школа», и попробуем подобрать ассоциации уже к нему. Получается, что каждая новая ассоциация в свою очередь рождает цепочки новых ассоциаций.

III. Проведение мастер-класса: составление ментальной карты по эпизоду «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова «Обломов»

- Итак, уважаемые помощники,  сейчас мы с вами попытаемся создать интеллект-карту. Пред вами лежат памятки по составлению интеллект – карт, чистые листы бумаги.

Анализ эпизода «Сон Обломова»

-Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке?

-Характер. Это слово и будет центральным образом нашей ментальной карты. Нарисуйте, пожалуйста.

-Прочитайте эпизод и выявим, какие черты характера сформировались у Обломова?

Итак, герой переносится в своё детство, в Обломовку, в этот «благословенный уголок земли».

  • Сцена утренней встречи матери и маленького героя. Отчего у сонного Обломова «медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы»? Какие черты характера Обломова мы видим?
  • Каким мы видим Обломова - ребёнка?
  • Какие сказки слушал юный герой?
  • Отношение к труду.
  • Выпишите ключевые слова о воспитании Обломова.

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Продолжайте работать.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

  • Что же даёт нам эта глава для понимания героя? Каким становится характер героя?
  • Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот в таких условиях?
  • Поняли ли мы Обломова?
  • В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его “голубиная” кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

-Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом «характер Обломова». Продемонстрируйте, пожалуйста. Перед вами лежит план-схема вашего рассказа. В данном случае 3 варианта рассказа по данной теме. Спасибо группам за прекрасные карты ума по эпизоду «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова «Обломов», которого дети считают одним из скучнейших произведений.  Мы можем оспорить: на основе ментальной карты за художественным словом мы видим характер литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И он стал для нас «живым», понятным, интересным. «Скучная» классика ожила в ментальной карте.

-Скажите, коллеги,  по вашему мнению, чем отличается интеллект карта от обычного конспекта или чтения про себя. Ваше мнение?

ІV. Рефлексия

  1. Показалась ли интересной вам данная технология?
  2. Были ли трудности в овладении технологией создания ментальной карты?
  3. Считаете ли вы эту технологию перспективной в работе с учениками?

 Заключительное слово

 -Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, на любом этапе урока,  но и в обычной жизни.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  •  Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Заключительный этап учебной деятельности ‒ самооценка, благодаря которой каждый ребёнок, опираясь на критерии оценивания интеллект-карт, выносит суждение о степени достижения им ожидаемого результата.

Критериями оценки карты является наличие в ней:

  • названия темы (о чём интеллект-карта);
  • адекватного графического изображения темы в виде яркого, цветного, объёмного рисунка  – центрального образа;
  • первых ответвлений, несущих ключевую информацию об объекте (главные, ключевые ветви);
  • ответвлений второго, третьего и т. д. порядка, несущих второстепенную информацию;
  • рисунков, образов, ассоциирующихся со словами на ветвях;
  • цветового оформления ветвей;
  • объективных связей между отдельными словами интеллект-карты или её  элементами.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти. В современном мире с большим потоком информации применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Главное не бояться нового, ведь это новое зачастую основывается на длительном успешном опыте других людей. 

Спасибо  коллегам за помощь. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....

Статья "Методика анализа эпического произведения в старших классах"

В статье рассмотрены особенности методики анализа эпического произведения в старших классах....

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....

Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе

Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)

Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование  рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...