Главные вкладки

    Самостоятельный анализ системы образов в произведениях
    статья по литературе (5 класс) на тему

    Лихачева Марина Евгеньевна

    Статья представляет собой методику работы для самостоятельного анализа учащимися системы образов в произведении. В ней предложены примеры планов и схем, используя которые ученики могли бы раскрыть систему образов для глубокого восприятия замысла автора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx44.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самостоятельный анализ системы образов в произведениях

    Умение воспринимать литературу как искусство слова формируется на протяжении всех лет обучения школьника. Значимость этого умения повышается в современных условиях образования, которое не только формирует знания, но и создает условия для самоопределения личности.

    Работу по совершенствованию умения воспринимать литературу как искусство слова, речи учителя организуют, используя различные формы: комплексный анализ текста, исследование выразительных возможностей языка, уроки развития речи, использование информационных технологий и многое другое.

    Используя все эти формы, учитель решает задачу пробудить в детских душах отклик на те мысли и чувства, которые вложил в свою книгу писатель, чтобы прочитанное обогатило воображение школьника, развило память и речевую культуру.

    Литература как предмет формирует умения самостоятельно искать, анализировать полученную информацию из текста. Поэтому учителю важно обеспечить единый подход к анализу литературного произведения, предложив ученикам схемы, планы, алгоритмы для разбора произведения.

    Когда из начальной школы дети приходят в пятый класс, важно начинать формирование читательских представлений о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходах к его анализу.

    Ниже приводятся некоторые приемы работы, ставящие перед собой задачи разобраться в образной природе искусства, в понятии «образ», рассмотреть способы создания образа, что поможет детям увидеть художественный текст.

    Эту работу можно организовать на любом уроке литературы, например, при изучении стихотворений А.С.Пушкина.

    Детям предложено прослушать стихотворение А.С.Пушкина «Няне», и нарисовать словами портрет Арины Родионовны Яковлевой, каким они его увидели. Читается текст. Дети создают словесный портрет. У всех он получится разный, но важно при этом, как они выйдут на образ автора. Он может быть воспринят по-разному.

    Детям предлагается подумать над тем, какие специальные средства есть у художника слова для создания образа.

    Беседа покажет, что кто-то из учеников назовет эти средства: эпитеты, метафоры, сравнения как изобразительные средства языка, а кто-то из ребят не осознает. Примеры изобразительных средств языка учитель будет искать с ребятами в произведении.

    Ребята заполняют правую  часть таблицы.

    Средства художественной выразительности

    Пример

    Чувства героини

    Сравнение

    «Будто на часах»

    Постоянство томительного ожидания

    Метафора

    «Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках»

    Няня прислушивается  к звукам за окном, надеясь услышать долгожданный звук колокольчика: не едет ли кто-нибудь?

    Метафора

    «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

    В душе няни беспокойство о любимом воспитаннике, тягостные предчувствия: судьба его неясна, жизнь не устроена

    Эпитет

    «Забытые ворота»

    Тяжесть одиночества няни

    Эпитеты

    «Чёрный отдалённый путь»

    Горечь долгой разлуки

    Повторы

    «Давно, давно ты ждёшь меня»

    Грусть от долгого ожидания

    В ходе работы ученики выходят на открытие системы образов произведения, которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение. (Лирический герой далеко. Но он чувствует, что няня грустит, ожидая его, и поэтому испытывает острое чувство вины).

    Чтобы закрепить понятие «система образов», выяснить роль сюжета детям могут быть предложены эпические тексты, по отношению к которым они занимают активную читательскую позицию (ученики окажутся соавторами), а учитель помогает им убедиться в том, что в развитии сюжета, в его определенном завершении можно увидеть следы авторской идеи (если поразмышлять над тем, почему так, а не иначе завершает автор судьбу героев в финале своего произведения).

    Так на уроке читается начало рассказа до определенного момента, а затем дети дописывают его в соответствии с их пониманием авторской идеи и своим представлением о жизни и судьбе человека. Для этого можно взять любой небольшой по объёму рассказ.

    С учениками в беседе сравниваются, выясняются характеры героев рассказов, позиция автора, понятие добра и зла. Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на высоком уровне активности.

    Так на уроках, давая детям основы теории и практики интерпретации художественного текста, осмысливаются в активной читательской деятельности и отрабатываются ключевые понятия:

    •  Художественный образ;

    •  Произведение – система образов;

    •  Средства создания образа;

    •  Сюжет и его роль в произведении;

    •  Идея произведения.

    Выйти на авторскую идею через систему образов пятиклассники могут без особого труда, используя условные значки, стрелки, указывающие на связь между образами, рисуя, таким образом, структурную схему произведения. Изучая сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», можно составить такую систему образов:

    Ученики видит, что характер героя раскрывается через связи с другими персонажами, поэтому им проще вывести идею: «Если ты любишь людей, относишься к ним с добром, они тебе отплатят тем же».

    В конце работы дети видят, как автор «награждает» в финале произведения своих любимых героев, и «наказывает» злых, неприятных ему людей.

    Для того, чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, можно давать план, по которому они составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

    Хорошим заданием на дом будет заполнение этого плана, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о персонаже. Дети учатся в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора.

    План рассказа о герое

    1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
    2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
    3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
    4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
    5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
    6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
    7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
    8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
    9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

    Таким образом, для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно их переживания, действия помогают маленькому читателю проникнуть в замысел автора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

    Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

    План самостоятельного анализа художественного произведения

    Серия "В помощь обучающимся" - учебно-методическое пособие...

    Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"

    Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...

    Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе

    Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....

    Конспект урока на тему: "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".

    Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие...

    Презентация к уроку "М. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения".

    Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.Система образов в произведении Булгакова – это его герои. И вот какие...