Система работы над образовательным проектом «Создание сценария и постановка сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»
статья (литература) на тему

Велики возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.

Театральное искусство как форма конструирования жизни, построения жизнеподобия через игру актера, оформления визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения подрастающего поколения в процесс познания, духовного и социального развития.

Поэтому в качестве проекта нами была избрана театральная постановка по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Снежная королева".doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ
НАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
ПО ТЕМЕ

«Создание сценария и постановка  сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систе му приемов и способов овладения определенными практическими или тео ретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы го ворим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

 Метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта.  Для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий ис полнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию сов местной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст руированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально органи зованной учебной среде.

Для современной школы актуальными являются две разновидности проек тирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования об разовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.

Велики возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.

Театральное искусство как форма конструирования жизни, построения жизнеподобия через игру актера, оформления визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения подрастающего поколения в процесс познания, духовного и социального развития.

Поэтому в качестве проекта нами была избрана театральная постановка по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

     Исходным этапом работы является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется экспери мент, а главное, формулируется тема проекта.

В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым ша гом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной груп пы. Показав актуальность и привлека тельность погружения в данную об ласть исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип техноло гии проектного обучения — это сотруд ничество и сотворчество.

Цели работы над проектом:

  1. научить самостоятельному достижению намеченной цели;
  2. научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом ре шить;
  3. сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
  4. сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
  5. сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом:

  1. «Застольный» период.
  2. Период «проб».
  3. Постановочный период.
  4. Репетиционный период.
  5. Презентация спектакля.

«Застольный» период: обмен знаниями по теме проекта, высказывания пожеланий, вопросов, обсуждение возникших идей, перечисление возможных направлений проекта, формулирование темы проекта для  группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп, получение общего представления о будущем направлении проектной работы, определение временных рамок, ограничивающих этапы работы, На этом этапе учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

Период «проб»:  уточнение намеченных цели и задач; распределение ролей; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы.

Следует отметить, что основной за дачей периода «проб» являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное по лучение и анализ информации. Учитель при этом следит за деятельностью учащихся, оказывает им необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу так же входят корректировка деятельности всех участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов. В конце данного этапа происходит подведение итогов про деланной работы и определение непосредственной роли и задач каждого участника проекта.

Постановочный период: систематизация, структурирование полученной инфор мации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы спектакля, работа над сценической речью, движением, музыкой, изготовление декораций, костюмов.

Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся максимальную са мостоятельность и помочь проявить творческую активность, чтобы  дать возможность раскрыться каждому ученику. На данном этапе возможно привлечение к работе над проектом родителей.

Репетиционный период: на данном этапе осуществляется окончательная доработка всех элементов проекта, подготовка его к презентации в различных формах.

Презентация полученных резуль татов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме стная презентация участниками результатов работы надо проектом; сов местная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей дея тельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, до пущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя — объяснить участни кам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового об щения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на реше ние проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей ( понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний, изучения методов научного познания ( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Сценарий внеурочного мероприятия по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Музыкальное сопровождение можно поменять по своему вкусу...

Самостоятельная работа по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Самостоятельная работа по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Сценарий спектакля по мотивам сказки Х.К.Андерсена "Снежная Королева"

Сценарий спектакля по мотивам сказки Х.К.Андерсена "Снежная Королева".Спектакль рассчитан на 40 минут....

Методическая разработка «Сценарий театрализованного тематического мероприятия» «Приключения Кая и Герды» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Театрализованное тематическое мероприятие является основной формой презентации итога реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Арена юных» циркового коллектива ...