ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»
элективный курс по праву (9 класс) по теме

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Настоящий курс  предполагает знакомство учащихся с основными научными понятиями, документами  зарубежного и отечественного права на фоне исторических событий, когда они были приняты / 

               Курс вариативен, то есть   учитель   может  рассчитывает его как на 34, так и на 17 часов/ 1 занятие в неделю/. В последнем случае, это позволит ребятам посетить  другие дисциплины и определиться с выбранной специальностью. Выгодность такого построения позволит легко решить проблему места данного курса в учебном плане: ничего не меняя, можно использовать часы, которые отведены на технологию.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса. Хотя история-это непрерывное движение, изучать ее сплошным, неразрывным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение требуют деления исторического материала  на хронологические отрезки, периоды. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит, прежде всего, от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует периодам развития производственных отношений. Каждому историческому этапу соответствует определенный тип развития правовой системы.

     

Предлагаемая программа предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над правовыми вопросами. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения правовых знаний в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой сфере объективно существует многовариантность решения непростых проблем, однако  основой ее являются такие общезначимые принципы, как справедливость, Гуманизм, Верность.

Помимо мировоззренческого компонента содержание данной учебной программы большое внимание уделяет усвоению правовых знаний, логических, методических  оценочных умений учащихся посредством изучения юридических документов.

При отборе контрольных заданий использованы материалы Единого экзамена по истории России.  Представлен список источников и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_istoriya_prava.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина

                                                                                 

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

для учащихся 9-х классов основной школы

«ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ

ПРАВА»

Автор: учитель   истории  и обществознания

МОУ - средняя общеобразовательная школа № 17

г. Клина  Московской области

Романова Валентина  Александровна

          Всего аудиторных занятий………..     17 часов

          в том числе

-практических занятий…………………..       1 час

-изучения нового  материала …………..        12 часов

-формы контроля . в том числе………...      4  часа    

собеседование………………………….           1 час

деловая игра…………………………..              1 час

мониторинг……………………………             1 час

защита рефератов. проектов ………..              1 час    

                                                                 

Пояснительная  записка к  программе

 Курс «История развития права » построен на материале  всеобщей истории и истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 5-9 классов, содержит интересные сведения о развитии  зарубежного и  отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, например характеристика правового положения различных категорий феодально-зависимых крестьян, виды наказаний за ту или иную  провинность. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса.

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ исторических источников;

-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

-написание рефератов с последующей защитой в рамках «Дня науки» .

При изучении курса учащиеся могут выбрать:

-объект изучения;

-вид отчетных работ;

-литературу для подготовки докладов и рефератов.

Критерии успешности учащегося.

Ученик получает зачет  /оценка не ниже «4»/при условии:

-выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в          установленный  срок и утвержденной учителем форме;

-решения не менее 75% заданий по форме Единого экзамена.

Дополнительные баллы выставляются за:

- качественно выполненное задание по собственной инициативе;

-  использование Интернет-технологий;

-участие в «Дне науки».

Форма итоговой отчетности:

Итоговая конференция и защита  рефератов.

                                   

Цель и задачи

Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каждая наука, находящаяся в

системе междисциплинарных связей, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой предмет. Историческая наука изучает прошлое

                                                                                                                           человечества в его неповторимости и многообразии. Но если исторические  науки дают преимущественно «вертикальный», то другие социальные науки, - в том числе и правоведение - «горизонтальный» срез развития общества..

В системе  юридических наук история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специальности не с точки зрения своей психологической готовности и профессиональной пригодности, а  исходя   из престижности и перспектив оплаты специалистов той или иной сферы. В силу этого изучение правовых учений в рамках юридического образования становится для будущих студентов неинтересным и бесперспективным делом, приводя их уже на первых курсах к разочарованиям.

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Настоящий курс  предполагает знакомство учащихся с основными научными понятиями, документами  зарубежного и отечественного права на фоне исторических событий, когда они были приняты. Ведь историю права нельзя изучать вне прямой и непосредственной связи с теми явлениями, которые их породили и которые определили как их содержание, так и особенности функционирования. При этом следует иметь в виду, что действие экономических факторов, будучи решающим и определяющим в историческом развитии, является не единственным рычагом,  которые влияют на ход  этого развития.

Задачи курса:

-способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и развития правовой системы в России;

-определить закономерности и составляющие отечественного права;

- помочь профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

Результатом изучения данного курса должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений и навыков, в  том числе:

  1. выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
  2. конспектировать/несколько источников по одной проблеме/;
  3. описывать изучаемый объект, объяснять общественное явление с помощью конкретных примеров;
  4. сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать их;
  5. участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы;
  6. вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности;
  7. анализировать конкретные жизненные ситуации и планировать практические действия.                                                                                                                        

Основная содержательная линия  и  место курса

«История развития права»  в учебном плане

     Элементы правового образования включаются в содержание  образовательных программ  «Граждановедение» и «Человек и общество» за курс основной школы. Развертывание знание осуществляется со следующими ориентирами:

  1. создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;
  2.  обеспечивается преемственности между основной и средней школой,  исключается прямое дублирование учебного  материала , но осуществляется возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.

   

  Содержание   данной  программы

  1. расширяет содержательный блок правовых знаний;
  2. создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
  3. обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
  4. создает возможности для формирования ценностных  ориентиров в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
  5. дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс вариативен, то есть   учитель   может  рассчитывает его как на 34, так и на 17 часов/ 1 занятие в неделю/. В последнем случае, это позволит ребятам посетить  другие дисциплины и определиться с выбранной специальностью. Выгодность такого построения позволит легко решить проблему места данного курса в учебном плане: ничего не меняя, можно использовать часы, которые отведены на технологию.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса. Хотя история-это непрерывное движение, изучать ее сплошным, неразрывным потоком невозможно. Научный анализ и обобщение требуют деления исторического материала  на хронологические отрезки, периоды. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит, прежде всего, от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует периодам развития производственных отношений. Каждому историческому этапу соответствует определенный тип развития правовой системы.

       

                                                                                                                                 

Предлагаемая программа предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над правовыми вопросами. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения правовых знаний в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой сфере объективно существует многовариантность решения непростых проблем, однако  основой ее являются такие общезначимые принципы, как справедливость, Гуманизм, Верность.

Помимо мировоззренческого компонента содержание данной учебной программы большое внимание уделяет усвоению правовых знаний, логических, методических  оценочных умений учащихся посредством изучения юридических документов.

При отборе контрольных заданий использованы материалы Единого экзамена по истории России.  Представлен список источников и литературы.

                              Учебно – тематический план

урока

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Собеседование. Выбирающему профессию юриста. Цели, содержание курса. Формы работы. Древнерусское право/1Х-Х11 вв./

1

2

Правовая система русского централизованного государства /Х1У-ХУ! вв./

1

3

Сословно-представительная монархия в России /середина ХУ1 – середина ХУ11 вв./

1

4

Право России в ХУ111 веке

1

5

Право России во в Х1Х веке-начале ХХ века

1

7

Мониторинг по системе единого государственного экзамена

1

8

Право в период диктатуры пролетариата.

/1918-1936 гг./

1

9

Право в период тоталитаризма/1936-1953 гг./

1

10

Право в период  «оттепели»/1953-1964 гг./

1

11

 Право эпохи застоя. Конституция 1977 года.

1

12

Правозащитное движение в СССР. Советские правозащитники ./А.Д Сахаров и А.И.Солженицын

1

13

Право в период перестройки/1985-1991 гг./

1

14

Практическое занятие «Сравнение Конституции РФ 1993 года и «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года.

1

15

Право на  современном этапе.

1

16

Деловая игра. Выборы президента

1

17

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция и защита рефератов учащихся.

1

Содержание программы

Введение.1 час.

Выбирающему профессию юриста. Цели, содержание курса. Формы работы.

Тема 1. Право  в жизни людей. /7 часов/

История правовых учений. Древний мир/Египет, Вавилон, Китай, Древняя Греция, Древний Рим/. Средние века /варварские правды, божий суд, рыцарская честь. Возрождение. Новое время. Теория естественного права. Презумпция невиновности. Теория разделения властей. Новейшее время. Теория правового государства.

Тема 2. История русского права ./ 9 часов./

 «Русская  Правда» как памятник права киевской Руси .Княжеские уставы. Правовое положение населения. Преступление и наказание. Судопроизводство.

Судебники 1497 и 1550 гг. как памятники права.

 Формирование системы  судебного розыска.

                                                                                                                             Уложение 1649 года как свод феодального права. Полномочия государя. Административное и судебное право. Уголовное право. Развитие вещевого и обязательного права. Наследственное право.

Крестьянская реформа 1861 года. Изменение статуса крестьянства.. Земельная реформа. Судебная реформа6 судебный устав 1864 года6суд присяжных, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.

Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 года. Законодательство о гражданских свободах. Государственная  Дума России. Избирательные законы.

Законодательная деятельность временного правительства.

Тема 3. Советские законы / 12 часов/

Основные черты права и революционного  правосознания в период диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР.

Конституции СССР  1924, 1936, 1977 годов. Права человека в СССР6 декларация и действительность. Правозащитное движение в СССР. А.Д Сахаров и А.И.Солженицын

   Право в период перестройки в СССР.

Тема 4. Право на современном этапе. / 4  часа/.

Конституция Российской Федерации 1993 года. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства.

       Итоговое  занятие. /1 час/

Экскурсиярайонный суд, районный отдел по защите прав потребителей,районное отделение УВД, прокуратуру/

Содержание программы

Введение. /1 час./

Выбирающему профессию юриста. Цели, содержание курса. Формы работы.

Право  в жизни людей.  История правовых учений. Древний мир/Египет, Вавилон, Китай, Древняя Греция, Древний Рим/. Средние века /варварские правды, божий суд, рыцарская честь. Возрождение. Новое время. Теория естественного права. Презумпция невиновности. Теория разделения властей. Новейшее время. Теория правового государства.

Тема 2. История русского права ./ 6 часов./

 «Русская  Правда» как памятник права Киевской Руси .Княжеские уставы. Правовое положение населения. Преступление и наказание. Судопроизводство.

Судебники 1497 и 1550 гг. как памятники права.

 Формирование системы  судебного розыска.                                                                                                                             Уложение 1649 года как свод феодального права. Полномочия государя. Административное и судебное право. Уголовное право. Развитие вещевого и обязательного права. Наследственное право.

Крестьянская реформа 1861 года. Изменение статуса крестьянства.. Земельная реформа. Судебная реформа. Судебный устав 1864 года Суд присяжных, формирование адвокатуры, презумпция невиновности.

Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 года. Законодательство о гражданских свободах. Государственная  Дума России. Избирательные законы.

Законодательная деятельность Временного правительства.

Тема 3. Советские законы / 6 часов/

Основные черты права и революционного  правосознания в период диктатуры пролетариата. Конституция РСФСР.

Конституции СССР  1924, 1936, 1977 годов. Права человека в СССР. Декларация и действительность. Правозащитное движение в СССР. А.Д Сахаров и А.И.Солженицын

   Право в период перестройки в СССР.

Тема 4. Право на современном этапе. / 3  часа/.

Конституция Российской Федерации 1993 года. Современное понимание прав и свобод человека. Построение основ правового государства.

   

    Итоговое  занятие. /1 час/ Научно-практическая конференция и защита рефератов учащихся.

Источники и литература

1.1.Памятники права

1.Российское законодательство  Х-ХХ вв. Т.1(.Под общей ред. О. И.Чистякова.

-М., 1984-1994.

2.Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период  Ч.1. М.,1990.

3..Титов Ю.Хрестоматия по истории государства  и права России. -М., 1997

1.2. Литература

1.Алексеев С.С.Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей./Для учащихся 9-11 классов/ М., 1998.

2.История политических и правовых учений. Древний мир. М.,1985.

3. История политических и правовых учений Средние века и Возрождение .-М., 1986.

4. История политических и правовых учений. 17-18 вв.-М., 1989.

                                                                                                                                                   

5. История политических и правовых учений. 19 век.- М., 1993.

6. История политических и правовых учений.20 век. - М., 1995.

7.Ерошкин Н.П.Крепостническое самодержавие и его политические институты.-М.,1980.

8.Зайончковский П.А.Отмена крепостного права в России .- М., 1960.

9.Казанцев С.М.История царской прокуратуры-СПб., 1993.

10.Карамзин. История государства Российского.- М., 1988-1989.

11.Конституция РФ: Энциклопедический словарь. -М., 1997.

12.Манрьков А.Г.Уложение 1649 г.-Л., 1969.

13.Никитин А., Суворова Н. Политика и право .-М., 1995.

14.Развитие русского права в ХУ- пер. пол ХУ11 в.-М., 1986.

15.Развитие русского права второй половины ХУ11-ХУ111 вв.-М., 1992.

16.Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства. - Л., 1980.

Контрольно-измерительные материалы

                                             

                                                       Часть 1.

А1.Среди перечисленных терминов назовите источники права Древнерусского государства:

1.Соборное уложение

2.Русская Правда

3.Уставы Владимира Святославича и Ярослава

4.Судебник

А2.С именем какого князя связывают происхождение Русской Правды:

1.Ярослав Мудрый

2.Владимир Святитель

3.Игорь

4. Рюрик

А3.Русская Правда трактует общее понятие преступления- преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу .Какой термин используется для обозначения преступления:

1.Свада

2.Обида

3.Татьба

4.Гонение следа.

А4.Назвоите источники права периода образования Русского централизованного государства:

1.соборное уложение

2.Русская Правда

3.Судебники

4. Княжеские уставы.

А5. Судебник 1497 г. положил начало  всеобщему закрепощению крестьян, введя повсеместно так называемый Юрьев день:

1.Да

2.Данная система сложилась значительно раньше

3. Данная система сложилась значительно  позже.

4.Не согласен с этим утверждением.

А6.»Лихим» человеком признавали:

1.Человека, совершившего кражу имущества лиц дворянского звания

2.Наиболее опасного преступника, систематически совершавшего преступления

3.Собстивенника имущества

4.Избирателя из числа землевладельца

А7.Судебная палата по Судебной реформе 1864 года рассматривала следующие дела:

1.Апелляции по решениям окружных судов

2.Крестьян

3.По уголовным преступлениям

4.О государственных и некоторых должностных преступлениях

                                         

                                                           

                                                                Часть Б

Б1.Судебник вводит новое понятие преступления -крамолу. Под крамолой понималось:

1.Деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса, например, отъезд бояр к другому князю

2..Деяние, совершаемое людьми, поднимающими народ на восстание.

Б2. Что нового появилось в системе наказаний по Судебнику 1497 года по сравнению с Русской правдой:

1.продажа за долги

2.Торговая казнь

3.Членовредительство

4.Смертная казнь

Б3.среди указанных юридических актов назовите те, которые были приняты временным правительством:

1.Закон об установлении уголовной ответственности за забастовки железнодорожников

2.Отмена телесных  наказаний

3. Право военного министра и министра внутренних дел на арест и высылку лиц, действия которых будут признаны опасными

4.Закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменения существующего строя в России.

Б4.Назовите основные завоевания революции 1905 года

1.Были частично дарованы гражданские свободы, была отменена цензура.2.Создание двухпалатного парламента, ограничивающего законодательную власть монарха и издание основных государственных законов.

3.Ухудшение положения крестьян.

4.Рабочие получили право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, сократился рабочий день.

                                              Часть С.

  При выполнении задания требуется записать развернутый ответ .При этом проверяются знания обобщенного характера.

С1.Одним из видов Божьего суда в Древнерусском государстве было испытание водой. оно проводилось путем опускания связанного человека в воду, если он тонул, то считался выигравшем дело.

В чем состоял смысл другого вида Божьего суда- испытание железом?

С2.Назовите причины принятия Соборного Уложения 1649 года.

С3. Назовите  основные виды феодального землевладения, получившие юридическое закрепление по Соборному уложению 1649 года.

Назовите черты сходства и различия.

С4.Избирательный закон 1905 года значительно расширил круг избирателей. Однако он охватывал лишь небольшую часть жителей и выборы по- прежнему оставались неравными. Какие ограничения оставались?

                             

                                Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

2,3

1

2

3

1

2

1., 4

Б1

Б2

Б3

Б4

1

2, 3, 4

1, 3, 4

1,2, 4

С1.

Испытание железом применялось тогда, когда не хватало других доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Для получения правдивых  показаний подозреваемому прижигали руку раскаленным железом, если испытываемый выдерживал боль и рука быстро заживала, то его признавали невиновным.

С2.

Причины принятие соборного Уложения 1649 года:

-восстания посадских людей, их обращение к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притясн5ний;

- недовольство дворянства ущемлениями со стороны боярства;

- обострение классовой борьбы.

С3. Основные виды феодального землевладения:

-дворцовые земли - собственность государства или непосредственно самого царя;

-вотчинное землевладение - земельное владение, передаваемое по наследству. Законодательство заботилось о том, чтобы количество родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин;

-поместное землевладение - условное держание, которое давалось за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением  лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил.    

С4.

Ограничения избирательного закона 1905 года.

-Выборы были многоступенчатыми.

-По 1-ой курии от 2 тыс. землевладельцев выбирался один выборщик .

По 2-ой курии  от 4 тыс. владельцев городской недвижимости, торговых и промышленных заведений, государственных чиновников избирался один выборщик.

По 3-ей курии- один выборщик от 30 тыс .крестьян.

По 4-ой курии- один выборщик от 90 тыс. рабочих.

То есть 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

-Избирательных прав не имели военные, полицейские, учащиеся, женщины, кочевые народы, осужденные и подследственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Классный час для учащихся 9-го класса «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

Цели:информировать  учащихся о процедуре допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов, формах проведения экзаменов, числе экзаменов по выбору и обязательных экзаменов,...

Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...

Рабочая программа по физической культуре для слабослышащих и глухих учащихся 6—11 классы (основное общее образование)

Программа подготовлена Самусенко И.Г., учителем физической культуры ГКОУ РА «Адыгейская республиканская  школа-интернат  I, II, III и IV видов» с учетом Обязательного минимума со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» спортивного объединения учащихся 5-11 классов основного общего образования.

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» спортивного объединения учащихся 5-11 классов основного общего образования....