Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).
план-конспект урока по литературе (5 класс)

В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы».  К статье приложен конспект урока по литературе в 5 классе по теме: «Ледяной разум», «каменная красота» и любящее сердце (опыт сопоставления сказки «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»). 

           В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы» учителя русского языка и литерауры ГБОУ «Школа 1270 «Вектор» Пузиной А.С.  К статье приложен конспект урока по литературе в 5 классе по теме: «Ледяной разум», «каменная красота» и любящее сердце (опыт сопоставления сказки «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

 

   Сопоставление литературных произведений — широко известный методический прием, способствующий углу бленному изучению каждого из сопоставляемых произведений и дающий богатый материал для теоретико-литературных выводов. На уроках, выстроенных в форме сопоставления художественных произведений, ученики обучаются основным принципам и видам этого анализа, сопоставляя их жанровую основу, выполняя сравнительную характеристику персонажей, соотнося произведения художественной литературы с другими видами искусства. Серия уроков в 5 классе, посвященная изучению сказочных традиций литературных сказок Г. Х. Андерсена и литературных сказов П. Бажова, завершается итоговым уроком, одной из методических идей которого является обучение сопоставительному анализу (см. приложение 1). Об этом говорит уже его название: «Ледяной разум», «каменная красота» и любящее сердце». Для сопоставления выбраны литературная сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и литературный сказ П. Бажова «Хозяйка Медной горы». Общность их фольклорных истоков позволяет проработать сравнительную характеристику образов Снежной королевы и Хозяйки Медной горы как сходных персонажей.

 Рассмотрение художественной специфики этих произведений связано с обращением к писательским замыслам. Постижение авторских замыслов было предложено через

 1. творческое осмысление учащимися сквозных тем и образов персонажей, их сравнительную характеристику;

 2. сопоставление жанровых источников этих произведений, народной основы их сюжетов;

 3. выявление общих тенденций в преображении писателями фольклорных преданий и насыщении исходных народных образов новыми смысловыми оттенками.

С методической точки зрения залогом результативности итогового урока послужила его необычная структура: осмысление текста в совместной групповой работе, беседа и заполнение опорного конспекта на Контрольном листе (см. приложение 2). Уходом от беседы, как основного метода работы на уроке, ее чередованием с работой в группах, чтением и пересказом, с индивидуальными ответами и словесной лабораторией, с игровым моментом и словесным рисованием, — всем этим достигается главное: ученики освобождаются от репродуктивной деятельности, последовательно формируются навыки анализа и интерпретации текста, а не только пересказа.

  Методологически обучение сопоставительному анализу художественного произведения опирается на взаимосвязь логического и образного мышления учащихся. Конечным вариантом урока является вариант анализа, творческого процесса, требующий логического обоснования и отражения в опорном конспекте Контрольного листа. Образное мышление учеников находит выход в осмыслении, интерпретации и толковании прочитанного.  Контрольный листок выступает своеобразным логическим стержнем урока. На нём представлены задания, таблица-основа сравнения Снежной королевы и Хозяйки Медной горы, намечены выводы.

 Во втором задании Контрольного листа предлагается работа над характеристикой персонажей. Разумеется, что прием этот в 5 классе довольно условен: психологический словарь этого возраста еще беден, сдвиг интереса от события к герою произойдет через год-полтора. Поэтому имело смысл  строить работу над характеристикой по формуле «слово-текст-новое слово». Задание нацеливает на выбор общих черт в образах подобных, опираясь на предложенные основания для сравнения. В процессе работы над текстом нужно выбрать тот необходимый и верный материал, который послужит логическим обоснованием для сравнения заданных персонажей. Понятно, что выбор нужного материала заставляет задуматься о характере персонажа, этически оценить найденную информацию в тексте. На уроке рассматриваются четыре возможные позиции, которые могут быть основаниями сравнения.

 В сравнительном описании для обязательного выведения предполагаются такие детали, как элементы портрета сравниваемых персонажей. Поэтому первое основание — одежда, внешность, портрет. Во-вторых, для дальнейшего свободного разговора о подобии героинь Х.К.Андерсена и П.П.Бажова, следовало обратить внимание на подобие их местонахождения в пространстве (что очень четко связывается с фольклорными функциями персонажа, так как выступает проявлением неких заданных внутренних состояний во внешних признаках). В старших классах описанию внутреннего состояния, находящего проявление во внешних признаках, отводится важное место среди деталей, подчеркивающих основную мысль описания-сравнения. В связи с этим было выбрано следующее основание для сравнения — сведения об их царствах. С той же целью — закрепить фольклорную функцию персонажа — было предложено и третье основание для сравнения: отношение к ним людей. Чтобы определиться с данным ответом, потребуется обратиться к анализу сюжетных эпизодов, сквозных мотивов, то есть непосредственно к уровню текстовой организации. Для дальнейшего смыслового построения сквозных образов-деталей, закрепленных за фигурами героинь Андерсена и Бажова (в подобных либо в контрастных отношениях), вводится задание в виде словесной лаборатории. Ребятам предлагается пояснить выражения «ледяное сердце», «каменное сердце», подобрав несколько синонимов. Задание специально вынесено за рамки таблицы, поскольку настраивает на разговор о качестве характера индивидуального и предвосхищает в схеме сравнительной характеристики то доказательство, когда следует привести целый ряд примеров-поступков, раскрывающих разные степени проявления этого качества. Для того, чтобы психологическая и этическая оценка увязалась с экспрессивной оценочностью устойчивых выражений, задание словесной лаборатории подкрепляется заданием на словесную характеристику иллюстраций-портретов, представленных на стенде. Задача учащихся состоит в том, чтобы уяснить самостоятельную художественную ценность иллюстраций и одновременно понять то, как интерпретируется литературный образ в рисунке. Эта двуединая задача ставится, когда предлагается сопоставить иллюстрации-портреты к персонажам разных произведений. Ребята отмечают удачные работы, аргументируют свои ответы, указывая на выражение глаз, черты портрета, тонировку, одежду, позу. Особо проговариваются предложения с противопоставлениями (зато, однако, хотя, но, тоже), не забыты и богатые возможности синонимии «портретной» лексики. В данный момент опыт сопоставления позволяет проникнуть в творческую лабораторию писателя.

 Опираясь на непосредственное восприятие, ребята аргументируют свои варианты суждений, приводится в движение их воображение, память. Подобное включение логического и образного мышления не единичен на уроке. Прикоснуться к основам образности произведения в единстве с идейным осмыслением предлагает и следующее задание: разъяснить значение Солнца в фольклорных сказках и соотнести это знание с текстом. Началом словесной лаборатории служит вопрос: «Почему в царстве Снежной королевы и Малахитницы никогда не бывает солнца?» («…веселье никогда туда не заглядывало…»). Соотносим настроение Герды, возникшее от солнечного тепла, с этим замечанием: «Стало вдруг так тепло, как если бы это возвеселился сам Христос». На доске открываются данные цитаты, подчеркиваем опорные слова, выводим символический смысловой ряд:  «солнце-веселье-Христос-…». Предлагаю продолжить. «Красота, любовь, сердечность»-- называют ребята. Обращаем внимание на строки старого псалма, трижды(!) звучавшие в рождественской сказке, в которых рядом появляются и красота цветущих роз (высмеянных Каем), и ощущение близости младенца Христа. Подобная работа по разъяснению слов, образов помогает постичь основу образности произведения, связать восприятие с главной идеей. Не случайно итоговым действием урока становится сложение слова-ребуса из поощрительных букв, заработанных группой. Ответом явится слово «милосердие» -- мерило человеческого существования в философской концепции двух писателей.

На дальнейших уроках мы не забудем опыт сопоставления: на уроках, посвященных сказочным традициям русской литературы в повести А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители», в связи с поступком Алеши ребята вспомнят Кая, который также предал то, что любил, из-за гордости и самолюбия, вспомнят и Данилу-мастера. А итоговый урок завершается домашней творческой работой. Главной целью сочинения было найти мысль, которая объединила и оправдала бы сравнительное описание. Цельностью и связностью отличались те работы, в которых была четко определена и выражена мысль о том, в связи с чем и зачем сравниваются качества и поступки персонажей.

Таким образом, обучение сопоставительному анализу в 5 классе должно строиться на взаимосвязи логического и образного мышления, не разрушать целостного восприятия и художественного очарования произведения. И вместе с тем не стоит забывать, что сопоставительный анализ — это умение гуманитарного характера, а умение делать учебную работу рано или поздно становится желанием ее делать, так же, как и умение мыслить —  желанием мыслить. Именно такое желание и определяет направленность личности, то есть ее развитие.

Приложение 1.

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Ледяной разум», «каменная красота» и любящее сердце (опыт сопоставления сказки «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

Цели урока:

  1. Провести сопоставительный анализ сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы» на основе анализа фольклорной природы образов и сюжетов. Продолжить прививать навыки анализа содержания прозаического произведения, обучить принципам сопоставительного анализа.
  2. Продолжить формирование нравственной позиции в жизни.
  3. Отработать умение связно отвечать на вопрос и формировать аналитический вывод на основании анализа текста.
  4. Закрепить тему «Фольклорная основа литературной сказки и сказа». Расширить представление школьников о фольклоре.
  5. Привить навык работать в группе.
  6. Углубить понимание изучаемых произведений.

Форма урока: беседа с элементами работы по группам.

Оборудование урока:

  1. Стенд «Знаешь ли ты жизнь Г. Х. Андерсена?»
  2. Портреты П. Бажова и Г. Х. Андерсена.
  3. Иллюстрационный материал к сказке Андерсена и сказам П. Бажова (пронумерованный).
  4. Выставка разных изданий сказок Г. Х. Андерсена
  5. Контрольные листки с вопросами, заданиями и выводами, заполняемые группами во время урока.
  6. Слово «милосердие», разделенное на буквы (по одному слову на каждую группу). Буквы отдаются группе за правильный, интересный, полный ответ.

Ход урока.

 Вводное слово учителя: сегодняшний урок — итоговый по изучению творчества Г. Х. Андерсена и сказов П. Бажова. Уже состоялся разговор о темах, которые затронули писатели в своих произведениях: о труде и счастье, о любви и верности, о поисках красоты в природе и искусстве. Сегодня мы обратимся к фольклорной основе их историй, сопоставив два произведения.

I. Определение жанра и объяснение названий.

Итак, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и «Хозяйка Медной горы» П. Бажова.

Определите жанр произведений и перечислите их признаки (детям предлагается записать в первое задание Контрольного листа жанр и его признаки: группа 1— сказки «Снежная королева», группа 2—сказа  «Хозяйка Медной горы», группе 3—определить их общие признаки).

Через 7 минут прослушиваем ответы групп и дополняем записи, раздаю буквы ребуса.

II. Сравнение образов Снежной королевы и Хозяйки Медной горы.

Ребята сообщают, что общими для этих произведений являются некоторые образы персонажей. Предлагаю угадать, о ком речь:

1. «Была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и все же живая!»

2. «Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая…»

3. Укутана в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек, словно снежный сугроб…»

4. «А одежда, и верно, такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Платье, а на глаз как шелк, хоть рукой гладь.»

Спрашиваю, чем перекликаются эти описания? (Одежда у Снежной королевы изо льда и снега, а у Малахитницы из камня, удивительно слышать, что они живые).

Предлагаю заполнить таблицу второго задания Контрольного листа опорными словосочетаниями, характеризующими

--одежду и портрет героинь (1 группа),

-- царства природных хозяек (2 группа),

--отношение людей к Снежной королеве и Малахитнице (3 группа).

Спустя несколько минут, насыщенных обсуждениями подобранных цитат в группах, выслушиваем ответы и переходим к формулированию вывода первой части урока.

 III. Осмысление символического значения фольклорных образов.

Этот этап урока проводится в форме беседы по вопросам, адресуемым группам по очереди.

              1 группе: Доступны ли царства Снежной королевы и Малахитницы солнцу? Почему в их царствах никогда не бывает солнца? Что символизирует солнце в сказках Андерсена? А в русских народных сказках? (Следует работа с доской: веселье-солнце-младенец Христос).

              2 группе: Далеко ли находятся королевства хозяек льда и камня? Какое царство из русских народных сказок напоминает царство Снежной королевы?

              3 группе: Докажите, что их царства находятся в стране забвения. Что может символизировать их поцелуй? А с какими действиями в сказках связано забывание? Есть ли в образах Снежной королевы и Малахитницы что-нибудь от языческих божеств?

После беседы заполняем выводы первой части Контрольного листа, зачитываем их.

        Задаю вопрос на языковую компетенцию: Что символизируют в народном сознании лед и камень? Объясните выражения «ледяное сердце» и «каменное сердце» синонимами. (Соревнуемся: какая команда удачнее и больше подберет смысловых синонимов, поясняющих эти выражения.)

        Закрепляю достигнутое небольшим выводом: Итак, фантастические образы этих произведений заимствованы из устного народного творчества, из фольклорных преданий. За ними закреплено символическое значение «бесчувственности», «враждебности», «замороженности», «окаменелости».

IV. Осмысление фольклорной основы произведений.

          Предлагаю ответить всем ребятам на третий вопрос Контрольного листа: Какие фольклорные предания используют авторы в своих произведениях? В качестве ответов  ребята указывают фольклорные предания о природных хозяйках и их царствах. Выясняем, какие предметы являются идеальными в царствах Снежной королевы и Хозяйки Медной горы. Ребята вспоминают о том, что собой представляет Каменный Цветок, кто его ищет и находит, когда его можно увидеть и что говорит о нем «старый мастер», почему несчастен увидевший его человек. Не забываем сказать о том, что символизирует ледяное озеро в чертогах Снежной королевы. Во время ответов звучит текст.

            После ответов приходим к выводу: писатели заимствуют фольклорные предания и образы, но и Г. Х, Андерсен, и П. Бажов переосмысливают их, подчиняют своему замыслу, своей идее.

V. Осмысление авторских замыслов, определение основной идеи сопоставляемых произведений. Беседуем по опорным вопросам. Чему покровительствует Малахитница П. Бажова? Чем одаривает она горных мастеров? (Малахитница— покровительница творчества. В ее горе все прекрасно. Пускает она туда лишь тех мастеров, что ищут совершенства. Это царство искусства, не согретого любовью человеческой.) Вспомним, как меняется Кай, после того, как осколок зеркала тролля попал в его сердце? (Снежная королева — владетельница бесчувственного ума, главная ценность в ее королевстве — ледяной, абсолютно правильный разум. Кай увлечен «ледяной игрой разума» с того момента, как в его сердце проникает ложь. Писатель мастерски соединяет смыслы: бесчувственное-разумное-лживое.)

          Задаю наводящий вопрос. Чем хвастал он перед Снежной королевой? Ребята ищут в тексте нужную цитату. А что значит «знать»? Он же и «Отче наш» знал, а помнил только таблицу умножения? Вспомните: Герда, которая, может быть, не знает дробных вычислений арифметики, Герда смогла постигнуть закон любого жизненного действия — у нее-то получилось сложить слово «вечность». Почему? Какая сила помогла ей? Ученики вспоминают, что сказала об этой силе старая финка северному оленю.

          Как же эта сила наивного, милого, любящего сердца помогла Герде в чертогах Снежной королевы? (Аналитические ответы с опорой на текст— главное условие этого этапа урока.) Обращаю внимание на вопрос 4 Контрольного листа: перечислите,  что, по мнению П. Бажова и Г. Андерсена, оказывается сильнее «ледяного сердца» и «каменной красоты»? После записи ответов и заполнения вывода Контрольного листа ребятам предлагается разгадать ребус: сложить из поощрительных букв, заработанных группой, слово. Проверяем: что же является мерилом человеческого существования? Ученики с радостью называют слово «милосердие».

 Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы научились с вами сопоставлять жанровую основу произведений, образы и сюжеты, отметили связь их с фольклорными преданиями и говорили о мастерстве писательских замыслов. В дальнейшем нам предстоит обратиться к украинским преданиям в литературном изложении Н. В. Гоголя, к литературным сказкам А. Погорельского, В. Одоевского, К. Паустовского, М. Пришвина. Впереди нас еще ждет продолжение разговора.

Домашнее задание: написать сочинение сопоставительного характера по теме урока.

Приложение 2.

Контрольный листок.

Задание 1

    1 группа: Определите жанр «Снежной королевы», перечислите признаки.

    2 группа: Определите жанр «Хозяйки Медной горы», перечислите признаки.

    3 группа: Поясните смысл названия «Снежная королева», «Хозяйка Медной горы». Как  перекликаются названия?

Задание 2

Сравните образы Снежной королевы и Малахитницы. Заполните таблицу опорными словосочетаниями.

Основание для

сравнения

Снежная королева

Хозяйка Медной горы

Одежда,

Портрет

Сведения

о царстве

Отношение

к ним людей

 Поясните выражения «ледяное сердце», «каменное сердце», подобрав несколько синонимов:____________________________________________________________________

Закончите вывод:

Снежная королева и Малахитница  – это___________________________________________

______________________________. Эти образы воплощают ________________начало природы. Народная традиция наделяет их такими качествами, как________________,
_______________,__________________.

Задание 3

Перечислите, на какие фольклорные предания опирались авторы в своих произведениях:

                               1.о________________________________________________________

                               2.о__________________________________________________________

                               3.о__________________________________________________________

                               4.о__________________________________________________________

                               5.о__________________________________________________________

Задание 4.

 Назовите, что, по мнению П. Бажова и Г. Андерсена, оказывается сильнее «ледяного разума» и «каменной красоты»?_________________________________________
_____________________________________________________________________________

Закончите вывод:

По замыслу писателей, это истории о том, как______________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Конспект учебного занятия по литературе «В чем сила Герды» (по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева»)

Участники: воспитанники 5 класса специального (коррекционного) класса VII вида Цели урока:·         развитие творческих и аналитических способностей в...

Урок в 5 классе по сказу Бажова"Хозяйка Медной горы"

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса....

Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...

Конспект открытого занятия на тему: "Иллюстрирование сказки П.Бажова "Хозяйка медной горы""

 На занятии дети узнают: - С помощью каких средств Ю.Васнецов передает сказочность, необычность происходящего (волшебное освещение – красный, желтый, синий фон рисунков; украшение на...

Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком  отбора художе...