Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" Образ Сони Мармеладовой
план-конспект урока по литературе (10 класс)

В данном уроке рассмаривается образ Сони Мармеладовой по роману Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание". Урок полностью соответствует новым ФГОССОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prestuplenie_i_nakazanie.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 10 классе « Свет Сониной души… Две правды в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и Наказание»

Цель урока: показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтобы изменить существующий миропорядок, сосредоточив мысль учащихся на постижении «правды» Сони Мармеладовой.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.
  • Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в группе и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

  • Познавательные УУД: умение включаться в исследовательскую и проектную деятельность; выделять тему, проблему, задачи урока, искать необходимую информацию в тексте; составлять характеристику героя, давать ему оценку.
  • Коммуникативные УУД: умение вести диалог в соответствии с нормами общения; слушать и слышать друг друга; формулировать свою точку зрения на события и поступки героев; формировать монологическую речь; составлять план; читать выразительно вслух, понимать прочитанное, пересказывать фрагменты.
  • Личностные УУД: развитие личностных особенностей в соответствии с правилами и нормами морали: доброты, любви, сострадания; развитие самоконтроля.
  • Регулятивные УУД: формирование способности к целеполаганию; развитие регуляции учебной деятельности и саморегуляции (планирование цели и нахождение путей их достижения); формирование ситуации рефлексии - самокоррекции.

Ресурсы: мультимедийная презентация;, фрагмент фильма ( видео) по одноименному роману « Встреча Раскольникова с Соней Мармеладовой во второй раз», музыка , чтение стихотворения « Я слушал тишину заброшенных селений».

Ход урока

#1054;ргмомент .

  1. Здравствуйте, ребята !

Поговорим?

Поговорим!

А знаете о чем?

О чем?

О разном и о прочем. О том что хорошо и хорошо не очень Поговорим!

- Поговорим!

-Нам будет интересно

Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА Души». И задумались бы над вопросом « Что питает душу человеческую?»
Пусть урок принес вам новые открытия, я пожелаю вам успеха.

Продолжите , пожалуйста, фразу

На протяжении нескольких уроков мы изучаем ( роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»)

-А какая тема была предыдущего занятия? ( роль Лужина и Свидригайлова в романе)

Учитель: Поэтому мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания. У нас сегодня на уроке будут сотрудничать 2 группы. Работать мы будем не только в группах, но и индивидуально. А сейчас вам нужно будет действовать сообща . Первая группа создает и читает вопросы ( так называемые тонкие вопросы), а вторая – на них отвечает. . Вторая группа придумывает толстые вопросы первой группе, и она тоже на них должна будет ответить. Начало вопросов уже лежат у вас на столах. Вспомним , что тонкие вопросы требуют однозначного ответа . Например Кто? Что ? Когда?. Толстые вопросы – это ответы на вопросы Почему ? Что общего у героев? Предположите, что будет ? Они требуют развернутого ответа на вопрос. Каждой группе нужно задать 7 вопросов . Приступаем к выполнению этого задания. ( примерно минут 5 - 7 )

1 группа задает вопросы 2 группе. ( тонкие вопросы)

- При каких обстоятельствах мы узнаем о Лужине и Свидригайлове ( из письма Пульхерии Александровны)

2. Как звали Лужина и Свидригайлова ( Петр Петрович и Аркадий Иванович)

3. За кого должна выйти замуж Дуня ( за Лужина)

4. Выходит ли она за него замуж ? ( нет)

5. Как называют Свидригайлова в романе ? ( развратником и шулером).

6. Что происходит с Аркадием Ивановичем в конце романа? ( он застрелился, так при этом и не придя к Богу).

7. Можно ли этих 2 героев отнести к «сильным мира сего» . (конечно же да).

2 группа задает вопросы 1 группе ( толстые вопросы)

Какое же у вас впечатление о Лужине из письма матери? ( добрый Лужин, а невеста и мать 90 верст на телеге проехали)

2. Что вы можете рассказать о Лужине ( Лужин – носит чин надворного советника, вышел из низов, хочет в Петербурге открыть адвокатскую контору)

3. Объясните какие же принципы были у Лужина? ( Больше всего ценил деньги: они равняли его со всем , что было выше его» Живет по принципу « все дозволено ( случай с Соней. Нужен этот поступок, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками)

Оправдывает подлость и жестокость . Отвергает христианскую мораль. Его теория об кафтане)

  1. Что общего во взглядах Лужина и теории Раскольникова? ( Эгоизм и бесчеловечность. Лужин открыто проповедует эгоизм : « Возлюби , прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано)
  2. Почему же Свидригайлов будто вышел из сна? ( он действительно как сон, точно густой, грязно – желтый петербургский туман)
  3. Почему Свидригайлов говорит Раскольникову « Мы с тобой одного поля ягоды»? ( У них есть общие точки Свидригайлов только далее ушел по тому же пути, на который едва ступил Раскольников, и он показывает убийце по совести неизбежные выводы его теории, служит ему вещим зеркалом. Это двойник и антипод Раскольникова)
  4. Вы согласны, что образ Свидригайлова противоречив? Назовите злые и добрые поступки этого героя? ( Злые Виновен в самоубийстве лакея Филиппа. Жестоко оскорбил девочку Отравил жену. Он шулер. Добрые: Избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя. Хочет помочь избавиться от Лужина. Пощадил Дуню во время последнего свидания. Помогает семье Мармеладовых)

Учитель : Хорошо , ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили то , о чем мы говорили на предыдущих занятиях А беседовали мы о Лужине и Свидригайлове , о двойственности Петербурга, об униженных и оскорбленных на страницах романа , о теории Раскольникова . А сегодня мы поговорим о ней и о нем. Предлагаю вашему вниманию посмотреть инсценировку эпизода романа, которую подготовили учащиеся 10 класса.

Инсценировка

Бабушкина Дарья ( Соня Мармеладова) открывает дверь вместе со свечкой . В нее входит Богдан ( Раскольников) . Я читаю слова автора .

Автор Прошло минут пять. Он все ходил взад и вперед , молча и не взглядывая на нее. ( Он взял ее обеими руками за плечи прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно , он смотрел как совсем сумасшедший)

Соня - Что вы, что вы это ? Передо мной!

Раскольников: Я не тебе поклонился, я всему , я всему страданию человеческому поклонился. Слушай! Я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца, и что я моей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобой.

Соня: Ах, что вы это им сказали! И при ней? Сидеть со мной Честь! Да ведь я бесчестная …я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!

Раскольников: не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое. А что ты великая грешница, то это так. А пуще всего тем, ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи , которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама( только стоит глаза раскрыть) что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь! Да скажи же мне , наконец, , как этакий позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

Соня : А с детьми Катерины Ивановны что будет?

Автор : Раскольников странно посмотрел на нее. А затем нашел у нее книгу Новый завет в старом переплете. Он попросил ее прочесть про воскресение Лазаря. Она прочитала ему этот отрывок.

Соня : Все об воскресении Лазаря.

Автор : Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этом нищенской комнате убийцу и блудницу , странно сошедшихся за чтением вечной книги.

Раскольников : Я о деле пришел говорить. Я сегодня родных бросил. Я не пойду к ним теперь

Соня Зачем?

Раскольников У меня теперь одна ты. Пойдем вместе. . Я пришел к тебе. Мы

вместе прокляты , вместе и пойдем….

Учитель: Спасибо , ребята за актерское выступление. Продолжаем наш урок.

Мы посмотрели с вами эпизод Как вы думаете ? Какова же тема нашего урока. ( образ Сони Мармеладовой. ) А еще ( варианты учащихся)

- С чем встречала Соня Раскольникова ?( со свечой)

- Какова же тема нашего урока ( Свет Сониной души.)

А какие идеи были у двух героев? ( идея бунта и идея смирения)

- Продолжим тему нашего урока? ( Две правды в романе Ф. М. Достоевского)

Какую же цель мы поставим перед собой? Проговаривают. Примерные ответы. “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить правду Сони с правдой Раскольникова.

Учитель : Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”?

Учитель: На сегодняшнем уроке мы обсудим вопросы, касающиеся Сони Мармеладовой , а также сравним две правды главных героев.

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

- О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ.одного ученика) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Учитель: В начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие). . Ребята, а теперь подумаем над вопросом ( проблемный вопрос)

- А “как вы назовете ее за этот поступок: блудницей или великодушною героинею»

( вывешиваю ) свою рыбу на доску( кости все закрыты, открыт только вопрос)

Какие факты нам уже известны из рассказа Отца Сони? ( она получила желтый билет) ( Открываю кость, где написано, что она получила желтый билет)

_ А причины ? ( Почему она пошла по желтому билету? (Спасала от голодной смерти мачеху, ее детей и отца-пьяницу)

Учитель: На протяжении всего романа Соня и Раскольников встречаются около 10 раз. Но среди этих встреч три эпизода являются главными. Давайте поговорим о первом визите Раскольникова к Соне. Открываем свои книги романа « Преступление и наказание» (Часть 4, глава IV)

Первая встреча - это первый шаг к сближению.

Ребята, мы уже посмотрели небольшой эпизод , который проинсценировали нам учащиеся. Теперь давайте прочитаем небольшой отрывок из этого эпизода. Начиная со слов ( Она смотрела на него и ничего не понимала…. До слов Прощай, руки не давай. Завтра.)

Беседа по первому отрывку:

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? (Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? (Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. (Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников? Подтвердите текстом (Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них? (Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.) Она смиряется с такой жизнью , и ее смирение не предполагает самоубийство.

- Какой же факт говорит Раскольников Соне? ( Открываю на кластере) ( Ты тоже преступила).

- А каковы причины? Почему Соня не покончила жизнь самоубийством . Одна только ее фраза ? ( « А с ними что будет») открываю

- Как вы думаете, в чем сила главной героини? (Беседа. Примерный ответ. Сила героини не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Значит что в этой жизни главное для Сони ( смирение) это факт?

А что помогает ей в жизни ? ( вера в бога). Открываю фишбоун Факт – смирение; а причина “Что бы я без бога-то была?”

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги? (Беседа. Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Следующая кость Какой факт мы выяснили ? ( Соня сильная личность)

Причины : Почему эта девушка – сильная личность? “ кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

Учитель делает обобщение. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет активный характер. И в христианской вере героини на первом месте стоит не обрядовая сторона, а практическая – забота о ближних.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом. (Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я.

Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? (Беседа.)

Учитель делает обобщение. После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

- Ребята, мы с вами пропустили очень важный отрывок из этого эпизода ? Какой ( Воскрешение Лазаря).

- Перескажите мне его? (пересказывает один учащийся).

- Как вы думаете одинаково действует этот эпизод из Евангеле на Соню и на Родиона Романовича? нет Соня уже воскресла, поверив в Бога, а Раскольников еще мертв духовно)

Какой вывод можно сделать ? ( мотив воскресения есть у Сони) факт открываю . Причина Чтением этой притчи Соня как бы говорит, что она была как Лазарь умерший, и Христос воскресил меня) . « Я и сама была Лазарь умерший и Христос воскресил меня»)

- Почему Раскольников выбирает именно эту притчу ? (Беседа. Примерный ответ. Он, подобно Лазарю, провел 4 дня после убийства старухи, как в гробу. Но и так же, как это произошло с Лазарем, надеется на воскрешение из мертвых. И в этом ему поможет Соня.

Физкультминутка: От болячек и простуд, от хворей и лени – бежать ( бег на месте), плыть ( как плаваем показываем), карабкаться,( руками показываем) , идти ( шаг на месте), лететь ( помашем руками)… Движенье – это сила! А сила – это жизнь!

Жить – ради радости счастья,( вверх поднимаем руки)

Жить – ради горечи слез.( разведем руки в стороны)

Жить – ради слова участья, ( наклоны влево вправо)

Жить – ради прелести грез.( встали на цыпочки потянулись потянулись)

Продолжаем наш урок

Учитель: После первого визита Раскольников продолжает мается, не находит себе места . И вот он во второй раз приходит к главной героине. В части 5 в главе 4 мы уже видим , что они стали понимать друг друга. Второй визит Посмотрите отрывок из фильма « Преступление и наказание» , режиссер Дмитрий Святозаров , фильм 2007 года) роль Сони Мармеладовой исполняет Полина Филоненко, а роль Раскольникова исполняет Владимир Кошевой ( 5 минут)

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? (Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней? (Примерный ответ. Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. ( Маша Демидова читает , Даша Прошкина читает) (Чтение цитат. Примерный ответ. Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда ... вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею...”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”.)

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. (Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы, что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

Вывод ученики делают Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Анализируя этот отрывок, что же мы напишем в фактах? ( не оттолкнула , встала на колени перед ним) открыла

А причины каковы? (Что вы, что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!») ( открываю причины)

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом. (Беседа, работа с текстом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание

- Принимает ли такой совет Раскольников? (Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах

– О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова ? (Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце)

Учитель делает обобщение: Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

Учитель: Раскольникова мучает совесть . Но о своем убийстве признаться властям он не спешит. Бродит по улицам Петербурга, даже хотел покончить жизнь самоубийством, но не решается на это. И вот он в третий раз приходит к главной героине

Открываем книги (Часть 6, глава VIII)

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

Работа в группах :

Вопросы группам- 1 группа

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне? (Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

- Как ведет себя Соня? (Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе с Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

Вопросы 2 группе:

- Почему Раскольников уходит от Сони один? (Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда?.. Я один”, - закричал Раскольников)

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Подтвердите текстом (Примерный ответ. Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

- Какой вывод можно сделать из анализируемого вами отрывка. ? (Соня помогла “сгореть” индивидуалистической философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.)

Учитель : Ребята , что мы узнаем из эпилога о Соне Мармеладовой? ( Она отправляется вместе с Родионом Романовичем на каторгу, и остается с ним все восемь лет в ссылке)

ХВОСТ фишбоуна Вывод

Кто же такая Сонечка Мармеладова блудница или великодушная героиня? ( великодушная героиня)

А лучше сказать Соня – «святая грешница», нравственный идеал Ф. М. Достоевского.

Вывешиваю вывод .

У вас лежит кластер на столах, в нем две правды: одна – Родиона Романовича, а другая Софьи Семеновны. Я прошу вас проанализируйте его и расскажите , пожалуйста, какие же две правды проповедовали главные герои? ( даю минутку на анализ) ( Анализ делает Старшиненкова Ирина)

- Мы заканчиваем изучение романа. Нам осталось поговорить только об эпилоге. Но пролистывая страницы романа, хотелось бы сказать: « Я видел пьяниц с мудрыми глазами. И падших женщин с ликом чистоты» Итак отрывок из стихотворения Георгия Шелда« Заповедь поэта» читает Демидова Мария.

Я слушал тишину заброшенных селений
И бесконечный шум в трущобах городских;
Я был в местах святых, намоленных и древних,
Где нет мирских сует и глупостей людских.

Я видел пьяниц с мудрыми глазами
И падших женщин с ликом чистоты.
Я знаю сильных, что взахлёб рыдали
И слабых, что несут кресты.

Не бойся вора в нищенском обличье,
И проклинать за мелочь, не спеши-
Ты бойся тех, кто выглядит прилично,
Вор с праведным лицом уносит часть души.

Не осуждай за то, в чём не уверен;
Не обещай, если решил солгать.
Не проверяй, когда уже доверил!
И не дари, планируя отнять.

Молись тогда, когда в молитву веришь;
Живи лишь с тем, кого ты любишь сам.
Гони прочь тех, кого ты ненавидишь;
И доверяй глазам, а не пустым словам.

- Что общего в этом стихотворении и в романе Ф. М. Достоевского узнаем на следующем уроке.

Обобщающее слово учителя: Итак в чем же храме души мы сегодня побывали ? ( Мы рассмотрели образ Сони Мармеладовой)

- Какими же душевными качествами обладает наша героиня ? ( Милосердие, сострадание, смирение, скромность, жертвенность).

Учитель : С образом Сони связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми и что основу этого единения нужно искать не в обществе « сильных мира сего», а в глубине народной России. Судьба Сони полностью опровергает близорукий взгляд Раскольникова – теоретика на окружающую жизнь. В условиях , казалось бы, совершенно исключающих добро и человечность героиня находит свет и выход. Сам Ф. М. Достоевский говорил : « Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться».

Рефлексия: На столе у меня лежат листочки с фразой а кому – то достанется с вопросом. Выходите по одному берете листочек либо продолжаете фразу , либо отвечаете на вопрос. ( одним предложением или двумя).

  1. Мне больше всего удалось ...
  2. За что ты можешь себя похвалить?
  3. За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?
  4. Что меня удивило?
  5. Для меня было открытием то, что ...
  6. Что, на ваш, взгляд удалось?
  7. Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
  8. Мои достижения на уроке ...
  9. сегодня я узнал…
  10. было интересно…
  11. было трудно…
  12. Я выполнял задания…

Оценки за урок……Хорошо работали ….. Отлично работали….

Домашнее задание : Знать содержание эпилога. Творческая работа « Письмо герою» ( Раскольникову или Соне Мармеладовой Требование : сохранение жанра письма. Содержание письмо из 21 века. Поговорить с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что бы хотели посоветовать.

Спасибо , ребята, за занятие Урок окончен. . До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

Тяжкое бремя выбора( урок по роману Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание")

Урок-суд " Тяжкое бремя выбора" по роману  Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание", проводится в 10 классе по завершении изучения романа....

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...