Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)
статья по литературе

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»).

Ключевые слова: аксиология, литературоведение, целевые ориентиры личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)

Аннотация.

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»).

Ключевые слова: аксиология, литературоведение, целевые ориентиры личности

До недавнего времени в методике оставалась под негласным запретом целая область мысли, особое измерение философских знаний, - аксиология. Аксиология -  это учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Между тем она может дать универсальный и продуктивный подход к пониманию культуры, истории и литературы – т.е. может расширить методологическую базу для их изучения. Аксиологический подход известен таким гуманитарным наукам, как философия, эстетика, социология, психология, этика, культурология, где критерий ценности признается как универсальный в анализе любых явлений антропологического порядка. Актуализировавшийся сегодня путь интеграции гуманитарных наук был предсказан М. М. Бахтиным: «Наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры проходит на границах отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике». Это суждение является перспективным и многообещающим. В частности, синтез литературоведения и аксиологии открывает широкие возможности постижения природы литературного творчества. [4]

Представления о ценностях являются основой духовного существования человека. Это высшие запросы и устремления человека, идеальные образования, проявляющиеся как двигатель человеческого поведения, как внутренние целевые ориентиры личности.

Подход является особой формой  познавательной  и  практической деятельности, позволяющей рассмотреть явления под определенным углом зрения. Методист  Е.И.  Целикова,  исследуя  эволюцию  анализа литературного произведения в школе, отмечала, что он, будучи целостной, открытой,  эволюционирующей  системой,  «всегда  оставался  самобытным явлением, чьи сущностные свойства обусловлены научными открытиями в области литературной науки, и теми педагогическими задачами, которые всякий  раз  по-новому  приходилось  решать  школе» [6]

Художественная аксиология как одно из направлений отечественного литературоведения начала оформляться сравнительно недавно, в 90-е годы ХХ столетия, и проходит в настоящее время период становления и развития (Э.Л. Афанасьев, А.П. Власкин, Т.С. Власкина, Р.А. Гальцева, О.В. Зырянов, И.А. Есаулов, Т. А. Касаткина, В.А.Котельников, В.Б. Петров, Е.В. Попова, И. Роднянская, В.А. Свительский, Л.Ю. Фуксон, В.Е. Хализев и др.). Обращение к ней отражает назревшее в литературоведении стремление вновь включить художественную культуру в общекультурный – бытийный –план. [5]

Всякий человек вольно или невольно руководствуется ценностями как жизненными ориентирами. Они могут быть разного достоинства (истинными и мнимыми, вечными и преходящими). Основываясь на своем «аксиологическим видении мира», человек формулирует оценочные суждения по отношению к тем реалиям, которые появляются в его жизни. Таким образом, определив личные ценности и ориентиры, мы можем понять мотивы поступков человека, его поведения. Они проявляются и во внешности, и в жилище, и в вещах, которые их окружают. Поэтому возможны «ценностные характеристики» человека, которые до сих пор не учитывались. В этом аспекте смысл любого хрестоматийного произведения может развернуться свежо и многозначно. В пользе аксиологического подхода мы сейчас убедимся на примере сказки Андерсена.

Это сказка о добре и зле, о любви и безразличии, о дружбе, отваге, бескорыстии и честности. Каждый герой символизирует людские черты и духовные понятия.

Образ Снежной королевы в сказке воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию. Здесь необходимо обратить внимание  учеников на ее внешность и жилище. В произведении всего два описания Снежной королевы, и оба даются в восприятии Кая. В обоих случаях подчеркивается красота королевы, но в первый раз Кая пугает ее ледяной неживой взгляд. Лишь после того, как в его сердце попал осколок зеркала, мальчик стал считать ее совершенством, идеалом.

Жилище Снежной королевы характеризуется всего тремя словами «холодно, пустынно, грандиозно!» Здесь можно привлечь детские ассоциации, возникающие с большой белой комнатой, они могут быть разными: и холодильник, и операционная, и научная лаборатория. Королева сидит на троне в центре озера, которое называется «Зеркалом разума». Оно воплощает холодный разум, лишенный чувств и эмоций. Именно разум Снежная королева ценит больше всего. Именно он выделяет человека из природы, в результате чего Кай перестает любить красоту природы — розы маленького садика — и начинает видеть красоту рассудочной игры. Осколок зеркала в глазу Кая — и на смену живому чувству приходит холодный рассудок, критицизм, интерес к геометрии снежинок. [3]

Кай, с наполовину замороженным сердцем, по заданию Снежной королевы пытается сложить из льдинок слово «вечность» и познать мир разумной, абсолютной и чистой красоты. На первый взгляд, это задание простое, но Кай не может его выполнить. Он  «все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на месте, такой бледный, неподвижный, словно нежилой. Можно было подумать, что он совсем замерз». [1] Одной из причин может быть несоответствие внутренних идеалов и ценностей с предлагаемыми Снежной королевой.

В осмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве,— мир мертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Кай, приобщившись к ледяному миру, хвастает, что «знает все действия арифметики, да еще с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей». Он хочет познать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумной красоты. Но «что значит знать?» — фаустовский вопрос, решаемый Андерсеном. Мир невозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевной связи всего живого. И Герда, которая не знала арифметики и дробей, внесла высшее, подлинное знание сердца в холодные чертоги смерти, абсолютного разума — и слово «вечность» само сложилось из льдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Таким образом, согласно философской концепции Андерсена, мир постигается сердцем.

Список литературы

  1. Андерсен Г. Х. Снежная королева. https://skazkibasni.com/archives/1528
  2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]  / М.М. Бахтин.–М. : Искусство,1979. –С. 44.
  3. Конева А.В. Человек, мыслящий культуру («Снежная Королева» Г.Х. Андерсена) // Серия “Symposium”,Виртуальное пространство культуры. , Выпуск 3 / Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 гСанкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C.74-77.
  4. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества. [Текст]: автореф. дисс. ... докт. фил. наук. 10.01.08 / Е.В. Попова. –М., 2004. –С. 7, 13.
  5. Терентьева Н.П. Аксиологический подход к изучению художественного мира литературного произведения в литературоведении  и методике. docplayer.ru/31671781-Aksiologicheskiy-podhod-k-izucheniyu-hudozhestvennogo-mira-literaturnogo-proizvedeniya-v-literaturovedenii-i-metodike-n-p.html
  6. Целикова, Е.И. Эволюция анализа литературного произведения в школе. История и современность [Текст] :  автореф. дисс. ... докт. пед. наук. 13.00.02 / Е.И. Целикова. - СПб., 2001. –С. 7.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы.  Перспективы введения про­фильного обучения на старшей ступени школы особенно актуа­лизировали...

«Мальчик и девочка» (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»). Литература. 5 класс.

Разработка урока литературы.  Цели урока:  ·         - выяснить, почему автор начинает свою сказку с рассказа о злом тролле;·...

Система работы над образовательным проектом «Создание сценария и постановка сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»

Велики возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике. Театральное искусство как форма конструирования жизни, построения жизнеподобия через игру актера, оформления визу...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...