Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Лепешева Елена Анатольевна

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чистоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_dostoevskomu.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции    Ф.М.Достоевского

Эпиграф: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу»

                                                                                Ф. М. Достоевский.

Цель: определить, в чем заключается «правда» Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чистоту.

                                                    Конспект урока

П. «Человек вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» - писал Ф. М. Достоевский в письме своему брату Михаилу.  Как вы понимаете эти слова?

       В правдивости этих слов мы убедились в процессе постижения одного из героев романа Достоевского «Преступление и наказание», Родиона Раскольникова. Мы осуждаем этого героя за его антигуманистическую, бесчеловечную идею, повлекшую за собой преступление, которое, как мы убедились, принесло Раскольникову только нравственные страдания. Однако Ф. М. Достоевский как писатель – гуманист, проводя своего героя через тернистый путь испытаний и мук совести, не оставляет надежды на его исправление. Мы видим сострадание автора к любому человеку, даже самому падшему грешнику, умение понять его душу. Натура Раскольникова сложна и противоречива, на протяжении всего романа в его душе происходит постоянная борьба добра и зла, тьмы и света. И если двойники героя – это темная, злая сторона натуры Раскольникова, то кто же олицетворяет светлую, добрую сторону?

У. Соня Мармеладова.

П.  Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Раскольникова?

У.  Соня Мармеладова, благодаря своей любви и состраданию к герою, смогла воскресить его душу к новой жизни.

П. Тема нашего урока: «Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Достоевского». В конце урока мы должны ответить на  вопросы: В чем «правда» Сони Мармеладовой? Как, несмотря на совершенное преступление, ей удается сохранить нравственную чистоту?

      В ходе нашего урока мы будем работать с тренажером, который перед вами. Проанализировав образ Сони, вы должны будете дать развернутую характеристику этой героине и ответить на вопросы, являющиеся целью урока.

    Соня Мармеладова – образ светлый, созданный автором с огромной любовью, теплотой и состраданием, но с другой стороны, это героиня с трудной судьбой, обреченная жить в мире «униженных и оскорбленных» в вечном страдании. Образ Сони раскрыт Достоевским во взаимоотношениях с Раскольниковым, поэтому в центре урока будут эпизоды знакомства с героиней и две встречи.

     Как узнает Раскольников о Соне и Соню?

У. Впервые он узнает о Соне в трактире из разговора с Мармеладовым, а встречает ее, когда приносит Мармеладова, раздавленного лошадьми в его дом.

                          (Индивидуальное сообщение о судьбе Сони Мармеладовой)

У. Соня Мармеладова – восемнадцатилетняя девушка, которая живет с отцом – пьяницей, Семеном Захаровичем Мармеладовым, мачехой Катериной Ивановной и тремя сводными братьями и сестрами. Семья Мармеладовых находится в бедственном положении, живет в нищете. Ее отец, единственный добытчик денег в семье пьет. Будучи не в состоянии заработать необходимую сумму денег для семьи честным трудом, Соня вынуждена была переступить себя и пойти по «желтому билету».

П. Как Раскольников отнесся к услышанной истории о судьбе Сони?

У. Он посочувствовал ей, а затем язвительно усмехнулся над подлостью человека, который ко всему привыкает: «Поплакали и привыкли. Ко всему – то подлец  человек привыкает». Таков неутешительный вывод Раскольникова.

П. Обратимся к вашим тренажерам. Разгадывая образ Сони Мармеладовой, мы в ходе урока будем анализировать известные нам средства характеристики литературного героя. В процессе работы вы должны заполнять тренажер.

Вначале обратимся к портретной характеристике Сони. Стремясь к глубокому психологическому раскрытию характеров персонажей, Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику. Писатель дважды прибегает к портрету главных героев. Рассмотрим портреты Сони из 2 и 3 частей романа.

У. ( Читает портрет 1 со слов « Из толпы, неслышно и робко…» до слов «…что невольно привлекало внимание к ней.»)

П. Чем отличаются эти портреты? На что обращает автор наше внимание при описании внешности, одежды героини?

У.  Одежда описана, как бы сама по себе, зато глаза обращают на себя внимание. Глаза излучают тепло души, и не случайно, что они голубые, ведь голубой цвет – символ божественности.

П. Еще одним важнейшим средством характеристики героя является описание жилища. С точки зрения одного из литературных критиков, Достоевский – «большой мастер одухотворения материи, которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». Прочитаем описание комнаты Сони.

У. ( Читает. )

П. Какие ключевые слова можно выделить в этом описании?

У. Сарай, уродливый неправильный четырехугольник, окна на канаву, почти отсутствует мебель, беднота, сырость, желтоватые обои.

П. Характер героя раскрывается также и во взаимоотношениях с другими персонажами. Дома вы анализировали по группам две центральные сцены романа и взаимоотношений Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова. Обратимся к 1 визиту Раскольникова в комнату Сони. Когда и зачем приходит Р. к Соне?

У. После разрыва с семьей, чтобы уйти вместе: «Пойдем вместе…- ты тоже преступила, смогла преступить. Сначала Р. не замечает разницы между своим и Сониным преступлением.

П. Почему Р. разговаривает с Соней безжалостным тоном?

У. Он хочет доказать ей, что жертва ее напрасна. Он говорит: «Еще бы это не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь…»

П. На самом деле, жертва Сони материально никого не спасла: Мармеладовы продолжают жить в нищете, на похороны отца Сони деньги дает Р., на похороны Катерины Ивановны – Свидригайлов. Поступок Сони только приблизил катастрофу семьи Мармеладовых. Это и пытается доказать Соне Р., изводя ее безжалостными вопросами. Т. О., жертва Сони напрасна. В чем же смысл этой жертвы?

У. Ненасытимое страдание.

П. Ее жертва христианская по своей сути.

В какой момент Р. переходит от «вы» на «ты»?

У. Когда он поддается обаянию человеколюбия Сони. Когда он понимает силу ее страдания, бескорыстность ее жертвы.

                                                        ( Чтение отрывка)    

П. Р. пришел к Соне, так как считал ее такой же преступницей, как и он сам, убедился ли он в том, что это не так?

У. Соня была совсем другой. Р. удивлялся, как долго она могла оставаться в таком положении и не сошла с ума.

П. В чем же сила Сони? Что позволяло ей, несмотря на нарушение нравственных норм, сохранять чистоту души?

У. В твердой вере в Бога, в чудо.

П. А верил ли в Бога Р.? Почему же тогда, увидев у Сони Библию, он просит ее прочитать именно притчу о воскресении Лазаря?

У. Религиозность Сони влияет на него, у него на мгновение возникает мысль о собственном возрождении.

П. Какие чувства испытывает Соня при чтении этой притчи?

У. Сначала она не хотела читать, руки дрожали, не хватало голоса, но когда дошла до описания чуда, голос стал звонок как металл, торжество и радость звучали в нем и крепили его.

П. Сделаем выводы по этому эпизоду.

Обратимся ко 2 эпизоду. Когда и зачем приходит Р. к Соне во 2 раз.

У. После поминок отца Сони, чтобы признаться в преступлении.

П.  Что изменилось в поведении Р.?

У. Он уже не был таким уверенным судьей, голос дрожал, говорил тихо: «Выделанно – нахальный и бессильно – вызывающий тон его исчез, даже голос вдруг ослабел». В нем боролись противоположные чувства ненависти и любви к Соне.

П. Почему Р. решил признаться Соне?

У. Он считал, что она сможет понять его, хотел снять хоть часть своих мук.

П. Как Соня отреагировала на признание Р.7

У. Она с состраданием отнеслась к этому: «Что вы, что вы это над собой сделали? Нет, нет тебя несчастнее на целом свете!»

П. Какую главную причину убийства называет Р.?

У. «Я хотел Наполеоном сделаться…Я захотел убить для себя, для себя одного.»

П. Может ли понять его Соня? Почему?

У. Нет, для нее все люди одинаковы, равны перед Богом. «Это человек – то вошь! – восклицает она.

П. Какой выход видит Соня?

У. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»

П. В чем же «правда» Сони Мармеладовой?

У. Безграничное сострадание, человечность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, самопожертвование, готовность к раскаянию, чистота души, вера в Бога, чуткость, отзывчивость, кротость.

П. Обратимся к эпиграфу. Какую же идею Достоевского воплощает Соня?

Достоевский писал: «Нет счастья в комфорте, оно покупается страданием. Человек не родится для счастья, так как заслуживает свое счастье, и всегда страданием.»    

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского

  1. Заполните таблицу

                Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление  наказание»

Средства характеристики

Примеры

Цитаты

Портрет

Жилище

Взаимоотношения с другими героями

Авторская характеристика

2)Запишите выводы по теме данного урока:

  • В чем «правда» Сони Мармеладовой?
  • Какая идея Ф. М. Достоевского воплощена в образе Сони Мармеладовой?
  • Какую роль сыграла Соня в «воскрешении» Родиона Раскольникова?

              Притяжательные местоимения и речевой этикет

Употребление местоимений

Вы, Ваш уместно:

Употребление местоимений

ты, твой уместно:

1) по отношению к

 незнакомому,

 малознакомому адресату;

1) по отношению к хорошо

знакомому адресату;

2) в официальной

 обстановке общения;

2)в неофициальной

обстановке общения;

3)при подчеркнуто

вежливом, сдержанном

отношении к адресату;

3)при дружеском,

фамильярном отношении

к адресату;

4)по отношению к равному

и старшему (по возрасту,

положению) адресату.

4)по отношению к равному

и младшему адресату.


        

                                                              Текст №1

Вежл…вость предпол…гает искусство челов…ческого общения. В разных языках встр…чается множество вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь.

                                                   Образцы поздравлений

                    Дорогой Боря!

Поздравляем тебя с Новым годом!

Желаем здоровья, счастья, успехов в учебе.

                                Твои друзья Петя и Ваня.

Уважаемая Ирина Александровна!

С Днем учителя Вас поздравляет шестой класс!

                                                        Ваши ученики.

ТВОЙ

ВАШ

НАШ

МОЙ

СВОЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"

Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

конспект урока по роману "Преступление и наказание"

Конспект урока является приложением к документу "Система работы по теме "Гражданско- патриотическое воспитание школьников на уроках литературы"...

Урок литературы в 10 классе на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф.М.Достоевского"

Конспект урока может быть использован на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"...