КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
календарно-тематическое планирование (10 класс) по теме

Белецкая Татьяна Владимировна

 

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.

Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).

Целью обучения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы по данной программе является ознакомление обучающихся с профессией медицинского работника, помощь в профориентации по профессиям медицинской сестры, фельдшера, врача. Формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  к  программе по курсу

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).

    Целью обучения учащихся средней общеобразовательной школы по данной программе является ознакомление обучающихся с профессией медицинского работника, помощь в профориентации по профессиям медицинской сестры, фельдшера, врача. Формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной медицинской помощи.

    Задачи курса:

    1. Формирование у школьников знаний о современной системе       здравоохранения, содержании труда в ней, основных направлений ее развития.

  1. Формирование у школьников знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной медицинской помощи, формированию навыков в проведении простейших медицинских манипуляций.
  2.  Формирование общественно - ценных мотивов выбора профессий медицинского профиля, выявление и развитие у учащихся способностей, развитие профессионально важных качеств личности необходимых в данных профессиях.
  3. Ознакомление школьников с основными путями получения специальностей медицинского профиля и повышения квалификации в системе здравоохранения России.

           Содержание программы разработано на основе анализа профессиональной деятельности младшей медицинской сестры в различных отделениях лечебных учреждений, с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них знаний по биологии, физиологии, анатомии, гигиене, химии, физике и другим дисциплинам, изучаемым по программе общеобразовательной школы.

     

     Для развития интереса к профессии и формирования на его основе профессиональных интересов и склонностей, теоретические занятия будут строиться на основе принципов развивающего обучения, содержать сведения по истории медицины и информацию о перспективах ее развития.

     В целях подготовки школьников к обучению по избранной профессии, облегчению их дальнейшей профессиональной адаптации, необходимо формировать профессионально значимые личностные качества (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, организаторские способности), формировать уверенность в себе и своих действиях, обучать умению обращаться с людьми, формировать стиль поведения в соответствии с принципами деонтологии.

          Содержание практической части  занятия  построено таким образом, чтобы выполнение простейших действий по оказанию первой медпомощи способствовало формированию положительного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, раскрывало творческие возможности профессии, воспитывало любовь и уважение к людям труда, прививало вкус к творческому решению производственных задач.

     Индивидуальная работа по активизации процесса профессионального самоопределения, подготовки учащихся к активному включению в профессиональную деятельность планируется в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями, личностными особенностями и степенью сформированности профессиональных намерений.

     В результате прохождения курса у учащихся должна быть сформирована готовность к активному выбору медицинских профессий.

     В процессе преподавания курса используются разнообразные формы и методы: объяснение и рассказ, показ кинофильмов, встречи с медицинскими работниками, подготовка рефератов, семинарские занятия, деловые игры, разбор проблемных производственных ситуаций и др., занятия на базе поликлиники. В конце года предусмотрена защита проектов, темы которых учащиеся выберут в течение учебного года, проведут исследования и оформят все должным образом.

     

ТЕМА 1 «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА» - 1 Ч.

Уровни организации живой природы. Органы, системы органов. Функции органов и систем. Заболевания, возникающие в результате нарушения нормальных функций организма.

ТЕМА 2 «ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» - 1 Ч.

Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья. Концепции здоровья. Вредные привычки человека. Профилактика вредных привычек. Здоровое питание. Диеты, принцип их действия.

ТЕМА 3 «ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ» - 1 Ч.

 Предболезнь, болезнь. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Правила измерения температуры тела, пульса и дыхания.

Общественное здоровье. Критерии оценки индивидуального здоровья. Модели организации здравоохранения. Основные принципы российской системы здравоохранения. Модели здравоохранения в Европе, США. Наши великие земляки - медики, их заслуги ( Ермольева, Федоров, Чехов, Балязин, Красулин, Дюжиков).

ТЕМА 3 «ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» - 1 Ч.

Понятие об иммунитете, его виды. Понятие об инфекционных болезнях. История распространения инфекционных болезней. Инфекционный процесс

Эпидемический процесс. Инфекционные болезни. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

ТЕМА 4 «ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ» - 1 Ч.

Качества спасателя как личности. Принципы, которых придерживается спасатель при оказании первой медпомощи. Неотложные состояния. Основные понятия. Общие правила транспортировки пострадавших. Универсальная аптечка, ее компоненты. Правила использования компонентов аптечки.

ТЕМА 5 «ДИАГНОСТИКА И ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ» - 27 Ч.

  1. Статистика заболеваемости по РО, место травм и неотложных состояний. Понятие о первой доврачебной неквалифицированной помощи. Этапы оказания первой помощи.
  2. Понятие  «жизнь» и «смерть», виды смерти, признаки, обратимость. Болевой шок. Понятие, развитие, стадии, профилактика.
  3. Что делать, если человек подавился? Первая помощь при инородных телах дыхательных путей взрослых и детей.
  4. Остановка дыхания и кровообращения, реанимационные мероприятия  - ИВЛ, НМС. Критерии качества реанимационных мероприятий. Ошибки при реанимационных мероприятиях.
  5. Особенности реанимационных мероприятий у детей различных возрастов.
  6. Утопление, его виды. Реанимационные мероприятия при утоплении.
  7. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.
  8. Кровотечения, их виды и признаки. Первая помощь при кровотечениях, способы остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута, критерии качества оказанной помощи. Принципы транспортировки пострадавших от массивных кровотечении.
  9. Физиологические показатели здоровья человека. Нормы показателей. Артериальное давление, способы его измерения. Тонометр, его устройство и правила пользования. Принципы оценки показателей измерения АД.
  10. Отморожения, степени отморожений, первая помощь при отморожениях.
  11. Ожоги. Виды ожогов. Степень ожога, его площадь. Способы измерения площади ожогов. Первая помощь при химических и термических ожогах.
  12.  Обморок, тепловой и солнечный удары. Механизмы развития этих состояний.
  13. Пищевые отравления, признаки, первая помощь. Отравление алкоголем и его суррогатами.
  14.  Понятие «острый живот», действия при подозрении на «острый живот».
  15.  Отравление угарным газом, механизм развития отравления, реанимационные мероприятия при отравлении угарным газом
  16.  Ушибы, вывихи, растяжения. Механизм развития осложнений, первая помощь.
  17.  Переломы, их классификация, оказание первой помощи.
  18.  Травмы головы, признаки, первая помощь.
  19.  Раны, классификация, первая помощь при ранениях.
  20.  Ранения грудной клетки. Наложение герметичной повязки, правильная транспортировка при ранениях грудной клетки.
  21.  Десмургия. Повязки, их виды, принципы наложения.
  22.  Укусы ядовитых змей, пауков. Виды ядов. Первая помощь при укусах змей, пауков.
  23.  Укусы жалящих насекомых. Механизм развития осложнений.
  24.  Укусы теплокровных животных. Бешенство, мировая и региональная статистика, профилактика.
  25.  Боли в области сердца, первая помощь.
  26. Беременность, роды. Помощь при внезапных родах. Реанимация новорожденного.

27. Конкурс манипуляций, награждение победителей.  

ТЕМА 6 « ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ» - 2 Ч.

Литература: (для учителя)

Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –

Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с. Ресурсы Интернета.

Электронные и энциклопедические справочники.

Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, 1982 год.

Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.

Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год

Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

НОМЕР ЗАНЯТИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ПРЕДПОЛ.ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

1

«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Уровни организации живой природы. Органы, системы органов. Функции органов и систем. Заболевания, возникающие в результате нарушения нормальных функций организма.

1

2

«ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ»

Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья. Концепции здоровья. Вредные привычки человека. Профилактика вредных привычек. Здоровое питание. Диеты, принцип их действия.

Практическая часть: индивидуальный расчет калорийности суточного рациона

1

3

«ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Предболезнь, болезнь. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

Общественное здоровье. Критерии оценки индивидуального здоровья. Модели организации здравоохранения. Основные принципы российской системы здравоохранения. Модели здравоохранения в Европе, США.

 Наши великие земляки - медики, их заслуги (Чехов, Ермольева, Федоров, Балязин, Красулин, Дюжиков).

Практическая часть: Правила измерения температуры тела, пульса и дыхания.

1

4

«ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Понятие об иммунитете, его виды. Понятие об инфекционных болезнях. История распространения инфекционных болезней. Инфекционный процесс

Эпидемический процесс. Инфекционные болезни. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

1

5

«ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ»

Качества спасателя как личности. Принципы, которых придерживается спасатель при оказании первой медпомощи. Неотложные состояния. Основные понятия. Общие правила транспортировки пострадавших.

Практическая часть: Универсальная аптечка, ее компоненты. Правила использования компонентов аптечки.

1

6-32

«ДИАГНОСТИКА И ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ»

  1. Статистика заболеваемости по РО, место травм и неотложных состояний. Понятие о первой доврачебной неквалифицированной помощи. Этапы оказания первой помощи.
  2. Понятие  «жизнь» и «смерть», виды смерти, признаки, обратимость. Болевой шок. Понятие, развитие, стадии, профилактика.
  3. Что делать, если человек подавился? Практическая часть: Первая помощь при инородных телах дыхательных путей взрослых и детей.
  4. Остановка дыхания и кровообращения. Практическая часть: реанимационные мероприятия  - ИВЛ, НМС. Критерии качества реанимационных мероприятий. Ошибки при реанимационных мероприятиях.
  5. Особенности реанимационных мероприятий у детей различных возрастов.
  6. Утопление, его виды. Практическая часть: Реанимационные мероприятия при утоплении.
  7. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.
  8. Кровотечения, их виды и признаки. Первая помощь при кровотечениях, способы остановки кровотечения. Практическая часть: Правила наложения кровоостанавливающего жгута, критерии качества оказанной помощи. Принципы транспортировки пострадавших от массивных кровотечении.
  9. Физиологические показатели здоровья человека. Нормы показателей. Артериальное давление, способы его измерения. Практическая часть: Тонометр, его устройство и правила пользования. Принципы оценки показателей измерения АД.
  10. Отморожения, степени отморожений, первая помощь при отморожениях.
  11. Ожоги. Виды ожогов. Степень ожога, его площадь. Практическая часть: Способы измерения площади ожогов. Различение степеней ожога. Первая помощь при химических и термических ожогах.
  12.  Обморок, тепловой и солнечный удары. Механизмы развития этих состояний. Практическая часть: первая помощь при обмороке, тепловом ударе.
  13. Пищевые отравления, признаки, первая помощь. Отравление алкоголем и его суррогатами.
  14.  Понятие «острый живот», действия при подозрении на «острый живот».
  15.  Отравление угарным газом, механизм развития отравления Практическая часть: реанимационные мероприятия при отравлении угарным газом
  16.  Десмургия. Повязки, их виды, принципы наложения
  17.  Ушибы, вывихи, растяжения. Механизм развития осложнений Практическая часть:  первая помощь – наложение давящей повязки.
  18.  Переломы, их классификация. Практическая часть: оказание первой помощи при переломах – наложение шины из подручных материалов.
  19. Травмы головы, признаки, первая помощь.
  20.  Раны, классификация, первая помощь при ранениях. Практическая часть: наложение повязки при ранениях.
  21.  Ранения грудной клетки. Практическая часть: Наложение герметичной повязки, правильная транспортировка при ранениях грудной клетки.
  22. Укусы ядовитых змей, пауков. Виды ядов. Первая помощь при укусах змей, пауков.
  23.  Укусы жалящих насекомых. Механизм развития осложнений. Первая помощь при укусах жалящих насекомых.
  24.  Укусы теплокровных животных. Бешенство, мировая и региональная статистика, профилактика.
  25.  Боли в области сердца, первая помощь.
  26. Беременность, роды. Помощь при внезапных родах. Реанимация новорожденного.

27. Конкурс манипуляций, награждение победителей, выдача сертификатов.  

27

33-34

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Разработка и защита проектов, представление результатов исследований на «Дне науки» школы. Летнее задание.

2



Подписи к слайдам:

Основы медицинских знаний – учебно-научная дисциплина по изучению причин и проявлений расстройств здоровья при воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма человека, умении оказывать доврачебную помощь и осуществлять профилактические мероприятия, включая пропаганду медицинских знаний и гигиеническое воспитание. Здоровый образ жизни - это система общественных и индивидуальныхмероприятий и взаимоотношений в обществе, обеспечивающих высокоефизическое и духовное здоровье, долголетие, здоровую наследственность,широкие функциональные возможности организма в решении трудовых,социально-бытовых, общественных и индивидуальных возможностей, а такжеподдерживающих высокую культуру труда, быта и взаимоотношений собществом и природой. ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА.Медицинские науки:Акушерство и гинекологияЭндокринологияБолезни уха, горла и носВнутренние болезниКардиологияГлазные болезниПедиатрияИнфекционные болезниКожные и венерические болезни Нервные болезниОнкологияПатологическая анатомияПатологическая физиологияПсихиатрияЛучевая диагностика, лучевая терапияТоксикологияСтоматологияТравматология и ортопедия Детская хирургияАллергология и иммунологияАнестезиология и реаниматологияРевматологияУрологияТрансплантология и искусственные органыПульмонологияСердечно-сосудистая хирургияНаркологияКлиническая лабораторная диагностика ГастроэнторологияМедицина трудаВосстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапияНефрологияГеронтология и гериатрияМедико-социальная экспертиза медико-социальная реабилитация Судебная медицинаФармакология ФтизиатрияXирургияНейрохирургияГематология и переливание кровиЭпидемиологияХимиотерапия и антибиотикиАвиационная, космическая и морская медицинаОбщественное здоровье и здравоохранение ТЕМА: «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА» Уровни организации живой природы. Органы, системы органов. Функции органов и систем. Заболевания, возникающие в результате нарушения нормальных функций организма. Основной структурной единицей всего живого на Земле является КЛЕТКА. Клетки, объединяясь по строению и выполняемым ими функциям, составляют ТКАНИ. Различные ткани образуют ОРГАНЫ. Органы, объединяясь по выполняемым ими функциям, образуют СИСТЕМЫ ОРГАНОВ. Системы органов образуют ОРГАНИЗМ. При нарушении работы одного из звеньев этой цепи возникает патологическое состояние, угрожающее жизни и здоровью человека. В теле человека различают следующие системы:



Дыхательная система Кровеносная система Лимфатическая система Нервная система



Опорно-двигательная система Пищеварительная система Половая система Выделительная система
Кожа и органы чувств Эндокринная система
Дыхательная система обеспечивает газообмен в организме.Кровеносная и лимфатическая системы обеспечивают движение крови и лимфы в организме, защищает организм от инфекции.Нервная система обеспечивает реакцию организма на раздражители и его связь с внешней средой, осуществляет психическую деятельность.Опорно-двигательная обеспечивает способность к перемещению в пространстве и сохранению определенного положения тела.Пищеварительная система позволяет организму переваривать и усваивать пищу.Половая система позволяет размножаться, оставлять потомство.Выделительная система служит для удаления продуктов распада и избытка жидкостей.Кожа защищает организм от внешних воздействий и участвует в терморегуляции и выделении.Органы чувств позволяет организму воспринимать сигналы внешнего мира.Эндокринная система обеспечивает организм биологически активными веществами – гормонами. Гормоны в малых количествах оказывают значительное влияние на весь организм.


ФУНКЦИИ
ОРГАНЫ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ОРГАНОВ
НАЗВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНВ
НОМЕР
Дз: Подготовить сообщения о «Наши великие земляки - медики, их заслуги» (Чехов, Ермольева, Федоров, Балязин, Красулин, Дюжиков).
ЗАДАНИЕ ТЕМА 2 «ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья. Вредные привычки человека. Профилактика вредных привычек.Здоровое питание. Диеты, принцип их действия. Здоровье — это образ жизни. Каждую минуту вы двигаетесь либо в сторону болезни либо в сторону здоровья. Вы хотите быть здоровыми всегда? Есть всего 2 варианта: либо заниматься своим здоровьем постоянно, либо смотреть как здоровье постепенно уходит. Третьего не дано, т.к. если временно заниматься своим здоровьем, то оно так же будет временным. Число сердечных сокращений в 1 мин. 60 – 80 (90) ударовАртериальное давление 110\70 – 140\90 мм рт. ст.Число дыхательных движений – 15 – 18При проведении реанимационных мероприятий необходимо придерживаться этих норм.
АСТЕНИК НОРМОСТЕНИК ГИПЕРСТЕНИК
АСТЕНИК НОРМОСТЕНИК ГИПЕРСТЕНИК
Расчет калорий индивидуального рациона он-лайн http://www.calories.ru/cgi-bin/exp2.pl Калорийность продуктов В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести: • правильную осанку; • соблюдение режима дня; • правильное и своевременное питание; • соблюдение норм личной гигиены; • отказ от вредных привычек; • регулярное занятие любительским спортом.


Подписи к слайдам:

ТЕМА 3 «ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ» Предболезнь, болезнь. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Лечение, его виды. Лекарственные формыПравила измерения температуры тела, пульса и дыхания. Ĥ(rȠSЂ䋐$ƿǿ́ం­Ġᕠͽ௃$ྞrȠSЂ䘜$ƿǿ́ఃϰĠᕠ༓௃$ྞHఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
БОЛЕЗНЬ Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма в результате действия чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды. Причины заболевания – этиология (от греч.aitia — причина, logos — учение).. Механизм развития болезни называют патогенезом (от греч. pathos - болезнь и genesis - рождение). Симптомом называется внешнее проявление болезни. Симптом – это признак болезни. Симптомы определяются при опросе, осмотре и обследовании больного, а также при специальном лабораторном и инструментальном обследовании. На основании совокупности симптомов ставится диагноз.Синдром– это совокупность симптомов, объединенных общим механизмом возникновения и характеризующих определенное патологическое состояние организма. Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования. Клинический Предварительный Окончательный СИНДРОМ ДАУНА
БОЛЕЗНИ(имеют стадии)
ОСТРЫЕ
ХРОНИЧЕСКИЕ
Хронические болезни протекают циклично фаза обострения после лечения сменяется фазой ремиссии
Характеризуются острым проявлением симптомов,своей максимальной выраженностью
Лечение болезни включает в себя следующие элементы: 1) устранение причины заболевания (этиологическая терапия); 2) восстановление нарушенных функций органов, приводящих к болезни (патогенетическая терапия); 3) уменьшение или ликвидацию отдельных симптомов болезни ( симптоматическая терапия); 4) повышение общей устойчивости организма больного ( общеукрепляющая терапия). 5)ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ Формы лекарственных препаратов. Рецепт Рецептом называется письменное указание врача фармацевту об отпуске или о приготовлении лекарственных средств больному с инструкциями к их применению. Рецепт – юридический документ, написать который может только врач. Заполняется рецепт по определенной схеме с применением специальных символов на латинском языке. Формы лекарственных препаратов. Рецепт Кроме того, рецепт должен содержать следующие сведения: • штамп лечебного учреждения; • указание на то, является ли данный рецепт детским или взрослым; • дату составления рецепта (год, месяц и число); • фамилию и инициалы больного, его возраст (указывается до 18 и после 60 лет); • фамилию и инициалы врача; • главная часть рецепта – указания на лекарственные вещества, назначенные больному (в родительном падеже), а также количество препарата; • указание больному о порядке приема лекарства (количество, частота приема, связь с приемом пищи и т. д.); • подпись врача; • личную печать врача. Лекарственные формы
Твердые порошки, таблетки,капсулы, пилюли, драже, гранулы и сборы
Жидкиерастворы, настои, отвары, настойки, жидкие экстракты, слизи, эмульсии и микстуры
Мягкие мази, линименты, пасты, суппозитории, пластыри
ФОРМЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ Лекарственные препараты применяются в различных лекарственных формах. Лекарственные формы могут быть твердыми, жидкими, мягкими. Правила измерения пульса.Пульс измеряется в спокойном состоянии, несколько минут предварительно отдохнув. Пульс, в положение лежа, стоя и сидя отличается, поэтому следует мерить пульс всегда в одном положение. Самый оптимальный вариант измерения пульса - утром после пробуждения в лежачем положении. Для более точных результатов пульс считается в течение одной минуты. Правила измерения дыхания.Желательно, чтобы подопечный до проверки не был чем-то взволнован, не ел, не подвергался физической нагрузке. Подсчет ЧДД лучше делать незаметно. За «одно дыхание» считают вдох-выдох.Удобно считать ЧДД, когда пациент лежит на спине и видна верхняя часть его грудной клетки.Одной рукой нащупываете пульс, другую положите на грудь больного (при грудном типе дыхания) или на верхнюю часть живота (при брюшном типе дыхания).По движениям (подъём и опускание) грудной клетки или брюшной стенки наблюдаете за дыхательными движениями подопечного. В течение 30 секунд следите: насколько высоко поднимается грудь, одинаковы ли вдохи и выдохи, равны ли паузы между ними.Воспользуйтесь секундомером или часами с секундной стрелкой, в течение 1 минуты посчитайте количество дыханий. Правила измерения температуры тела. Порядок выполнения процедуры:осмотреть подмышечную впадину, вытереть салфеткой кожу подмышечной области насуховынуть термометр из стакана с дезинфицирующим растворомпосле дезинфекции термометр следует ополоснуть проточной водой и тщательно вытереть насуховстряхнуть термометр для того, чтобы ртутный столбик опустился до отметки ниже 35 °Споместить термометр в подмышечную впадину таким образом, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом, плотно прижать плечо к грудной клеткевынуть термометр через 10 мин, снять показаниявстряхнуть ртуть в термометре до отметки ниже 35 °Споместить термометр в ёмкость с дезинфицирующим раствором ДЗ: доклады на тему ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.


Подписи к слайдам:

ТЕМА 4 «ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ»
Качества спасателя как личности. Принципы, которых придерживается спасатель при оказании первой медпомощи. Неотложные состояния. Основные понятия. Общие правила транспортировки пострадавших. Универсальная аптечка, ее компоненты. Правила использования компонентов аптечки.
При оказании первой медицинской помощи придерживайтесь следующих принципов:
1. Все действия оказывающего помощь должны быть целесообразными, обдуманными, решительными, быстрыми и спокойными. 2. Прежде всего оцените обстановку и примите меры к прекращению воздействия повреждающих моментов (извлечь из воды, удалить из горящего помещения, из помещения, где скопились газы, погасить горящую одежду и т.д.). 3. Обеспечьте безопасность на месте происшествия. Действуя так, чтобы в процессе оказания первой помощи самому не получить травму.
4. При осмотре пострадавшего установите, жив он или мертв, определите вид и тяжесть травмы, наличие кровотечения. 5. Быстро и правильно оцените состояние пострадавшего. Этому способствует выяснение обстоятельств, при которых произошла травма или внезапное заболевание, времени и места возникновения травмы. Это важно, если пострадавший (заболевший) находится в бессознательном состоянии. 6. Если пострадавший находится без сознания, но у него сохраняются пульс и дыхание, уложите его на бок. Проверяйте пульс и дыхание каждые 1–2 минуты.
6. Убедитесь, что пострадавший в сознании, для этого задайте ему несколько самых простых вопросов. Например: где чувствуется боль, какие получены травмы, страдает ли хроническими заболеваниями, имеется ли кровотечение, была ли кровь в моче или стуле, была ли рвота. Если он не отвечает, проверьте его реакцию на боль.7. На основании осмотра пострадавшего определите способ и последовательность оказания первой медицинской помощи. 8. Выясните, какие средства необходимы для оказания первой медицинской помощи, исходя из конкретных условий и возможностей, и примите меры к обеспечению ими.
9. При остановке дыхания и отсутствии пульса немедленно вызовите «скорую помощь». Уложите больного так, чтобы были проходимы его дыхательные пути, и начинайте реанимационные мероприятия. Продолжайте их до прибытия «скорой помощи», содействуйте транспортировке.
Неотложные состояния
Неотложные состояния - состояния организма человека, возникшие в результате травм, утопления, отравления и т. п., в результате которых наносится вред здоровью человека или появляется угроза его жизни. Неотложное состояние характеризуется внезапностью: это может произойти с каждым человеком, в любое время и в любом месте.
Отсутствие дыхания и кровообращения.Утопления.Поражение электрическим током.Кровотечения.Отморожения.Ожоги.Обморок, тепловой и солнечный удар.Пищевые и алкогольные отравления.Ушибы, вывихи, растяжения.Переломы.Травмы головы.Раны.Укусы животных.Инородные тела.Внезапные роды.Другие неотложные состояния и меры по устранению их последствий.
ТЕМА 5 «ДИАГНОСТИКА И ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ»
Статистика заболеваемости по РО, место травм и неотложных состояний. Понятие о первой доврачебной неквалифицированной помощи. Этапы оказания первой помощи.
ТЕМА 5 «ДИАГНОСТИКА И ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ»
Понятие о первой доврачебной неквалифицированной помощи.
Виды медицинской помощи
Первая доврачебная неквалифицированная помощь – комплекс мероприятий, направленный на восстановление и поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, кровообращение); профилактику некоторых осложнений (кровопотеря, травматический шок и т. д.)
ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПОМОЩИ:Устранение повреждающего фактораУстранение состояния, угрожающего жизниПравильная транспортировка пострадавшего в стационар для оказания квалифицированной помощи
АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
СОВРЕМЕННАЯ АПТЕЧКА СКОРОЙ МЕДПОМОЩИ (НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ)ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (БИНТЫ, ВАТА, ППИ)2. ПАКЕТ ОХЛАЖДАЮЩИЙ3. Р-Р АММИАКА (НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ)4. НОЖНИЦЫ5. ВАЛИДОЛ6. ПЛАСТЫРЬ КАТУШЕЧНЫЙ ШИРОКИЙ7. ЖГУТ КРОВЕОСТАНАВЛИВАЮЩИЙ РЕЗИНОВЫЙ ПЛОСКИЙ НА ЦЕПОЧКЕ


Подписи к слайдам:

Научные определения понятия «жизнь»
Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Ф. ЭнгельсЖизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся динамичными, лабильными структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и накопления наследственной информации.Жизнь — это процесс непрерывной адаптации организмов к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды . Г. Селье
Признаками жизни являются:наличие пульса в артериях (определяют на шее (сонная артерия), в области лучезапястного сустава (лучевая артерия), в паху (бедренная артерия)); наличие дыхания, наличие реакции зрачков на свет. Если осветить глаз пучком света (фонарик), то наблюдается сужение зрачка - положительная реакция зрачка. При дневном свете эту реакцию можно проверить так: на некоторое время закрывают глаз рукою, затем быстро отводят руку в сторону, при этом будет заметно сужение зрачка.
Определение смерти с точки зрения науки
Смерть, прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни.Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения.
Фазы смерти
Смерть клиническаядлится от 4 до 7 минут
Смерть биологическая наступает по истечении 7-8 минут
Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:помутнение и высыхание роговицы глаза;наличие симптома "кошачий глаз" - при сдавлении глаза с боков - зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз;похолодание тела и появлении трупных пятен (сине-фиолетовых). При положении трупа на спине они появляются в области лопаток, поясницы, ягодиц, а при положении на животе: на лице, шее, груди, животе;трупное окоченение. Этот бесспорный знак смерти возникает через 2-4 часа после смерти.
Трупные пятна
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК
Травматический шок — тяжёлое, угрожающее жизни больного, патологическое состояние, возникающее при тяжёлых травмах, операциях, большой потере крови. Состояние пострадавшего усугубляет сильное болевое раздражение (особо чувствительных зон) и потеря больших объёмов крови и плазмы при ожогах. «ДВС-синдром» — синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания. Закупорка мелких сосудов ещё больше усиливает проблемы с кровоснабжением периферических тканей и, в частности, почек.
Фаза возбуждения
Фаза торможения
Агония
Смерть
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПОДАВИЛСЯ?
ПРИЕМЫ САМОПОМОЩИ
ПРИЕМЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
ПРИЕМЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
При инородных телах дыхательных путей
ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ !ПОЧЕМУ?
Сердечно-легочная реанимация – комплекс мер, направленных на восстановление сердечной деятельности и дыхания пострадавшего при их прекращении (клиническая смерть). Это может случиться при поражении электрическом током, утоплении, в ряде других случаев при сдавливании или закупорке дыхательных путей. От быстроты применения реанимации напрямую зависит вероятность выживания больного.
Этапы непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких:1.Убедившись в отсутствии пульса на сонных артериях у пострадавшего, уложить его на твёрдую ровную поверхность.
2. Расстегнуть ворот рубашки, пояс или ремень брюк.
3. Открыть рот пострадавшего и очистить полость рта от инородных тел (это могут быть рвотные массы, ил при утоплении, зубные протезы и т. д.). Максимально запрокинуть голову пострадавшего. Желательно подложите валик под шею пострадавшего. Выбрать технику рот-рот или рот-нос (при невозможности рот-рот).
4. Плотно охватить губами рот пострадавшего. При этом одна рука должна удерживать голову пострадавшего в запрокинутом состоянии, пальцами другой руки закрыть его нос. С силой выдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего. При этом воздух должен проходить по дыхательным путям свободно, без препятствий, а грудная клетка приподниматься.
РАСПОЛОЖЕНИЕ СЕРДЦА ОТНОСИТЕЛЬНОГРУДИНЫ
НАЙДИ ОШИБКУ!
5.У маленьких детей можно производить искусственное дыхание и в рот и в нос одновременно, помня при этом, что объём легких у детей меньше, чем у взрослых (у новорожденных он составляет около 150 мл, т. е. примерно объем ротовой полости взрослого человека). У детей от 1 года до 8 лет на один вдох делают 5 надавливаний на грудину. Вдох нужно делать каждые 3 секунды. Прогиб грудины к позвоночнику должен составлять около 2 см. При восстановлении дыхания и кровообращения повернуть тело ребенка набок, следить за его состоянием до приезда скорой помощи. 6. Непрямой массаж сердца производят в районе нижней трети грудины.Вдох чередуют с массажными движениями.


НАЙДИ ОШИБКУ!
7.Давление производят внутренней стороной запястья одной руки (левой), на которую дополнительно оказывают давление правая рука и корпус спасателя. При этом грудина должна прогибаться к позвоночнику на 4 - 5 см.
8.Если реанимацию осуществляет один спасатель, Он стоит по линии ключиц у пострадавшего сбоку. На 2-3 вдоха подряд делают 15 массажных движений.
При этом нужно стараться, чтобы в одну минуту было не менее 16 – 18 вдохов и около 60-100 массажных движении.
Чем больше спасателей участвуют, тем больше шансов на успех.
При проведении искусственной вентиляции легких способом Сильвестра : пострадавший лежит на спине, оказывающий ему помощь встает на колени у его изголовья, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны – так производится вдох. Затем обратным движением предплечья пострадавшего кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее – так происходит выдох.
ОСОБЕННОСТИ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ
Маленьким детям непрямой массаж производят путем надавливания в области грудины не ладонями, а пальцем. Все нормы удваиваются. Объем вдуваемого воздуха младенцу не должен превышать объем ротовой полости взрослого. Соотношение массажа к ИВЛ составляет 2:5 ( на 2 вдоха подряд – 5 массажных движений).При наличии инородного тела в дых. путях – следить за возможным выходом инородного тела в момент проведения НМС.
ПОЗА ОЖИВЛЕННОГО ПОСЛЕ УДАЧНОЙРЕАНИМАЦИИ
УТОПЛЕНИЕ
Первая помощь при утоплении
Критерии качества реанимационных мероприятий
Порозовение кожных покровов пострадавшего.Появление пульсации на сонных артериях, затем на периферических.Появление реакции зрачка на свет.Появление самостоятельных дыхательных движений.Восстановление сердечной деятельности и дыхания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются  элементы...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует по...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует постав...

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1.  ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ...

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.2я лекция

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ  РЕБЕНКА                 ...

Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов.Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очере...