Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса в 8 классе "Экологическая культура и здоровый образ жизни"
    рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

    Петернева Лариса Петровна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab.pr_.elektiv_8klekologiya.docx31.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное  учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»

               Рассмотрено                                                          Утверждено

    на методическом объединении        Приказом директора школы

          Протокол от ____№_____        от ____________ № ____

    Рабочая  программа

    Элективного курса

    Экологическая культура и здоровый образ жизни

    8 класс

     (класс, параллель)

                                                                                                                         

            

    2013  -  2014  учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа элективного курса «Экологическая культура и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования, на основе программы внеурочной деятельности

    «Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс./Е.Н.Дзятковская,  А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др.-М.:Просвящение,2012.-92с.-(Работаем по новым стандартам).

    Цели:

    1.Формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.

    Задачи курса:

    1)развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;

    2) развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной, технической, прикладной сферах деятельности;

    3) формирование исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях;

    4)воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия, аккуратности;

    Элективный курс ведется в 8 классе.

    Организация деятельности учащихся в форме клуба по интересам «Экология и здоровье».

    Виды деятельности: научно- исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

    Формы организации: дискуссия, полемика, прения, диспут, дебаты, форум, встреча с интересными людьми, тематический вечер, исследовательские работы естественнонаучной, гуманитарной, технической, технологической направленности, просветительские акции, киноклуб.

    Содержательные линии:

    -учусь экологическому мышлению;

    -учусь управлять собой, моя культура здоровья;

    -учусь действовать, мои проекты в области экологии и здоровья.

    Содержание

    Введение

    Клуб по интересам как форма общения и совместной деятельности. Клуб «Экология и здоровье», его задачи. Программа работы клуба. Форма работы: тематические заседания, форумы, дискуссии, диспуты, полемика, дебаты, просмотры кинофильмов и их обсуждение; практические и лабораторные работы; работа в Интернете, библиотеке, тематический месячник. Критерии оценки деятельности членов клуба. Портфолио.

    Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Виды ресурсов здоровья. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Открытие клуба.

    Заседание клуба « Здоровье и его ресурсы»

    Раздел1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

    Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов.

    Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам.

     Формы организации внеурочной деятельности

    Клубная гостиная «Этнография о здоровье»

    Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

    Форум «Культура здоровья местного населения».

    Раздел2.Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

    Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в

     повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы ,продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья.

    Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч.Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

    Раздел3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

    Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища ,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

    Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

    Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

    Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья

    В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводы о том,  что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов.

    Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    Результаты внеурочной деятельности формируются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

    Личностные результаты:

    - приобретение опыта нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности;

    -осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;

    -осознание действий по развитию своей экологической грамотности, отказу от вредных привычек, самоограничение на основе экологических. Нравственных и правовых императивов.

    Метапредметные результаты:

    1.Опыт:

    -применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и культурных традиций его сохранения;

    -нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска, рефлексии и оценки последствий таковых действий;

    -участия в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах, общения на переговорной площадке, вечере встреч, форуме.

    2.Умения:

    -находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее;

    -разрабатывать проект в соответствии с требованиями, принимать обоснованное решение о возможности его реализации в жизни, вносить поправки по ходу исполнения, публично оценивать результаты;

    -работать в команде, осознанно следовать принципам социального партнерства; формулировать мысль. Представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;

    -составлять портфолио, отражать в нем работу по повышению грамотности своей и окружения по вопросам экологии и здоровья.

    Предметные результаты:

    1.Представления:

    -о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов, традициях здорового образа жизни коренных народов местной территории, экологической культуре как способе и результате  адаптации в конкретной социоприродной среде, целостности телесного и духовного здоровья, ответственных организациях и лицах в области экологии и здоровья, стратегиях поведения в условиях опасности для здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях;

    - о видах загрязнения окружающей среды (химическом,физическом, биологическом и информационном), их причинах (природные особенности, нерациональное природопользование, вредные привычки, низкая культура личности), нормировании качества среды, воздействии загрязнения среды на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека;

    2.Умения:

    -раскрывать содержания понятий: здоровье, ресурсы здоровья, здоровый образ жизни, загрязнитель, экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация;

    -приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья и экологической безопасности среды, здорового образа жизни человека и его экологической культуры;

    -оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;

    -называть особенности рациона питания, предметов домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства, отношение к вредным привычкам, отраженное в фольклоре и верованиях местных коренных народов;

    -выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг;

    -классифицировать загрязнители по их действию на здоровье

    - проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п. Тема

    Количество часов на изучение

    1

    Введение. Организация занятий. Клуб «Экология и здоровье»

    4

    2

    Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

    4

    3

    Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

    4

    4

    Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

    6

    5

    Наш вклад в здоровье окружающей среды

    10

    6

    Экологическая культура как ресурс здоровья

    7

    Количество часов в неделю

    1

    Общее количество учебных недель

    35

    Итого общее количество часов за год

    35

    КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Наименование раздела и тем

    Часы учебного времени

    Плановые сроки прохождения

    Примечание

    I четверть

    Введение

    1

    Организация занятий.

    1

    2

    Клуб «Экология и здоровье», его задачи

    1

    3

    Глоссарий. Формы работы клуба

    1

    4

    Заседание клуба «Здоровье и его ресурсы». Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья.

    1

    Раздел1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий

    5-6

    Клубная гостиная «Этнография о здоровье»

    2

    7-8

    Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?»

    2

    Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

    9

    Экологические риски и источники информации.

    1

    II четверть

    10

    Практические способы оценки. Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта

    1

    11-12

    Коммуникативные умения. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

    2

    Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни

    13

    Ролевая игра, моделирующая ЧС.

    1

    14

    Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

    1

    15-16

    Диспут «Цена выживания»

    2

    III четверть

    17-18

    Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ»

    2

    Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды

    19-20

    Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение.

    2

    21-22

    Выбор темы проекта. Цели и задачи.

    2

    23-24

    Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения.

    2

    25-26

    Защита проектов

    2

    IV четверть

    27-28

    Исполнение проектов в реальной жизни.

    2

    Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья

    29-30

    Организация месячника. План работы.

    2

    31-32

    Средства просвещения и пропаганды. Подготовка статьи в СМИ

    2

    33-34

    Изготовление и конкурс плакатов

    2

    35

    Подведение итогов

    1

    СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

    Четверть

    Формы контроля

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    Учебный год

    количество

    Самостоятельная работа

    2

    1

    2

    1

    6

    Тест

    1

    1

    2

    Зачет

    1

    1

    Практическая работа

    1

    2

    2

    5

    Проект

    1

    1

    Учебно-методические средства обучения.

    Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие/ С.В. Алексеев,Н.В.Груздева, Э.В.Гущина.-М.,2005

    Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит , кто виноват и что делать/ Ю.М.Арский, В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов и др.-М.: МНЭПУ,1997.

    Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная/ Н.А. Воронков.- М.,1999.

    Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие/ С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.,1997

    Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: учеб.пособие для постдипломного образования/ Е.Н.Дзятковская .-М.:Образование и экология,2010

    Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности.Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс.\ Е.Н.Дзятковская,А.Н.Захлебный и др.-М.: Просвещение,2012.

    Зверев А.Т. Экология: учеб.пособие для 7-9 кл./ А.Т.Зверев.-М.,1998.

    Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998.

    Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин.-М.: Дрофа,1995.

    Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В.Пасечник .-М.:Дрофа,1995

    Школьный экологический мониторинг/ под ред.Т.Я.Ашимшиной.- М.,2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"

    Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...

    элективный курс для учащихся 10 классов "Здоровый образ жизни"

    Методическая разработка элективного курса ”Здоровый образ жизни”(для учащихся 10-х классов, которые хотят вести здоровый образ жизни, расширить свои знания по данной проблеме)....

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

    «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...

    Рабочая программа элективного курса «Экология человека. Культура здоровья»

    laquo;Экология человека» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу составлена на основе авторской прог...

    Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

    Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

    Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»

    Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...

    Рабочая программа по внеурочным групповым занятиям "Мы за здоровый образ жизни"

    Я являюсь руководителем кружка "Мы за здоровый образ жизни". Форма работы в кружке построена таким образом: сначала я провожу лекцию по определенной теме для кружковцев - агитбригады, состоящей из ста...