Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.2я лекция
статья по обж (10 класс)

Феженко Маргарита Олеговна

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ  РЕБЕНКА

            

                                             Учебные вопросы:

1. Предболезнь, болезнь.

2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.

3. Общественное здоровье.

4. Критерии оценки индивидуального здоровья.

5. Модели организации здравоохранения.

6. Основные принципы российской системы здра­воохранения.

7. Охрана здоровья женщин и детей.

8. Контроль за состоянием здоровья школьников.

 

                          2.1. Предболезнь, болезнь

Переход от здоровья к болезни не является внезап­ным. Между этими состояниями имеется ряд переход­ных стадий, которые не вызывают у человека выра­женного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Современный врач-клиницист, как правило, фикси­рует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален ука­зывал на существование трех состояний: здоровье, пере­ходное состояние и болезнь.

Здоровье — это динамичес­кий процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) — состояние, при котором возможно развитие патологиче­ского процесса без изменения силы действующего фак­тора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь — это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности ор­ганизма к развитию определенного заболевания.

«Тело здоровое, но не до предела; тело не здоро­вое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоро­вье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.

Авиценна выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман определил третье состояние, ха­рактеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Тре­тье состояние — это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой в процессе микроэволю­ции возможность, время, шанс для восстановления возможно­стей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции.

Выделяют четыре состояния организма:

▪ с достаточными адаптационными возможностями;

▪ донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;

▪ преморбидное со снижением функциональных резервов;

▪ срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма — это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз. К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за пе­реход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому, что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).

Существует и более конкретная классификация переходных состояний здоровья:

▪ условное здоровье;

▪ функциональные отклонения;

▪ пограничные состояния;                

▪ хронические заболевания;

▪ инвалидность;

▪ полная утрата функций;

▪ смертельный исход.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недо­могание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менстру­ального цикла, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области серд­ца, мышечные судороги, обмороки, повышенная пот­ливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей сла­бости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нор­мативные границы адаптации продолжает усиливать­ся, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптаци­онных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному измене­нию, которое называется болезнью.

Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем тече­нии повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Бо­лезнь характеризуется снижением приспособляемос­ти к среде и ограничением свободы жизнедеятельно­сти больного.

Согласно другому определению болезнь — это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвы­чайных для данного организма раздражителей внеш­ней и внутренней среды организма.

Если  здоровье и болезнь организмов животного ми­ра имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека включает в себя и со­циальный аспект. Социальный аспект здоровья и бо­лезни человека проявляется в нарушении саморегуля­ции поведения.

Болезнь — манифестационный про­цесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Таким образом, бо­леть не только вредно для здоровья, но и дорого с точ­ки зрения экономики. «Болезнь — стесненная в своей свободе жизнь» (К.Маркс).

По продолжительности течения болезни разделя­ются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжи­тельный промежуток времени и затягиваются на мно­гие месяцы, годы, десятилетия.  Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение. Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики.  Все болезни также подразделяются на инфекцион­ные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

 

             2.2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Причин нездоровья (третьего состояния) и болез­ней много. На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации: сенсорной, вос­принимаемой органами чувств через первую сигналь­ную систему, вербальной (устное или письменное сло­во), воспринимаемой через вторую сигнальную систе­му, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и ды­хательную систему. Информация может быть необхо­димой, индифферентной и вредной. Орга­низм, с учетом адаптации, имеет определенную пропу­скную способность восприятия информации.

Последние десятилетия резко снизился объем дви­гательной активности людей всех возрастов. Доля фи­зического труда в производстве с 90% снизилась до 10%. Физической культурой и спортом занимается не­большая часть людей, особенно регулярно и в течение всей жизни. На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и раз­нообразные виды излучений не только на производст­ве, но и дома, и в местах отдыха. В то же время, чело­век лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой. Очень много стало удобств, детренирующих организм. Поток вербальной информа­ции многократно увеличился, что само по себе не безразлично для организма. В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов. Поток структурной информации (включая химичес­кое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел са­мые большие изменения. В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хрони­ческий стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).

Таким образом, заболевания возникают в резуль­тате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособи­тельно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоно­сителя, или больного животного здоровому.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была сделана попытка ранжиро­вать все факторы в порядке их значимости для здоро­вья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Однако наибольшее значение в развитии самых распростра­ненных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются: гиподинамия (недоста­ток движения), неправильное питание (прежде все­го переедание), психоэмоциональное напряжение и вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химиче­ских веществ). Неблагоприятная экологическая об­становка во многих странах также является причи­ной многих современных болезней. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого челове­ка, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от сов­местных усилий многих стран.

В 1994 году Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ опреде­лила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (табл.1).

 

                                                                                                       Таблица 1

            Факторы, влияющие на здоровье (в скобках – данные ВОЗ)

Сфера

влияния

факторов

Факторы, укрепляющие

Здоровье

Факторы, ухудшающие

здоровье

 

Генетические —                15-20%

(20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо-

функциональных предпосылок  возникновения                   заболевания

Наследственные заболевания и нарушения.             Наследственная  предрасположенность к

заболеваниям.

 

Состояние

окружающей среды —              20-25%

 (20%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия,

экологически  благоприятная среда обитания        

Вреднее условия быта и

производства,

неблагоприятные

климатические условия,

нарушение  экологической

обстановки

 

Медицинское

обеспечение —  10-15%

(8%)

Медицинский

скрининг, высокий уровень профилактических

мероприятий,

своевременная и

полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья,                 низкий уровень первичной профилактики некачественное медицинское                   обслуживание

 

Условия и

образ жизни — 50-55%

 (52%)

Рациональная организация жизнедеятельности:

оседлый образ жизни,                 адекватная двигательная                       активность

Отсутствие рационального

режима   жизнедеятельности,  миграционные процессы, гипо- или гипердинамия

 

Конечно для разных групп заболеваний такое соот­ношение факторов различно (табл. 2). Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем исключительное значение имеет образ жизни человека.

                                                                                         Таблица 2

Факторы обусловленности здоровья  (Ю.П. Лисицын, 1992)

Факторы риска

в %

Образ

жизни

Внешняя

среда

Генетический риск

Здравоохра-нение

В целом в популяции

50-55

20-25

15-20

8-10

В возникновении

заболеваний:

 ИБС

 

 

60

 

 

12

 

 

8

 

 

10

 Рак

45

19

26

10

 Диабет

35

20

35

10

 Пневмония

19

43

18

20

 Бронхиальная астма

35

40

15

16

 Цирроз печени

70

9

18

3

 Транспортные травмы

65

27

3

5

 Самоубийства

55

15

25

5

 

В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (инди­видуальное здоровье).

 

                                2.3. Общественное здоровье

Общественное здоровье — это совокупное здоро­вье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье — ха­рактеристика одного из важнейших свойств, качеств общества как социального организма; составляющий фактор внутреннего валового продукта (ВВП), функ­ция и производное общества (Ю.П.Лисицин, 1992). Общественное здоровье характеризует жизнеспособ­ность общества.

В международной практике для описания общест­венного здоровья традиционно используют:

1)   комплекс демографических показателей: рождае­мость, смертность (общую, детскую, перинаталь­ную, младенческую, повозрастную), среднюю про­должительность предстоящей жизни;

2)   показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хрониче­ских неспецифических заболеваний, отдельных ви­дов заболеваний, заболеваемости с временной ут­ратой трудоспособности и т. д.);

3)   показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);

4)   уровень физического развития.

Однако эти показатели в основном отражают нездо­ровье, а здоровье характеризуют от противного. Экс­перты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали несколько иных показателей об­щественного здоровья:

- % ВВП, идущий на здравоохра­нение;

- доступность первичной медико-санитарной по­мощи;

- обеспеченность населения безопасным водо­снабжением;

- % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;

- состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг);

- уровень детской смертности и средней про­должительности жизни;

- уровень грамотности взросло­го населения;

- доля ВВП на душу населения.

Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества Ю.П.Ли­сицын (1992) предлагает использовать «индекс обще­ственного здоровья» — соотношение факторов здоро­вого и нездорового образа жизни.

          Основные показатели общественного здоровья:

           1. Показатель рождаемости =

           =  Число родившихся живыми за год х 1.000

               Среднегодовая численность населения

Показатель рождаемости в России составляет 7-9  на 1000 населения, а смертность — 14,2.

          2. Показатель смертности =

          =    Число умерших за год х 100.000

                Среднегодовая численность населения

Показатели смертности от всех причин среди муж­чин (на 100.000 населения): в России— 1640, в США — 1089, в Канаде 983, в Японии — 809.

Показатели смертности от всех причин среди жен­щин (на 100.000 населения): в России — 870, в США — 642, в Канаде — 567, в Японии — 471.

Смерти по причине сердечно-сосудистых заболева­ний в России составляют 54%, от новообразований — 17%, от несчастных случаев — 16%, от болезней орга­нов дыхания — 5%.

      3. Показатель естественного прироста =

    =  Абсолютный естественный прирост х 1.000       

       Среднегодовая численность населения

или разность между показателями рождаемости и смертности.

Одним из важнейших показателей здоровья насе­ления является уровень младенческой смертности. В 1997 году в России он достиг 19,86 на 1000 новорожденных (в США — 8,4, в Японии — 5,3).              

        4. Показатель младенческой смертности =

     =   Число детей, умерших на 1-ом месяце за год х 1.000.

          Число детей, родившихся живыми в отчетном году

        5. Показатель перинатальной смертности =

= (Число мертворожд. + число детей, умерших на 1-ой неделе за год) х 1.000   

   Число детей, родившихся живыми и мертвыми в от­четном году                                   

В структуре причин смерти на 1 месте несчастные случаи, отравления, травмы (46,7% среди детей в возрасте от 1 года до 4 лет, 76% среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет).

        6. Показатель детской смертности =

      =  Число детей, умерших на 1-ом году за год х 1.000

          Число детей, родившихся живыми в отчетном году

Показатель детской смертности в России — 17,8, в США — 9, в Канаде — 7, в Японии — 4.

       7. Показатель заболеваемости =

    =    Число вновь выявленных больных за год х 1.000 =        

           Среднегодовая численность населения

       8. Показатель болезненности =

    =  Число больных с данным заболеванием, состоящих на учете за год х 1.000

 Среднегодовая численность населения

Показатель средней продолжительности предсто­ящей жизни рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величина «выража­ет среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет». Чаще всего используется величина средней про­должительности предстоящей жизни новорожденно­го, или человека в возрасте 0 лет.

В течение тысячелетий средняя продолжитель­ность жизни человека колебалась в узких границах от 18 до 30 лет. К началу 17 века в результате постепен­ного, но неуклонного улучшения бытовых условий средняя продолжительность жизни в ряде стран Евро­пы стала превышать 30-летний уровень. На рубеже XIX и XX веков крупные научные достижения в биоло­гии и медицине, подъем общей культуры и здравоохра­нения, широкомасштабные санитарно-гигиенические мероприятия в индустриально развитых европейских странах способствовали существенному снижению смертности детей, а также населения средних и стар­ших возрастных групп.

После второй мировой войны эти изменения про­изошли и в развивающихся странах. В настоящее вре­мя средняя продолжительность жизни в Великобрита­нии и США достигает 76 лет, во Франции — 77 лет, в Канаде — 78 лет, в Японии — 80 лет. До 1970 г. Совет­ский Союз отличался наивысшим ростом средней про­должительности предстоящей жизни новорожденных. Однако к концу XX века средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин в РФ вновь снизилась до 58 лет. В настоящее время разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в Рос­сии достигает 10 и более лет. Причины этого различия кроются, прежде всего, в социальных факторах: в ха­рактере труда (более ответственного, интенсивного и тяжелого у мужчин), большей распространенности среди мужчин алкоголизма, курения и травматизма. Существуют также исключительно биологические факторы, которые имеют не меньшее значение для объяснения данного явления. Общеизвестно, что в по­пуляции мальчиков рождается больше, чем девочек. Но мальчики умирают чаще всего еще в детском воз­расте, и позже число мужчин становится меньше во всех возрастных категориях. В глубокой старости у столетних соотношение между численностью муж­чин и женщин составляет 1:3.

Эпидемиологические данные убедительно свиде­тельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин. Мужчины умирают от инфаркта мио­карда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 ра­за — в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза — в возрас­те старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни мужчин и женщин объясняется и генетически­ми различиями в хромосомном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, ко­торое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки. Следует отметить, что биологический потенци­ал здоровья человека предполагает продолжительность его жизни значительно большую, чем он имеет в настоящее время.

Общественное здоровье населения России в конце XX и в начале XXI века находится в состоянии кризиса. Ос­новное проявление кризиса здоровья в России — в умень­шении ожидаемой продолжительности жизни, депопуля­ции за счет падения рождаемости и увеличения смертнос­ти. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30-50-летнего возраста за счет травм и отравле­ний. Громадное значение имеет детская смертность, труд­ности родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особенно до рождения первого ребенка.

 

        2.4. Критерии оценки индивидуального здоровья

Понятие «здоровья индивида» не является строго детерминированным, что связано с многообразием факторов, влияющих на здоровье человека, и большим диапазоном индивидуальных колебаний основных по­казателей жизнедеятельности. В практической медицине для оценки индивидуального здоровья обычно ис­пользуют понятие нормы.               

Норма есть биологический оптимум живой систе­мы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рам­ках которых сохраняется оптимальная связь со сре­дой, а также согласованность всех функций организ­ма. Нормальная система — это всегда оптимально функционирующая система. С точки зрения такого понимания нормы даже те показатели, которые выхо­дят за пределы среднестатистических, включаются в норму как оптимум. Нормально для человека то, что является для него оптимальным. «Все вещи меняются только посредством смещения и деления, всё возрас­тает до определенного максимума и убывает до опре­деленного минимума, т.е. изменяется в пределах воз­можных границ», так говорил Гиппократ.

Интересна точка зрения В.М.Дильмана, который считает, что говорить о здоровье организма и о его норме вообще невозможно, так как все индивидуаль­ное развитие является патологией, отклонением от нормы. Норма возникает лишь в 20 лет и длится не бо­лее 5 лет, так как в пределах этого периода минималь­на частота главных болезней человека. Патологичес­ким индивидуальное развитие является потому, что, наряду с законом сохранения гомеостаза в развиваю­щейся живой системе, должен выполняться и противо­положный ей закон отклонения гомеостаза. Отсюда неизбежны «нормальные» болезни старче­ского возраста: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, рак, ожирение и др.

Один из ведущих геронтологов России В.Н.Никитин считает, что индивидуальное развитие есть старение в широком смысле.                     

Даже среднестатистическая величина физиологиче­ских показателей не может быть принята за исходную позицию, а должна рассматриваться как средняя и до­вольно условная величина, так как при таком подходе не учитываются индивидуальные гено- и фенотипические особенности человека. Следует говорить об «уровне» здоровья индивида, который не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных для данного этапа обследования результатов конкретного человека.

Примеры:

1.  Частота сердечных сокращений (ЧСС) в первые месяцы жизни — 120-140 в минуту, к концу года — 100-130, в 5-6 лет — 80-110, в 20-30 лет — 60-80 уда­ров в минуту.

2. Частота дыхания (ЧД) у новорожденного — 50-60 в минуту, в возрасте 1 года —                 35-40 в минуту, в 5-6 лет — 22-24 в минуту, а 20-30 лет — 16-18 в минуту.

Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лаборатор­ных методов.         

Для оценки сердечно-сосудистой системы применя­ются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью различных комплексов дыхательной и газоаналитической аппара­туры (спирограф). Обмен веществ в организме оцени­вается сложными биохимическими методами, радио­изотопной диагностикой. Система крови оценивается приборами для анализа состава крови. Иммунологиче­ские исследования — наиболее трудоемкие — базиру­ются на сложных биохимических, микробиологичес­ких и специальных анализах состава и газов крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются различные анкеты-опросники.

Самоконтроль — это самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в про­цессе жизнедеятельности и в ответ на физические, холодовые и иные нагрузки. Эти показатели включают в себя субъективные данные (оценка настроения, ра­ботоспособности, сна, аппетита) и объективные (рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, а также  некоторые другие величины). Самоконтроль следует вести регулярно.

Субъективные показатели относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. Прежде всего, сюда следует отнести самочувствие как интеграль­ную оценку своего состояния. Трудно точно очертить круг ощущений, формирующих само понятие самочув­ствия, так как у каждого человека он свой, определяемый уровнем его знаний о своем организме и умением анали­зировать свои ощущения. Однако определенно к субъек­тивным критериям можно отнести такие, как отсут­ствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и фи­зической культурой, отношение к окружающему, наст­роение, желание работать, усталость и т.д. — все то, что можно определить как жизненный тонус. К субъек­тивным же показателям относят полноценность сна, ап­петит, бодрость (или слабость) и др. Субъективные пока­затели не всегда соответствуют объективному состоя­нию здоровья человека, так как во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качест­вами и складывающимися в настоящее время жизнен­ными установками и обстоятельствами. Поэтому человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начина­ющихся болезненных изменениях.

1. Самочувствие, активность, настроение челове­ка — это своеобразный барометр состояния централь­ной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие челове­ка — это ощущение бодрости, жизнерадостности, же­лание работать, учиться, высокая работоспособность.

2. Ночной сон. Во время сна человек отдыхает. Вос­станавливаются функции организма, прежде всего цен­тральной нервной системы. Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, длительностью 7-8 часов. После такого сна человек ощущает себя отдохнувшим и бодрым. Многие отклонения в состоянии здоровья, особенно центральной нервной системы, еще не прояв­ляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным перио­дом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.

3. Аппетит. При хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагруз­ках обмен веществ происходит более активно. Поэто­му здоровый человек не жалуется на свой аппетит, ча­ще даже приходится прибегать к разумному ограниче­нию. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при недомогании, болезнях, перенапряжении.

4. Наличие болезненных ощущений — это сигна­лы предболезни или болезни (головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки).

Объективные показатели здоровья человека вы­ражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоя­нием и с нормативными характеристиками. К объек­тивным показателям относят массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, темпера­туру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д. Важным дополнением к объективной само­оценке показателей здоровья может быть реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Чаще всего для этого используется частота сердеч­ных сокращений на дозированную физическую нагруз­ку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

Длина тела (рост) — важный показатель физичес­кого развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, харак­теризующих правильность, пропорциональность, телосложения. Рост у мужчин продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.

Масса тела — может изменяться в течение дня, по­этому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе показателя имеет значение его соответст­вие «идеальному весу».

Существует несколько способов расчета «идеаль­ного веса». Самый распространенный и близкий к ис­тинному определяется путем вычитания из показате­лей длины тела (в см) условных величин:

—  при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;

—  при росте 165-175 см вычитается цифра 105;

—  при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.

В результате получается «идеальный вес» в кило­граммах.

Превышение идеального веса на 10% говорит об из­быточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

Функциональные показатели деятельности сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Осуществ­ляется измерение параметров и характеристик дея­тельности двух основных функциональных систем ор­ганизма в состоянии относительного покоя, и после выполнения какой-либо нагрузки. Если при этом дает­ся стандартная нагрузка, то величина и характер изме­нения параметров сравнивается со стандартизованны­ми нормами, и делаются выводы о степени трениро­ванности данной системы и организма в целом. Кроме того, сопоставление их с предыдущими результатами позволяет сделать выводы об эффективности физ­культурно-оздоровительных мероприятий.

1. Пульс — исключительно важный показатель, от­ражающий деятельность сердечно-сосудистой систе­мы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин — 75-80 ударам. У тренированных людей частота пульса в покое ре­же за счет повышения силы и коэффициента полезной деятельности сердечной мышцы и составляет около 50 ударов в одну минуту. Во время физической нагрузки частота пульса уве­личивается. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, ко­торая рассчитывается по формуле: 220 — возраст чело­века. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90% от максимально до­пустимой для данной возрастной группы.

2. Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности. Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (ноги на ширине плеч, руки вытя­нуты вперед). Определяется частота пульса сразу по­сле выполнения нагрузки, через одну, две и три мину­ты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по дли­тельности восстановления частоты пульса до исходной величины.  При учащении пульса: на 25% состояние сердечно­сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% — удовлетворительное; более чем на 75% — неудовлетворительное.   Восстановление частоты пульса до исходной вели­чины происходит в норме за 1-3 минуты.

3. Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взросло­го человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать в естест­венном ритме. Затем проводятся проба, которая дает представление о состоянии сердечно-сосудистой и ды­хательной систем. Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в сек. максимально возможной за­держки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.

Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.

На вдохе: 39 сек. — неудовлетворительно, 40-49 сек. — удовлетворительно, свыше 50 сек. — хо­рошо.

На выдохе: 34 сек. — неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хо­рошо.

Желательно вести дневник самоконтроля, в кото­рый периодически вносятся все или некоторые пока­затели. Подобный дневник значительно облегчает оп­ределение динамики показателей в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, повы­шает заинтересованность в занятиях.

 

                                                                                                      Таблица 3

        Показатели индивидуального здоровья (Р.И.Айзман, 1996)

Показатели

Генетические

Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов.

Биохимиче­ские

Показатели биологических жидкостей и тканей.              

Метаболические

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки.

Морфологи­ческие

Уровень физического развития, тип кон­ституции (морфотип).

Функцио­нальные

Функциональное состояние органов и систем:

а) норма покоя; б) норма реакции;

в) резерв­ные возможности, функциональный тип.

Психологиче­ские

Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта.

Социально-духовные

Целевые установки, нравственные цен­ности, идеалы, уровень притязаний и регуляции потребностей, степень при­знания и т.п.

Клинические

Отсутствие признаков болезни.

 

Как видно из данных, представленных в табл. 3, показатели, определяющие индивидуальное здоровье имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конеч­ном итоге это дает суммарную величину уровня здо­ровья, динамика которой и позволяет судить о состо­янии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индиви­дуального здоровья, об эффективности предприни­маемых оздоровительных мер применительно к каж­дому показателю.

 

             2.5. Модели организации здравоохранения

Здравоохранение — система государственных, со­циально-экономических, общественных, медико-са­нитарных мероприятий, направленных на повыше­ние уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

При большом разнообразии национальных и исто­рических особенностей, имеющих место в различных странах мира, существует пять основных, устойчи­вых моделей здравоохранения, принципиально отли­чающихся друг от друга степенью вмешательства го­сударства, формой собственности производителей медицинских услуг, степенью охвата населения про­граммами государственной поддержки, источниками финансирования.

1. Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной (частной) основе. К таким моделям относятся системы без существенной госу­дарственной поддержки малоимущих категорий граж­дан, основанные на простых законах потребительско­го рынка.

Объем медицинской деятельности формируется путем саморегулирования платежеспособного спроса и предложения. Неимущее население не имеет досту­па к квалифицированной медицинской помощи.

В развитых странах мира такие системы существо­вали до конца XIX века. Производители медицинских услуг были представлены независимыми частными врачебными практиками, а участие государства сво­дилось к обеспечению необходимых противоэпиде­мических мероприятий и минимальных санитарных условий в местах общественного пользования, а также ряде мер по изоляции и лечению больных, пред­ставляющих опасность для общества (инфекционных, психиатрических и т.п.). В настоящее время такие си­стемы существуют только в ряде наименее развитых стран Азии и Африки.

2. Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицин­ского страхования для отдельных категорий граждан.

Второй этап развития здравоохранения связан с эпохой раннего капитализма, когда, с одной стороны, развитие получили сложные медицинские технологии (полост­ная хирургия, наркоз, рентген и т.п.) и потребовались коллективные действия для проведения комплексного лечения (развитие частных больниц и госпиталей, спе­циализация персонала), а с другой стороны, покрытие затрат на лечение стало проблемой для большинства на­селения. В этот период важным был процесс создания касс взаимопомощи, больничных касс, развитие част­ного страхового дела. Принцип общественной солидар­ности, используемый страховыми сообществами, был особенно удобен для людей, существовавших на зар­плату и не имевших больших капиталов. В этот период постепенно уси­ливалась роль государства в формировании законода­тельной правовой базы, начали вводиться элементы обязательного медицинского страхования для отдель­ных категорий граждан. Некоторые изменения этой формы здравоохранения в США коснулись определен­ных групп, которым медицинская помощь оказывает­ся бесплатно или на льготных условиях: государствен­ным служащим, ветеранам войн, неимущим, лицам старше 65 лет, психическим больным.

В любом случае государственная поддержка при такой модели не носит всеобщего характера, а взаи­моотношения между производящей, финансирую­щей, контролирующей и потребляющей сторонами основаны на свободном выборе, независимости, дву­сторонних договорных обязательствах. При этом объем и номенклатура обслуживания основаны на конкуренции и рыночной саморегуляции спроса и предложения.

Значительная часть населения не имеет гарантиро­ванной медицинской помощи. Особенностью системы является необоснованный объем затрат (13-18% от ВВП), тенденция к перепотреблению медицинской по­мощи имущими слоями населения, отсутствие эффек­тивных регуляторов цен и объемов медицинской дея­тельности. В настоящее время подобные системы существуют в США, большинстве арабских, африканских и ряде латиноамериканских стран.

3. Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования. Более современная и со­вершенная модель всеобщего обязательного медицин­ского страхования зародилась в конце XIX века в Гер­мании и получила развитие в период после 1-й мировой войны, в 50-е годы в большинстве европейских стран.

Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантиро­ванной медицинской помощью большинства населе­ния (за исключением самых богатых) посредством за­кона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на ме­дицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций. Имея рыночную структуру здраво­охранения, представленную независимыми частными производителями, страховыми компаниями, не изымая средств у работодателей и граждан, но, обязав их осу­ществлять платежи на правах свободного выбора, государство обеспечивает потребности населения в меди­цинской помощи посредством закона, само при этом непосредственно в производстве услуг не участвуя. Государственные органы управления здравоохра­нением в основном выполняют функции экспертно-аналитических и арбитражных служб при муниципа­литете, реализуют отдельные государственные и тер­риториальные программы и занимаются вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия. Внедрение общенациональных систем обязатель­ного медицинского страхования в большинстве разви­тых стран мира позволило обеспечить их население га­рантированной медицинской помощью, повысить эф­фективность здравоохранения и резко ограничить затраты.

По эффективности здравоохранение, основанное на принципах обязательного медицинского страхова­ния (8-12% от ВВП) уступает только государственным системам (государственное медицинское страхование и государственное здравоохранение).

4. Организация национальных систем здравоохра­нения на основе всеобщего государственного меди­ко-социального страхования. После второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного ре­гулирования, но, сохранив и частный сектор элитных и дополнительных услуг, построили страховые моде­ли, которые существенно отличаются от «классичес­кой» схемы обязательного медицинского страхования и которые можно характеризовать как модели госу­дарственного медицинского страхования.

Характеристикой такой модели является то, что го­сударство непосредственно координирует всю верти­каль взаимоотношений и само обеспечивает производ­ство медицинских услуг всему населению. А значит, в функции государственных органов управления за­кладывается ответственность, за сбор средств. Это, в свою очередь, подразумевает наличие отраслевой на­логовой инспекции по сбору средств, полное управле­ние финансами, четкую систему госзаказа, наличие госсектора и муниципального — с государственным статусом производителя медуслуг (или, как практикуется, например, в Японии, с некоммерческим принци­пом оплаты деятельности ЛПУ по фиксированным це­нам, при которых они практически работают как госу­дарственные). Отсюда — конкретные программы по объемам, затратам и жесткие регуляторы этих объе­мов. И, соответственно, совершенно конкретные обя­зательства для всех граждан.

Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в ор­ганизации медицинского обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство (6-9% от ВВП). Фактически это модель XXI века для стран, где стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве.

В некоторых странах (Великобритания, Италия, Ис­пания) бесплатная помощь оказывается только на ос­новных этапах курса лечения, а условия ее предостав­ления (комфортность, очередность) существенно от­личаются от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы медицинского обслуживания в пре­делах государственного страхования (ГМС) широко представлен приватный сектор и программы ДМС, ис­пользующие негосударственную лечебную базу. В других странах добровольное медицинское страхо­вание почти не развито (Япония) или вообще отсутст­вует (Канада).

5. Организация национальных систем здравоохране­ния на основе монопольной государственной модели. Монопольная государственная система здравоохране­ния, существовавшая в бывшем СССР и странах соци­алистического содружества, основывалась на распоря­дительно-распределительном принципе управления. Такая система была ориентирована на централизован­ный механизм формирования бюджета отрасли, орга­низацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабже­ния по фиксированным ценам, формирование и раз­витие лечебной сети в соответствии с государственны­ми нормативами по штатам, ресурсам, заработной пла­те и т. п.

Особенностью таких систем являлось монопольное построение структуры лечебной сети, стандартизация медицинской помощи без возможностей предоставле­ния дополнительных платных услуг и элитного гости­ничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды и экономических стимулов в работе медицин­ского персонала.

Финансирование медицинской деятельности осу­ществлялось исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависел от реальных налоговых поступле­ний и взносов от каждой конкретной территории, т. е. существовала система единого заказчика медицин­ской помощи в лице государства.

Исходя из этого, система управления здравоохра­нением не требовала отдельной независимой структу­ры заказчика, отвечающего за сбор средств и интере­сы населения на каждой территории и фактически бы­ла представлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территори­альный (облздрав), местные органы управления и уч­реждения здравоохранения.

 

     2.6. Основные принципы российской системы здра­воохранения                                  

Основные принципы охраны здоро­вья:

1) соблюдение прав человека и гражданина в обла­сти охраны здоровья;

2) приоритет профилак­тических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) от­ветственность органов государственной власти и уп­равлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Учреждения и организационные принципы работы сформированы по трем направлениям: лечебно-про­филактическое, охрана материнства и детства, сани­тарно-эпидемиологическое. На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи.

Первый уровень — учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местности. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельские больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы — оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на оп­ределенном территориальном участке. На учреждения первичной медико-санитарной помощи ложится ос­новная нагрузка по всем видам медицинской профи­лактики, оказанию лечебной помощи 70-80% пациен­тов, обратившихся за помощью при острых заболева­ниях и обострениях хронических.

Второй уровень условно можно обозначить как ме­дицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, городские больницы, ро­дильные дома общего профиля, учреждения реабилитационно-восстановительного назначения, стациона­ры дневного пребывания.

Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, он­кологические, кожно-венерологические, психоневро­логические.

Третий уровень — региональные медицинские уч­реждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее типичные учреждения — круп­ные многопрофильные больницы, в которых оказыва­ется медицинская помощь по  20-30 специальностям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус-конфликт­ной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.). На базе этих учреждений функционируют спе­циализированные центры (центры реанима­ции, интенсивной терапии, реабилитации и восстано­вительного лечения, перинатальной медицины и др.).

В крупных городах создана сеть консультативно-диагностических центров (КДЦ), оснащенных новей­шей аппаратурой, позволяющей применять современ­ные медицинские технологии.

Четвертый уровень — учреждения федерального и межрегионального значения, оказывающие наи­более сложные и дорогостоящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров МЗ, Академии медицинских наук, клиник  медицинских ВУЗов, федеральных клинических уч­реждений.

Руководство здравоохранением осуществляется высшим органом государственной власти — Минис­терством здравоохранения РФ, в регионах — террито­риальными органами управления здравоохранением. Финансируется здравоохранение из федерального бюджета и бюджетов регионов.

 

                       2.7. Охрана здоровья женщин и детей

Возникновение учения о ребенке принято относить к IV в. до н. э., когда была написана книга «О природе ребенка» отцом медицины Гиппократом. Тысячелети­ями медицинская помощь матери и ребенку находи­лась в основном в руках бабок повитух, передававших свой опыт из поколения в поколение. «Для дитя луч­ший врач — мать» — старинная русская пословица.

В XVI —XVII вв., начиная с правления Алексея Ми­хайловича, на Руси важной государственной задачей становятся вопросы охраны детей раннего и дошколь­ного возраста. В «Домострое» Петра I содержатся пра­вила бытовой гигиены детей и подростков в сочетании с правилами этикета. Важным государственным делом стало призрение подкинутых и больных детей, учет рождаемости и смертности, охрана здоровья учащих­ся. В 1717 году Петром I выпущено руководство по санитарно-культурным навыкам «Юности честное зер­цало». В 1727 году Петром I был издан указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконно рож­денных младенцев...» М.В.Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость издания наставлений по излечению детских болезней. Первые труды, в кото­рых рассмотрены вопросы питания, гигиены одежды, ухода, двигательной культуры детей, гигиены восприя­тия, культуры чувств, связаны с именем И.И.Бецкого. Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 году. В настоящее время она носит имя Н.Ф.Филатова. К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе.

В медико-хирургической академии в 1870 г. была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней. С этого периода педиатрия выделяется как са­мостоятельная наука и начинается новый период ее развития: быстрое становление земской медицины, возникновение детских консультаций, молочных ку­хонь и яслей.

В конце XIX и начале XX в. отечественная педиат­рия достигла наиболее высокого уровня, чему в значи­тельной степени способствовала плодотворная дея­тельность Н.Ф.Филатова, Н.П.Гундобина, К.А.Раухфуса. Было открыто 30 детских больниц, организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Однако уровень детской смертнос­ти оставался высоким: в 1913 среди детей до 1 года умирало 273 ребенка на 1000 родившихся живыми, а 43% не доживали до 5 лет.

Очевидно, что истоки многих заболеваний возни­кают в детском возрасте. Поэтому в нашей стране со­здана и функционирует уже много лет стройная систе­ма «Охраны материнства и детства».

«Охрана материнства и детства» — это комплекс­ная система государственных, общественных и меди­цинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и дет­ской смертности.

Сложность решения этой социально-гигиенической проблемы определяется, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями женского и детского ор­ганизма. У женщин они связаны с детородной функци­ей, у детей — с ростом и физическим развитием. В на­ше время службу охраны здоровья матери и ребенка представляет самостоятельная отрасль здравоохране­ния. В ее состав входят 15,5 тысяч амбулаторно-поликлинических учреждений (женские консультации, дет­ские поликлиники и амбулатории), 478 самостоятель­ных детских больниц (87,4 койки на 10.000 детей в возрасте от 0 до 14 лет), 101,8 тыс. коек для беремен­ных и рожениц, 109,4 тыс. коек для гинекологических больных. Обеспеченность врачами педиатрами состав­ляет 25,6 на 10.000 детей, акушерами-гинекологами — 5,4 на 10.000 женщин. Кроме того, что охрана здоровья матери и ребенка обеспечивается широкой сетью ле­чебно-профилактических учреждений, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей осуществляют дет­ские дошкольные учреждения, школы, детские санато­рии, реабилитационные центры.

Система «Охраны материнства и детства» состоит из нескольких этапов:

1) подготовка молодежи (Закон о половом и сексуаль­ном воспитании);

2)  подготовка молодых семей по вопросам брака (Центры планирования семьи);

3)  подготовка женщин к материнству (профилактика абортов);

4) мероприятия по охране здоровья плода (наблюде­ние в женской консультации, дородовый отпуск, рациональное трудоустройство в период беремен­ности пр.);

5)  мероприятия по охране здоровья новорожденного (родильные дома, детские поликлиники, патронаж новорожденных, послеродовый отпуск, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет);

6)  мероприятия по охране здоровья детей в дошколь­ных учреждениях;

7)  мероприятия по охране здоровья детей в школьный период, которые включают:

 а) создание соответст­вующих гигиенических условий обучения (школь­ный участок, здание, класс, микроклимат, воздуш­но-тепловой режим, вентиляция, освещение, ме­бель, учебная нагрузка, питание и пр.),

б) контроль за уровнем физического развития,

в) контроль за состоянием здоровья.

 

         2.8. Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья — процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3-4 раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).

Оценка состояния здоровья дается на момент об­следования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (пе­риод выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или ус­ловиями жизни, не учитываются.

Первый критерий — наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости ор­ганизма неблагоприятным воздействиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и под­ростки, в зависимости от состояния здоровья, подраз­деляются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями.               

5.   Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье раз­личных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприя­тий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные воз­можности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного кон­троля и адекватных лечебно-оздоровительных меро­приятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

                    Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.

Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея — 3-я группа здоровья.  

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-ал­лергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются  элементы...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует по...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует постав...

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1.  ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ...

Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов.Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очере...