Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе
статья (5 класс) на тему

Миронова Жаргалма Николаевна

Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Бурятский республиканский институт образовательной политики

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ “СОШ № 19»

Доклад на тему:

Анализ по образу действующих лиц

как один из типов анализа

художественного произведения в школе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Миронова Жаргалма Николаевна

категория первая

     Анализ по образам действующих лиц – один из самых распространенных в школьной практике.

     Мы говорим об образах – деталях, образах характеров и обстоятельств. В конечном счете из всего этого складывается целостный образ судьбы и мира, бытия, каким его понимает автор.

     Целостный образ бытия складывается у читателя из самых разных «неток» героев, обстоятельств, многочисленных художественных деталей.

     «Нетки» персонажа – портрет, речь, поступки, обстоятества, в которых он действует, «разноголосица» о нем.

     Анализ по образам действующих лиц помогает расшифровать этот авторский код, учит воспринимать героя как целостное выражение концепции человека, автора, его творческого метода. Иначе все эти детали так и останутся «нетками».

     По-моему, такой путь разбора произведения в большей мере реализует стремление учащихся к нравственной оценке героев произведения, к объяснению их характеров. Как и другие, этот путь разбора должен решать задачи литературного развития учащихся. Обеспечивать формирование умений, связанных с анализом текста. Выбор того или иного вида анализа зависит от уровня литературного развития ребят.

Анализ повести «Тамань»

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Тема урока: «Печорин и мир контрабандистов»

     Беседа строится по вопросам, предложенным для размышления на предыдущем уроке:

  1. Зачем нужен «Журнал Печорина»? что это за изобретение?
  2. Какой конфликт лежит в основе «Тамани»?
  3. Охарактеризуйте мир контрабандистов, увиденный глазами Печорина.
  4. Какого человека мы встречаем в «Тамани» - «забав и роскоши дитя», человека с «пищеварительной философией»? Может быть, главное в герое – сплин, тоска?
  5. Состоялось ли самораскрытие героя?
  6. Вы – издатель двух сборников: «Русская психологическая повесть», «Русская романтическая повесть». В каком сборнике вы поместите «Тамань»?

     Повесть «Тамань» открывает журнал Печорина, который, кажется, дает нам возможность увидеть героя без маски. Повествователь свидетельствует: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, что так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», - напишет он в предисловии к Журналу. «К тому же, - уверяет он далее читателя, - история героя «писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Поверим ему и доверимся «заметам» Печорина…

     Итак, Печорин и контрабандисты, «цивилизованный человек» и «дети природы». Какая ситуация лежит в основе конфликта?

     Заметим, что некоторые девятиклассники считают, что Печорин «борется» с контрабандистами. Но, конечно же, здесь нет борьбы, ситуации вызова «брошенной перчатки» окружающему миру. Чем же определяется особенность конфликта? Ответ возникает не сразу: необходимо найти ответ на вопрос: Зачем вторгается Печорин в мир контрабандистов? Что это за мир?

     Предлагаем учащимся определить «партитуру» чувств героя в этой повести. Проследим, как меняется настроение Григория Александровича. Сначала раздражение странствующего по казенной надобности офицера, три ночи не спавшего, измученного. Постепенно оно сменяется другим. Каким?

     Обратимся к тексту: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее далеко от берега два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона»…

     Сравним язык этого отрывка с языком начала повести. В начале – «скверный городишко», «перекладная тележка», «урядник», «десятник», «казенная надобность», «почесывая затылок»…

     Сопоставим: «древняя лачужка», «темно-синие волны», «луна», «стихия», «черные снасти», «бледная черта небосклона». Бытовое слово сменяется романтическим.

     Напоминаем ребятам, что в произведениях романтиков часто употребляются слова, связанные с представлением людей о прекрасном и величественном: звезды, луна, море, горы, бездна, ночь, стихия и т.д.

     Особую роль в создании романтического пейзажа играет луна. Романтический ночной пейзаж, таинственное светило предвосхищают нечто таинственное, поэтическое, опасное. Действительно, как предвестник этого мира – «ночного» - появляется слепой (в мифах «слепой, темный» олицетворяет иной мир, часто враждебный человеку). Ощущение опасности усугубляется – «на стене ни одного образа – дурной знак!» И лачужка превращается в притон, «гнездовье». Атмосферу опасности, тайны сгущает появление глухой старухи, в глухоту которой, как, впрочем, и в слепоту мальчика, Печорин не верит, появление ундины. Какие же первые впечатления о мире контрабандистов выразились в этих наблюдениях Печорина?

     Как и пушкинский Алеко, Печорин хотел вырваться из «неволи душных городов», петербургского света. Его романтические представления о «детях природы», не испорченных цивилизацией, выразились в поэтическом восприятии «гнездовья» контрабандистов, их самих. Ошибся ли он? Однозначно ответить нельзя.

     Есть в этом мятежное стремление к свободе, любовь, как песня, как стихия: «отважен был пловец, решивший в такую ночь пуститься через пролив…», «Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленькийпарус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн…»

     Но мир контрабандистов также и коварен, жесток; необлагорожены инстинкты у «детей природы». Ничтожна человеческая жизнь для ундины: она пытается утопить Печорина; «На что мне тебя?» - услышит в ответ слепой мальчик; Янко велит передать старухе: «Пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

     Конфликт, таким образом, между Печориным и контрабандистами, скорее, социальный, психологический. Печорин хотел и не смог войти в этот мир. Грустно и горько звучат финальные слова повести: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной казенной надобности!..»

     Герой остается странником. Не состоялось и самораскрытие героя – он по-прежнему в маске, которая лишь чуть-чуть приоткрылась.

     Завершает изучение романа урок «Герой или антигерой?» Герой снимает маску и превращается в антигероя.

     Достоевский ввел в литературный оборот слово «антигерой», мыслил его как антипода и одновременно несостоятельного «конкурента» традиционного несостоятельного героя. Антигерой с его обостренной рефлексией и чувствительностью завершает путь героя с романтическим сознанием, занимает промежуточное положение лица, тоскующего по идеалу, однако уже не способного к героическому преодолению угнетающей его сферы. Антигерой продолжает линию «байронических персонажей», «лишних людей», но с усилием мотивов саморазоблачения и скандального вызова «порядку вещей». Появление антигероя сигнализирует о кризисе личности и утрате духовных ориентиров в условиях опошления жизни. Неустрашимые колебания между самоказнью и цинизмом, между надрывом и апатией, между трагедией и фарсом, между своеволием и фатализмом приводят к разнообразию почти взаимоисключающих версий этого персонажа. Опора на этот материал поможет ребятам понять «загадку» Печорина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Среди прочих факторов, влияющих на производительность труда, фактор здоровья является одним из самых важных. Его значимость особенно в...

Самостоятельный анализ системы образов в произведениях

Статья представляет собой методику работы для самостоятельного анализа учащимися системы образов в произведении. В ней предложены примеры планов и схем, используя которые ученики могли бы раскрыть сис...

Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...

Анализ художественного произведения в школе

Анализ художественного произведения в школе - это процесс углубленного вчитывания, умного осмысленного чтения текста, который не должен уничтожить того эмоционального впечатления, какое могло воз...

Пути анализа литературных произведений в школе

Выяснение читательского восприятия необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста.В основе школьного разбора произведения всегда ...