Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Михаил Вячеславович Колокольцев

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta_urok-issled._p_i_n.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

Конспект урока-исследования

«Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (литература, 10 класс)

Цели урока:

  1. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;
  2. Формирование умений собирать, систематизировать материал для характеристики героя и анализировать способы раскрытия авторского отношения к изображаемому, формирование собственной мировоззренческой позиции учащегося на основе темы урока;
  3. Освоение учащимися приёмов работы в группах;
  4. Развитие речевой культуры учащихся

Подготовительный этап урока-исследования: учащимся заранее (за 2 урока) были предложены вопросы для обсуждения («Просмотрите записи в тетрадях и отберите в романе «Преступление и наказание» эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, связанные с характеристикой женских образов романа; сделайте закладки в тексте, выпишите ключевые слова и цитаты на карточки»), рекомендуемая литература (С.В. Белов «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий»). Двум учащимся было поручено подготовить доклады (см. ниже)

Группой учащихся был подготовлен материалы для оформления стенда по теме урока.

 

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Организационный момент. Сообщение преподавателем темы и определение целей урока.

  1. Беседа с учащимися по вопросам (развёрнутые ответы учащихся):
  1. С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин, творчество которого мы только что закончили изучать, знакомит так подробно читателей с историей одной семьи («Господа Головлёвы» и историей одного города (одноимённое произведение)?

(Жизнь семьи и города – своеобразный срез жизни общества, государства).

  1. Почему в центре романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (произведения, с которым Достоевский в романе «Преступление и наказание» проводит определённые параллели) оказывается женщина?

(Н.Г. Чернышевский был убеждён, что положение женщины в обществе наиболее полно характеризует это общество)

Постановка проблем:

  1. «Какое общество предстаёт перед читателями романа Ф.М. Достоевского      «Преступление и наказание», исходя из судеб героинь произведения?
  2. Какой путь к исправлению общества предлагает автор романа?

3.  Выступления учащихся (доклады)

         Доклад № 1 – «Характеристика эпохи, о которой идёт речь в романе»

    Доклад № 2 – «Женские образы русской литературы как персонажи, характеризующие эпоху»

     Учащиеся и преподаватель задают вопросы к докладчикам, оценивают их доклады, могут    

     выступить оппонентами.

  1. Направление поиска исследования: учащиеся вспоминают примерный план характеристики литературного героя, делаются записи на доске и в тетрадях:

  1. описание внешности;
  2. «говорящее имя» персонажа;
  3. речевая характеристика;
  4. социальное положение, образ жизни;
  5. характер;
  6. поступки, характеризующие героя;
  7. авторское и личное отношение к герою;

  1. Работа в группах: «Женские образы в романе. Характеристика».

Главных женских образов в романе шесть: Алёна Ивановна (старуха-процентщица, Лизавета, Катерина Ивановна, Пульхерия Александровна, Дуня, Соня Мармеладова), характеристика одной героини – цель исследовательской работы одной группы, всего 6 групп.

                Представителям групп учитель даёт карточки с перечнем характерных признаков героини, по которым они определяют объект исследовательской работы своей группы.

Группа 1

«Вострые и злые глазки», «истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка», «фланелевое тряпьё».

Группа 2

Медный крестик, отданный Соне.

Группа 3

«Чахоточное лицо», «зелёная драдедамовая шаль».

Группа 4

«Это был портрет Дунечкиного лица, только двадцать лет спустя. Оно было прекрасно…» «Всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить её переступить».

Группа 5

«Лицом она была похожа на брата, но её можно было даже назвать красавицей»

Группа 6

Именно она читала Раскольникову библейскую историю о воскресении Лазаря. В эпилоге романа, вспоминая эту героиню, Родион Раскольников думает: «Разве могут её убеждения не быть теперь моими убеждениями?»

Учащиеся в поисках ответов  на вопросы по заданному ранее плану пользуются результатами работы на подготовительном этапе к уроку-исследованию (см. выше), ищут  помощи  друг у друга, обмениваются точками зрения, вырабатывая общее мнение группы. При этом одним или двумя участниками анализируется раздаточный литературоведческий материал, подготовленный учителем, один участник отбирает материал с информационного стенда (см. подготовительный этап).

                Каждая  группа  по истечении времени, данного на работу, представляет итог своей деятельности. Ответ каждой группы обсуждается остальными учащимися: поощряются вопросы, дополнения, возможна дискуссия при несовпадении точки зрения на какой-либо вопрос. Особо важна здесь роль лидера группы (оценивающего индивидуальный вклад каждого в групповую работу) и преподавателя (направляющего ход обсуждения работ). Сопоставляя суждения, выслушивая аргументы, учащиеся делают записи ключевых положений в тетрадях.

                Выступление каждой группы заканчивается выводом, который сводится к единому мнению: все героини, несмотря на различные характеры и судьбы, несчастны. Вспоминается озвученное в начале урока убеждение Н.Г. Чернышевского, который считал, что положение женщины в обществе наиболее полно характеризует состояние этого общества.

  1. Заключительное слово учителя. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.

Ответы на поставленные в начале урока проблемные вопросы:

  1. Героини романа «Преступление и наказание» очень разные: по возрасту, мировоззрению, социальному положению, характеру  и судьбе. И всё же все они несчастливы. Значит, подталкивает нас к выводу Ф.М. Достоевский, корень бед Алёны Ивановны, Лизаветы, Катерины Ивановны, Пульхерии Александровны, Дуни (которая обретает счастье, но после событий, изложенных в романе), Сони Мармеладовой – не в них самих. Их жизненный кризис свидетельствует о кризисе общества, в котором они существуют («Лик мира  сего мне самому очень не нравится» (Ф.М. Достоевский)).
  2. Путь выхода из этого кризиса – это не революционное, а христианское обновление, путь Сони Мармеладовой, Родиона Раскольникова и самого Ф.М. Достоевского. Возможно, он утопичен. Подумайте над словами английского поэта Уистена Хью Одена, который сказал: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказал, недостойно называться человеческим».

  1. Вариативное домашнее задание:
  1. эссе на тему «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказал, недостойно называться человеческим» (У.Х. Оден);
  2. тезисный план к сочинению на тему: «Униженные и оскорблённые» героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе

Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».    Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к художественному тексту, на основе чего сформировать способы оце...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание"...

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются  две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...