Статья "Методика анализа эпического произведения в старших классах"
статья по теме

Виктория Николаевна Ганеева

В статье рассмотрены особенности методики анализа эпического произведения в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ганеева Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

НОУ Церковно-приходская школа

 «Косинская»

Методика анализа эпического

 произведения в старших классах

В основе школьного анализа художественного произведения всегда лежит литературоведческая концепция. И хотя очевидна неполнота школьного анализа, он должен продвигать учащихся в направлении авторской тенденции.

Школьный анализ отличается от литературоведческого по задачам, объему и методам изучения. Задача школьного анализа определяется как «практическое, читательское освоение художественного произведения».[1] Цель – «создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научным исследованием текста, корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением».[2]

Методика преподавания литературы, опираясь на достижения литературоведения, использует в школьном анализе приемы постижения авторской позиции, трансформируя способы научного истолкования художественных текстов. Основное назначение приемов анализа – «понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начал».[3] 

Школьный анализ большого эпического произведения, такого, как роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», является и теоретически, и практически сложным вопросом. Кроме пути анализа, при котором главное внимание уделяется характеристике образов (системы уроков Б.В. Рождественского, Н.И. Бражник, Н.Н. Наумовой), существует и другой путь анализа произведения – по ходу развития в нем действия. Это «естественный метод» (термин предложен В.В. Голубковым и М.А. Рыбниковой), «целостное изучение» (термин Т.Г. Браже), целостный анализ.

Впервые вопрос о целостном анализе был затронут в критике и литературоведении. В девятнадцатом веке В.Г. Белинский ввел в практику пересказ произведения, преследуя строго определенную цель – проследить развитие основной мысли. Критик стремился «заставить говорить за себя разбираемое творение».[4]

О целостном анализе писал известный исследователь А.А. Сабуров: «Наиболее распространенный принцип построения литературоведческого исследования… – последовательный анализ образов. <…> Но в образе важен не только характер, и характер важен не сам по себе. В образе раскрываются и проблематика произведения, и его художественный метод, и стиль. Поэтому один и тот же образ приходится рассматривать неоднократно в разных планах исследования. Характеры интересны главным образом в совокупности, как отражение изображаемой действительности, преломленной в сознании автора. Эта действительность неизмеримо шире и значительнее той группы персонажей, которой часто ограничивается исследование. <…> Поэтому построение анализа художественного произведения в целом не может иметь своей основой только систему образов».[5]

Н.И. Пруцков отмечает: «Существенные закономерности произведения литературы как эстетического освоения действительности становятся понятными, если анализировать художественные характеры в неразрывных и многообразных связях с сюжетно-композиционным строением произведения и с его изобразительно-выразительными средствами. Целостная, идеологически и эстетически значимая совокупность этих компонентов и образует художественную структуру. В ней получает конкретное выражение создаваемая писателем оригинальная идейно-художественная концепция жизни».[6]

Т.Г. Браже в книге «Целостное изучение эпического произведения» дает краткую историю вопроса целостного анализа литературного произведения, приводя примеры В.И. Водовозова, В.П. Скопина, В.П. Острогорского, В.В. Голубкова и М.А. Рыбниковой, делает вывод: «Пообразный» путь изучения произведения не является неверным; опасным было бы сведение к нему всего анализа, его универсализация, сковывавшая мысль учителя и ученика».[7]

Л.С. Айзерман пишет: «Художественное произведение – единый, целостный, внутренне разнообразный мир. В школе, если это не стихотворение или небольшой рассказ, произведение изучается в течение нескольких уроков, постепенно, не сразу, частями – по образам, отдельным главам, отдельным проблемам. А это может привести и нередко приводит к обособлению частей, разрыву связей. <…> Вот почему так важно, изучая отдельные образы, эпизоды, проблемы, все время соотносить их между собой, рассматривать в свете целого».[8]

Итак, бесспорно, главным при изучении эпического произведения является целостность анализа, при которой дается и характеристика системы образов, а само произведение рассматривается в единстве формы и содержания. При этом учащиеся следуют за развитием мысли автора, следят за течением сюжета, выделяя центральные эпизоды, мотивируют поступки героев.


[1] Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – С.152.

[2] Там же.

[3] Там же. –  С.153.

[4] Цит. по кн.: Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – М.: Просвещение, 1964. – С.5.

[5] Сабуров А.А. Некоторые вопросы методологии анализа // «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. – Изд. МГУ, 1959. – С.6.

[6] Пруцков Н.И. Вопросы литературно-критического анализа. – М.-Л., 1960. – С.4.

[7] Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964. – С.5.

[8] Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1974. – С.112-113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа эпического произведения

Данный материал может быть использован на уроках литературы в 5-8 классах....

Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....

Анализ эпического произведения.

Схема анализа прозаического текста....

МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"

Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...

План анализа эпического произведения

План анализа эпического произведения...