Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
элективный курс по литературе (9 класс) на тему

Дворникова Ольга Александровна

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым школьникам углубить свои знания, развить творческие способности, подготовить к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а также ориентировать на выбор профиля обучения и выбор професси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждено»                                                                                                                                                                                                                                «Согласовано»

Методист кабинета русского        РМО учителей русского

языка ВИПКРО         языка и литературы.

МОУ «Павловская СОШ»

Суздальский район

Программа элективного курса

для учащихся 9 класса основной школы

« И сотворился образ…»

(Лингвистический анализ текста на основе  произведений  Владимира Солоухина)

                                                                                                                                                    Разработала учитель

                                                                                                                                                    русского языка и литературы

                                                                                                                                                  Дворникова О.А

2010 г.

             1.   Когда пишется стихотворение, на одно вакантное место просятся            двадцать или тридцать слов. Все они                      как будто хороши и годятся. В меру своего таланта поэт выбирает лучшее, похуже, совсем плохое, совсем хорошее или единственное… Можно научить поэта тому, что нужно искать слова, но найти своё единственное слово может лишь сам поэт. Этому научить нельзя. А между тем степень единственности найденного слова есть единственная мера таланта.

    2.  В лучших образцах поэзии всё: ритм, рифма, интонация, образная система – призвано к тому, чтобы наше сознание как можно легче и свободнее погружалось в стихию смысла стихотворения

                                                                            В.Солоухин «Камешки на ладони».

Пояснительная записка

       В соответствии  с требованиями проекта « Федерального компонента государственного стандарта общего образования»  одной из целей изучения литературы  является:

 - овладение умением чтения и анализа художественных произведений. Этот вид работы остаётся самым трудным для учащихся. Для достижения указанной цели предлагаю   элективный курс « И сотворился образ» (Лингвистический анализ текста на примере произведений В.А. Солоухина), поскольку  обязательный минимум содержания основных образовательных программ предлагает изучать произведения данного автора.  

Цель:

 - формирование   предметных  компетенций через анализ  художественного текста.

Задачи:

 -  способствовать расширению литературоведческих знаний учащихся (понятийный аппарат)  через  наблюдение и поиск изобразительно-выразительных средств языка в произведениях  В.А.Солоухина;

  - развивать   способы  творческой, исследовательской и других видов деятельности через  литературное чтение и лингвистический анализ произведений В.А.Солоухина;  

-воспитание сознательности, ответственности за индивидуальный выбор, умение вести диалог.

- воспитание  интереса к творчеству писателей и  литературе родного края  

Организация занятий включает различные формы:

  1. лекции;
  2. практикумы;
  3.  лабораторные работы;
  4.  зачет.

В ходе занятий используются:

  1. методы и приемы: словесный эксперимент, погружение в текст, эвристическая беседа, ролевая игра;
  2. формы учебных занятий: индивидуальная, групповая, парная;
  3. технологии:  проектная, диалоговая, игровая.

 Итогом работы будут лингвистические анализы  поэтического текста, словарик литературоведческих терминов с примерами из произведений В.Солоухина.

В результате освоения программы учащиеся должны знать определения изобразительно-выразительных средств.

Учащиеся должны уметь находить изобразительно-выразительные средства в  стихах В. Солоухина,  производить разбор текста в единстве формы и содержания.

  Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым школьникам углубить свои знания, развить творческие способности, подготовить к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а также ориентировать на выбор профиля обучения и выбор профессии

  Курс рассчитан на 11 занятий.

Программа  курса

  Тема

Содержание

Ритмико-интонационная структура стиха

Рифма. Стопа.

Фонетический уровень

Звукопись

Лексический и фразеологический  уровни

Употребление разных пластов лексики. Фразеологизмы. Тропы.

Морфологический уровень

Употребление частей речи.

Словообразовательный уровень

Просторечные словообразовательные модели. Стилистически

окрашенные морфемы.

Синтаксический уровень

Употребление предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и структуре. Фигуры речи.

Учебно–тематический план

 Тема

Занятия

Содержание

Формы, методы и приёмы работы

Произведения В. Солоухина для анализа

Часы

1.Ритмико-интонацион-

ная структура стихов  В.Солоухина

2.Фонетичес

кий уровень

1.« А форма чётко требует закона»

2. «Вершина формы строгой и чеканной»

«Звенит строка»

1.Рифма. Виды рифм: парная, перекрёстная, опоясывающая.

Точные и неточные.

Мужские, женские, дактилические. Моноритм.

Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Перрихий, спондей.

 Венок сонетов.

Верлибр

Звукопись: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы.

Составление словарной статьи: «Ритмико-интонационная структура стиха»

Погружение в текст

Доклады учащихся

В творческой лаборатории писателя

Составление словарной статьи: «Звуковые средства художественной выразительности»

«Как растают морозные». Колодец. Гуси шли в неведомые страны. Сказка. Ты за хмурость меня не вини. Мужчины. Роса горит.

Корабли. Осенняя ночь. Дождь в степи. Мерцают созвездья. Сыплет небо порошею.

Венок сонетов.( Венок сонетов – давняя мечта). Грузия(Венок сонетов).

Солнце. Здравствуйте. Букет. Как выпить солнце. Над чёрными елями серпик луны. Не прячьтесь от дождя.

Дуют метели, дуют.  Я тебе и верю и не верю. Снимаю трубку. Погибшие песни. Петухи. Верну я.

Тропа нацелена в звезду.  «На пашни солнцем залитые». В лесу.

3.Лексический и фразеологический  уровни

1.«Служило слово письменно и устно»

Синонимы

 антонимы

омонимы (омографы)

 Использование слов разных групп:

 устаревших

просторечных

 Использование фразеологизмов

Составление словарной статьи; «Лексические средства художественной выразительности»

Словесный эксперимент

Девочка на качелях. Ответная любовь. После тебя. «Приемлю удар за ударом».

О скворцах.  Журавли. Листопад.

Тропа нацелена в звезду. Очаг.

Старые песни. Греми, вдохновенная лира.  Иванушки. Работа. Над чёрными елями серпик луны.

Та минута была золотая. Гуси шли в неведомые страны.

На базаре. Лозунги Жанны Д Арк. Греми, вдохновенная лира. Не прячьтесь от дождя. «Дорога влажною была». Осенняя ночь

2.

    «Где мои прежние тропы,

                                    Где ключевая вода?»

Тропы:

 эпитет

метафора

 (в том числе олицетворение, овеществление, метонимия, синекдоха)

 сравнение

лексический повтор

 инверсия

 гипербола

Погружение в текст

 У синя моря. Синие озёра. О скворцах. Над ручьём. Цветы.  Ответная любовь.

Лось. Возвращение. Родник. Над ручьём. Здесь гуще древесные тени. Уходило солнце в Журавлиху. Корабли.

Деревья. Колодец. Скучным я стал, молчаливым.

Захотелось быть… Надежда. Тропа нацелена в звезду.

О скворцах. Лось. Гуси шли в неведомые страны.

Возвращение.

Морфологи

ческий  уровень

« Осталась одна задача…найти слово и поставить его на место»

Особенности использования частей речи.  

 

Словесный эксперимент

После тебя.  И прежде чем. Образ. «Постой. Ещё не всё меж нами!». «Прадед мой не знал подобной резвости». Диалог.

Словообразовательный уровень

 «Штрихи, оттенки, чёрточки, намёки»

Просторечные словообразовательные модели,

 стилистически окрашенные морфемы

Погружение в текст.

Уходило солнце в Журавлиху.  Та минута была золотая. О скворцах.  О глаза чистоты родниковой. Имеющий в руках цветы. Солнце. Девочка на качелях. Теперь-то уж плакать нечего…

Синтаксический уровень

1. . «Поэзия – увеличительная речь»

Употребление предложений по цели высказывания,  эмоциональной окраске, по структуре

В творческой лаборатории писателя.

Колодец. Над чёрными елями серпик луны. Певец.

2. «Чисты твоей поэзии ключи»

Фигуры речи:

антитеза

градация

 Синтаксический параллелизм

 

анафора

 эпифора

 умолчание

риторические вопросы и восклицания.

Лекция.

Составление словарной статьи: «Синтаксические средства художественной выразительности»

Погружение в текст

Возвращение. Колодец. Три поэта.

Обиженная девочка.  Девочка на качелях. Человек пешком идёт по земле.

Деревья. Листопад. Тропа нацелена в звезду. Ты идёшь молодой и весёлый…

На базаре. Синие озёра. Лозунги Жанны Д Арк.  Звезда. Дочь земли. Человек пешком идёт по земле.

Забор, старик и я. Человек пешком идёт по земле. Вон с этой женщиной я долго целовался. Городская весна.

Боги. Звезда. «Дуют, метели, дуют».

«Раздавливая ногой». Та минута была золотая. Лозунги Жанны Д Арк. «Последний блик закатного огня». Певец.

3«Он жив, огонь поэзии святой…»

Бессоюзие (асиндентон)

Многосоюзие (полисиндентон)

Перенос

Апокопа

Катахреза

 

Оксиморон

Эллипсис

Кольцо

Перифраз

Парцелляция

Повторение

Рефрен

Композиционный

стык

Плеоназм

Работа со словарём литературоведческих терминов.

В творческой лаборатории писателя.

Ролевая игра.

Образ. И прежде чем.

После тебя. Север. «Какого вкуса чувства наши»

Прекрасна женщина. «Ждёт семени земля». Певец. Дамоклов меч.

 Счастье. Разрыв-трава. Облака.

Скучным я стал, молчаливым…

Как выпить солнце.

Роса горит.

О скворцах. На базаре. Я никого на свете не убил.

Стрела. «Звучит, не жалуя, не милуя». О скворцах.

О скворцах.   Солнце.

И прежде чем. Ольха.

Прекрасна женщина. «Сыплет небо порошею».

Лозунги Жанны Д Арк. Греми, вдохновенная лира.

Ястреб. В Рыльском монастыре на празднике болгарской поэзии. Та минута была золотая. Безмолвна неба синева. Сани.

Яблони.

 « О белизна бумажного листа!/ Она источник жажды окаян-

ной»

Анализ поэтического текста.

Зачёт.

Конкурс словарей

Сосна. Ты идёшь молодой и весёлый. Неглинка.

Литература:

  1. А.И.Горшков. Русская словесность: от слова к словесности.- М: Просвещение.-1997
  2. Словарь юного филолога. Русский язык. Языкознание: Большая энциклопедия школьника.5-11классы. –М.: Дрофа, 2001
  3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. - М.: Просвещение, 2002
  4. В.Солоухин. Стихотворения.- М.: Советская Россия, 1990
  5. В.Солоухин. Избранное.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
  6. Л.С.Степанова. Система работы с текстом.  - М: Вербум – М, 2005
  7. Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. – М: Русское слово, 2004
  8. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского язфка. –М:Азбуковник, 2001
  9. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М:Дрофа,2008
  10. В.Солоухин. Собрание сочинений в 4-х томах, т.1. –М: Художественная литература,1983

Источник информации:

1.rifma.com.ru/AZ-TROP.htm

Приложение:

Примерный словарик литературоведческих терминов с примерами из произведений В. Солоухина.

1. Фонетические образные средства языка:

Аллитерация- приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков.

 Ассонанс-приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

1Дуют метели, дуют,

А он от тебя ушёл…

И я не спеша колдую

Над детской твоей душой.

(Дуют метели, дуют)

2.Ветер вслед последнему трамваю

Свищет, рельсы снегом пороша,

Ты садишься, ноты открываешь,

В маленькие руки подышав.

( Я тебе и верю и не верю)

Стихотворные размеры

Стопа – повторяющаяся слоговая группа, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов.

Двусложные стопы:

хорей с ударением на первом слоге, ямб с ударением на втором.

Трёхсложные стопы:

Дактиль с ударением на первом слоге, амфибрахий – на втором, анапест – на третьем.

В стопе могут встречаться два подряд ударных слога – спондей,  два  подряд безударных слога – перрихий.

 Проходила весна по завьюженным сёлам,

По земле ручейки вперегонки текли,

Мы пускали по ним, голубым и весёлым,

Из отборной сосновой коры корабли.  ( анапест)

 (Корабли)

Блестит панель. По ярким лужам

Гуляют зябкие ветра,

Ещё не время зимним стужам,

Ненастью самая пора.(Ямб)

( Осенняя ночь)

С жадностью всосаны

В травы и злаки

Последние капельки

Почвенной влаги.(дактиль)

(Дождь в степи)

 

Мерцают созвездья в космической мгле,

Заманчиво светят и ясно,

Но люди привыкли жить на земле,

И эта привычка прекрасна.(Амфибрахий)

  (Мерцают созвездья)

Сыплет небо порошею,

Все пути хороня.

Помни только хорошее

Про себя и меня.(Хорей?)

(Сыплет небо порошею)

Рифмы

Как растают морозные

Голубые снега,

Воды вешние, грозные

Принимает река.

(перекрёстная)

(Как растают морозные)

Дрогнул ветер странствий и полёта,

И гусак рванулся за ворота.

И, ломая крылья о дорогу,

Затрубил свободу и тревогу.

(параллельная)

(Гуси шли в неведомые страны)

В храме – золоченые колонны,

Золоченая резьба сквозная.

От полу до сводов поднимались.

В золочёных ризах все иконы,

( опоясывающая)

  (Сказка)

  Венок сонетов

« Сонет… небольшое стихотворение, состоящее из двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший(терцин) на три рифмы; к этим правилам строгая теория ещё прибавляет некоторые условия: рифмы в четверостишиях должны чередоваться в порядке…женские рифмы должны сменяться мужскими, так что…обязателен пятистопный ямб…Лишь соблюдение этих требований даёт, по указанию Буало, сонету ту высшую красоту…»

  «Особую форму представляет венок сонетов. Последний, пятнадцатый сонет. Называемый магистралом, связывает между собою все части венка; первый сонет начинается  первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала; второй сонет начинается вторым стихом магистрала( то есть, значит, последним стихом предыдущего сонета.- В.С.Солоухин) и кончается третьим стихом и т.д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета»

4 Словообразовательные 

Эх, девчонка, ясная зориночка.

Выходи навстречу – полюблю!

Ухажёр, кленовая  дубиночка,

Не ходи к девчонке – погублю!

(Уходило солнце в Журавлиху)

Но уже не слышал я такую,

Словно то из лунности самой

Музыка возникла и , ликуя,

Поплыла над тихою землёй….48  

( Уходило солнце в Журавлиху)                

Верно, было мне около году.

Я тогда несмышлёнышем был

( Та минута была золотая)

Здесь родились, летать научились,

Значит, родина ихняя здесь.

( О скворцах)

Водой ручейковой (О глаза чистоты родниковой)

Сторожкий шорох( Имеющий в руках цветы)

Быть может, оно загорится ( хоть ты не увидишь этого,

Поскольку отдашь свою капельку.

Золотую свою огневинку) ( Солнце)

Морфологические средства выразительности:

1Конечно, останутся звёзды, и травы, и росы.

Ручьи и тропинки, берёза, и клён, и ольха.

И книги, и люди, и вечные эти вопросы,

И боль от обиды, и сладость рожденья стиха.

 (После тебя) ( преобладание существительных)

2.(Образ)? 281.

3.И прежде чем..(?)297

4.Преобладание глаголов: - стр 12

Лексические средства выразительности.

«Ключевой» водой назвал Солоухин  лексические средства выразительности.

                                   Где мои прежние тропы,

                                    Где ключевая вода?

Устаревшие слова

 1.Хоромы, кони вороные,

Отрада, сторож в терему

Не говорят, пожалуй, ныне

Уже ни сердцу, ни уму.(Старые песни)

2.А)И бремя от сказки до сказки

Нести было не тяжело.

Б)Так пусть не бросается в очи

(Греми, вдохновенная лира)

3. На вешнем ветру

Разметалась ветла,

С неё ни оглобли

И ни помела. (Деревья)

4.Текут через мирные пажити?( Над чёрными елями серпик луны)

Просторечные

В разгаре обильного пира

Мы пьём, о разлуке не мня…(Греми, вдохновенная лира)

Окружила мальца синева (Та минута была золотая)

Проколобродив целый день.( Сосна)

 По деревне шлялся и доволен ( Гуси шли в неведомые страны)?.

 Омографы

 Вокруг не видно ни черта,

Лишь наверху земли черта.

Перечертила Млечный Путь,

В дорогу палку не забудь!

Не поскользнись на чёрном льду,

Тропа нацелена в звезду!

(Тропа нацелена в звезду) !

Текстовые антонимы

Заготовщику – денежки, дурно ли,

Не опасный, а прибыльный  труд

Синонимы

 Лишь девчонке одной не досталось качелей,

Оттёрли, оттиснули, отпугнули,

А она – застенчива.

Отошла в сторонку, приуныла, пригрустнула,

Смотрит на веселье и смех….

(«Девочка на качелях»)

Лексический повтор

Захотелось

Быть, быть, быть.

Через море

Плыть, плыть, плыть.

Через горы

Вверх, вверх, вверх.

Через души

Всех, всех, всех.(Захотелось быть…)

 Фразеологизмы:

1. - Не бойся,- она говорила,-

Ты самого чёрного дня

( Греми, вдохновенная лира)

2. Король, как это ни странно,

Первым руки умыл.

  Лозунги Жанны Д Арк)

3. А торговки точат лясы

     ( На базаре) 

Постоянный эпитет:

Вот и я живу у синя моря,

Тонущего в дымке голубой.( У моря)

Эпитеты

1.Острый запах полыни (Возвращение)

2.Из железной памяти моей( У моря)

Метафора  

1.Это ветер вчера

У меня в волосах заплутался.(Возвращение)

2. Отплескались ласковые взоры

   Через пряжу золотых волос.

   Ах, какие синие озёра

   Переплыть мне в жизни привелось!

 ( Синие озёра) …

.Вот и снова погода сырая,

Скоро кончится бешенство вьюг.

По России от края до края

Все скворечники смотрят на юг.(метонимия)

( «О скворцах»)

  Как будто идёт за девою

Сзади Франция вся  (синекдоха)

( Лозунги Жанны Д Арк)

Но в миг, когда он шёл долиной,

Одним желаньем увлечён,

Зрачок стального карабина

Всмотрелся в левое плечо.( метонимия)

   (Лось)

Возвращаюсь туда,

Где троллейбусы ходят (олицетворение)

И люди,

Запылиться боясь,

На себя надевают чехлы.

Скоро ванну приму (метонимия)

( Возвращение)

Гипербола-

Двести вёрст горизонта

( Возвращение)

Синтаксический уровень

Эллипсис

Заготовщику – денежки, дурно ли,

Не опасный, а прибыльный  труд!

Кольцо

1.И везут их в столицы культурные.

В королевские виллы везут.( Оскворцах)

2.И с ней нельзя, торчащей в ране,

И выдернуть её нельзя. (Стрела)

3.Озарена, как утром розовым

Или как ночь озарена( Звучит, не жалуя, не милуя)

Сравнение

Наш сад полыхает,

Как в мае заря!(Деревья)

Синтаксический параллелизм

1Дубовые бочки

Годятся под брагу.

Высокая ёлка –

Для тонкой слеги.

Кленовые гвозди –

Тачать сапоги.

Обрубок берёзы –

На ложку  к обеду (Деревья).  

3.Всю жизнь по той тропе иди,

Всю жизнь на ту звезду гляди! ( Тропа нацелена в звезду)

Перифраз

Скоро кончится белая вьюга./ Потекут голубые ручьи. ( О скворцах)

Слова у нас то искренни, то лживы.

И без звезды живём и без креста

И медлит та, с косою на горбе(Венок сонетов)

Антитеза-

Мне горячую землю

Заменят асфальт и полы.

(Возвращение)

Оксюморон- Роса горит

Градация

1. О зло людское! Как бы мне придумать

С тобой сразиться  в страшном поединке,

Чтоб изрубить твои глухие корни,

Чтоб истребить твоё глухое семя,

Чтобы убить твоё глухое сердце,

Наполненное мерзостью и смрадом.

Ты солнце застишь!

                                 Как убить тебя?

(«Обиженная девочка»)

Анафора/ лексическийповтор:

1.На базаре квохчут куры,

На базаре хруст овса,

Дремлют лошади понуро,

Каплет дёготь с колеса.(На базаре)

2. Золотое солнышко светилось,

    Золотая плавала луна.( Синие озёра)

3.В стане британцев паника,

   В стане британцев вой (Лозунги Жанны Д Арк)

Эпифора:

1.А я, приникнув к щели меж досок,

Увидел мир, упрятанный за доски…

(Забор, старик и я)

2.Вон с этой женщиной я долго целовался.

Я целый день с ней жадно целовался.(Вон с этой женщиной я долго целовался.)

3.Вот сейчас ещё на полметра вперёд

Переставит он левую ногу…

Метр – расстояние. (градация и эпифора)

Километр – расстояние.

Шар земной – расстояние.

( Человек пешком идёт по земле)

4.(Лозунги Жанны Д Арк)

Инверсия-

И везут их в столицы культурные

 В королевские виллы везут.( О скворцах)

Парцелляция 

Жизнь как война. Я получил раненье.

Смертельное. На то и есть солдат.( И прежде чем…)

 Умолчание- стр 58

Риторический вопрос-

Раздавливая ногой

Отвратительную,

Ползучую,

Жирную гусеницу,

Разве ты знаешь,

Какую бабочку

Ты раздавил? 167

( «Раздавливая ногой»)

 Риторическое восклицание:

Сколько, сколько с шагов этих первых

Поисхожено мною земли!( Та минута была золотая)

Бессоюзие(асиндентон):

1.Штрихи, оттенки, черточки, намёки,

Там светотень, там яркий блик, они

Соединились в линии и строки,

Так я тебя творил за днями дни.(Образ)

  1. Лесок, тропинка, речка, дом, деревня.

Букварь, тетрадь, доска. Карандаши,

Цветы и пчёлы, птицы и деревья

 и тёплый дождь в сиреневой глуши,( И прежде чем)

Перенос:

1.Но красотою до конца

Не насладился тот, кто всё же

Не видел женского лица…(Прекрасна женщина)

Катахреза:

Мой корабль по волнам в океане летит.(Корабли)………………………??

А пальцы уж слышат сквозь кожуру

Зёрна(Как выпить солнце)

Стык

1.А… соберу я вожжи в руки,

В руки вожжи соберу!

2. Не такие шали рвали,

   Рвали шелковы платки…

 (Сани)

Плеоназм

Но расплата близка всегда –

В марте месяце с гор вода.( Яблони)

Не может быть, что не пробьется

На волю вольную ручей(Городская весна»

Апокопа( усечение)

Разве может туча встречь ветра идти( Облака)

Ты ему не перечь. ( Счастье)

И в этом, так-скать, весь секрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"

Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....

Рабочая программа по курсу история 9 класс.Основная школа.

Рабочая программа составлена на основании:Федерального Государственного Образовательного Стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17»  дек...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса “Комплексный анализ текста".

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.Задачи элективного курса:углубить знания о ...